Пословицы викингов

Мудрость древних викингов Древние викинги, подавляющее большинство которых были выходцами из Норвегии, заселили остров Исландия более тысячи лет тому назад, в IX — X веках нашей эры. Их необычная кул...

Древние викинги, подавляющее большинство которых были выходцами из Норвегии, заселили остров Исландия более тысячи лет тому назад, в IX — X веках нашей эры. Их необычная культура, язык и образ жизни были неотъемлемой частью скандинавской культуры того времени, уходящей своими корнями в глубокую древность.

Викинги вели своё происхождение от древнегерманских племён, были язычниками и поклонялись языческим богам. Самым главным из них считался бог по имени Один (Óðinn), вторым по значимости был Тор (Þór). Среди прекрасной половины небожителей, самыми известными и почитаемыми были жена Одина — Фрейя (Freyja), и жена Тора — Сиф (Sif). Кроме того, у этой когорты наиболее важных и известных языческих богов было множество детей, некоторые из которых также были довольно известными и востребованными.

Несмотря на то, что в 1000-м году нашей эры Исландия официально приняла христианство, в течение многих последующих веков, языческое понимание мира продолжало жить в сознании людей. Мудрость былых времён передавалась в исландском обществе из поколения в поколение, идя рядом, рука об руку, с официальной христианской религией.

В Исландии были написаны рукописи, которые считаются самыми древними из известных и сохранившихся в мире на сегодняшний день. Рукописи называются саги, что в переводе на русский язык означает «рассказы» или «истории». Одна из самых известных саг называется «Старшая Эдда». Сага состоит из эдических песен, передававшихся из уст в уста многими поколениями. Самая старая сохранившаяся рукопись «Старшей Эдды» была записана в Исландии в 13-м веке н.э. Это одно из древнейших литературных произведений на древнеисландском языке, уходящем корнями в глубину веков.

Одна из наиболее известных песен, входящих в состав «Старшей Эдды», называется Хаувамауль (Hávamál). В переводе с древнеисландского это значит «Изречения Высокого». Высоким скандинавы называли верховного языческого бога Одина. А сама песня «Изречения Высокого» — это, своего рода, философия жизни, сборник правил житейской мудрости того времени, по которым Один советовал людям жить.

Хотя этой поэзии более 1000 лет, она остаётся удивительно современной. Когда читаешь «Изречения Высокого» испытываешь странное ощущение. Кажется, что эти строки написаны не в глубокой древности, а в наше время, настолько они злободневны и  актуальны. И начинаешь понимать, как мало в своей основе изменился человек за прошедшие века. Конечно, с точки зрения развития науки и техники, качества и комфорта жизни людей, в обществе за это время произошли колоссальные изменения. Но главные жизненные ценности, оказывается, остаются неизменными во все времена и совершенно не зависят от того, в каком веке мы живём.

Вот основные постулаты жизненной мудрости: каждый человек — ценность и каждый сам отвечает за свою жизнь, является кузнецом своего счастья или несчастья. Жизнь каждого человека неразрывно связана с природой и обществом. Лучше живётся тому, у кого есть собственный тёплый очаг, кто радуется солнцу, кто честен и крепок здоровьем. Хуже живётся тому, кто гоняется за дутой репутацией, богатством и роскошью. Смерти не избежать никому, но добрая слава переживает человека и делает его бессмертным.

Далее отрывки из песни Хаувамауль (Hávamál) — «Изречения Высокого» в переводе Лены Бергманн. Прочтите внимательно и насладитесь красотой языка этого древнейшего памятника человеческой мудрости, написанного более тысячи лет назад.

О гостеприимстве:

Нужен огонь вошедшему с холода, у него застыли колени. Еда и одежда надобны путнику, перешедшему горы.

Гостю вода нужна и ручник, и любезное слово, и чтоб мог рассказать он, что у него лежит на душе.

О мудрости и скромности:

Ум нужен страннику в краях чужих, дома ему всё просто. Насмех поднимут невежду любого, что меж мудрых сидит.

Умом своим похваляться не надо, лучше быть осторожным. Хитрец молчаливый, в доме чужом находясь, редко впросак попадает.

Ибо нет на свете надёжнее друга, чем житейская мудрость.

На трапезе гость осторожный молчит и внимает. Слушать ушами, глазами всё видеть умный стремится.

Счастлив тот, кто умом своим жив и разумом славен, ибо часто недобрый совет от других получаешь.

Нет в пути лучшей ноши, чем разум ясный. Он для бедняка в краях чужих богатства дороже.

Спросит с умом и ответит разумно, кто мудрым желает прослыть. Одному доверяйся, двоим — никогда, знают трое — знает весь свет.

О пьянстве:

Нет в пути лучшей ноши, чем разум ясный. Худшего груза за собой не потащишь, чем чрево, полное пива.

Нету от пива добра и пользы, как многие думают. Чем больше пьёшь, тем хуже разум подвластен тебе.

В гости придя, глазеет глупец, молчит иль болтает. Только он выпьет, и всякому видно, как пуста голова его.

О хороших манерах:

Мёд из кубка пей, да знай меру, рассуждай умно иль молчи. Никто тебя невежей не ославит, коль спать ляжешь рано.

Обжора живот без конца набивает себе на погибель. Часто смеются умные люди над жирной утробой.

Знают стада, когда время пришло им покинуть пастбище. А человек неразумный не знает никак, сколько чрево может вместить.

Кто нравом тяжёл и всем недоволен — над другими смеётся. А знать бы он должен, но ему невдомёк, что и сам он с изъяном.

Поесть надо рано. А как в гости идёшь — закуси перед тем, не то будешь в гостях только жадно жевать и беседу не сможешь вести.

Порой слишком рано я в гости являлся, иногда слишком поздно. Пиво выпито было, или вовсе не сварено. Гость немилый — всегда невпопад.

О болтливости, сплетнях и насмешках:

Неразумному мужу лучше помалкивать, средь людей находясь. Если он промолчит, в нём глупца не узнают.

Но в том горе невежды болтливого, что молчать он не может.

Кто молчать не умеет, тот глупостей много наскажет нередко. Несчастье накличет язык непокорный, коль его распустить.

Насмешник доволен, что, гостя обидев, сбежать ухитрился. Он только не знает, что глупым глумленьем он нажил сердитых врагов.

О дружбе и обмане:

Крюк большой к неверному другу, хоть под боком живёт. А к доброму другу дорога легка, хоть до него далече.

Знай, когда надо уйти, слишком долго в гостях не сиди. Даже приятель станет противен, в доме застряв.

Если друга имеешь и в нём ты уверен, и хочешь добра от него, открывай ему душу, подарки дари, часто его навещай.

Если знаешь кого-то, в ком ты не уверен, в ком видишь коварство, улыбайся в ответ, затаи свои мысли, той же монетой плати.

У друзей ненадёжных жарче огня дружба пять дней пылает. А шестой наступил — всё сгорело дотла, и дружбы как не бывало.

О трудолюбии:

Пусть тот рано встаёт, кто у другого хочет добро или жизнь отнять. Не видать лежачему волку добычи, а проспавшему — победы.

Пусть тот рано встаёт, кого ждёт работа, а помощников мало. Много теряет ленивец сонливый, проворный — полклада найдёт.

Знает хозяин, сколько на кровлю надобно балок и драни, и сколько потребно поленьев за зиму пожечь в очаге.

О богатстве, бедности и предрассудках:

Сытый и чистый на тинг отправляйся, хоть и в бедной одежде. Башмаков и штанов стыдиться не надо, как и коня, коли он неказист.

Тот не знает, кто мало чего знает, что многие от богатства дуреют. Один — богач, другой же бедняк, и в том вины его нет.

Хоть твой дом невелик, но он — твой, ты себе господин. Пусть всего две козы и плетёная кровля — всё лучше подачек.

Храбрым и щедрым живётся всех лучше, заботы они не знают. Трус и скряга вечно трясётся, боится подарок принять.

Мощью своей разумный похваляться не должен. С сильным встретясь, поймёт он, что трудно других превзойти.

Об одиночестве и смысле жизни:

Сохнет сосна одинокая в поле, отвалились кора и иглы. Таков человек, никем не любимый. Сколько он проживёт?

Головня головню поджигает, пламя родится от пламени. Человек человека по речам познаёт, а в безмолвье тупеет.

Даже хворый судьбой не совсем обездолен: кто славен сынами, кто роднёй, кто богатством, кто делами своими.

Каждому следует в меру быть умным, не мудрствуя много. Лишь тому беззаботно живётся, кто не знает вперёд свой удел.

Сын — это счастье, хоть и поздно родился, отца не застав. Камень могильный у главной дороги только потомок поставит.

Читайте также:  Пословицы посвящены общению устному или письменному

Лучше живым быть, нежели мёртвым, живые добро наживают. Я видел огонь в очаге у богатого, а смерть ждала за порогом.

Гибнут стада, родня умирает, сам умрёшь в свой черёд. Но вечно живёт добрая память о славных делах…

Жизненная мудрость древних викингов очень впечатляет! Всегда, во все времена, человек хочет быть счастливым и может быть счастливым, независимо от того, в каком веке живёт и какие достижения технического прогресса его окружают. Ощущение счастья никак не связано с богатством и обладанием властью.

Современные потомки древних викингов, живущие сейчас в тёплых домах, «упакованные» джипами, гаджетами и интернетом, учатся быть счастливыми у своих далёких, ходивших пешком и живших в землянках, но таких мудрых предков…

Источник

potustorony.ru

95 афоризмов житейской мудрости от викингов

Песни о богах и героях средневековой Исландии, условно объединяемые названием «Старшая Эдда», сохранились в рукописи, которая датируется второй половиной XIII века. Неизвестно, была ли эта рукопись первой либо у нее были какие-то предшественники. Предыстория рукописи так же неизвестна, как и предыстория рукописи «Беовульфа». Первые 95 строф в песне «Речи Высокого» (т. е. речи Одина) представляют собой коллекцию афоризмов житейской мудрости. Эти максимы знакомят нас с некоторыми правилами поведения и жизненными принципами древних скандинавских народов. Так мы можем узнать, например, что гостеприимство и умение быть хорошим гостем — это не только базовые правила этикета, но и вопрос чести для викингов. А наивысшее благо для героя — его доброе имя, потому что все преходяще, и родня, и богатство, и собственная жизнь, — навсегда остается одна только слава о подвигах героя. Эти же строфы по-прежнему во многом актуальны и в наше время, ведь советы о том, как должен вести себя мужчина, чтобы прожить достойную жизнь, мало чем отличаются в любую эпоху.

1 Прежде чем в дом войдешь, все входы ты осмотри, ты огляди, — ибо как знать, в этом жилище

недругов нет ли.

2 Дающим привет! Гость появился! Где место найдет он? Торопится тот, кто хотел бы скорей

у огня отогреться.

3 Дорог огонь тому, кто с дороги, чьи застыли колени; в еде и одежде нуждается странник

в горных краях.

4 Гостю вода нужна и ручник, приглашенье учтивое, надо приветливо речь повести

и выслушать гостя.

5 Ум надобен тем, кто далёко забрел, — дома все тебе ведомо; насмешливо будут глядеть на невежду,

средь мудрых сидящего.

6 Умом пред людьми похваляться не надо — скрывать его стоит; если мудрец будет молчать — не грозит ему горе, ибо нет на земле надежнее друга,

чем мудрость житейская.

7 Гость осторожный, дом посетивший, безмолвно внимает — чутко слушать и зорко смотреть

мудрый стремится.

8 Счастливы те, кто заслужил похвалу и приязнь; труднее найти добрый совет

в груди у других.

9 Счастливы те, кто в жизни славны разумом добрым; неладный совет часто найдешь

у другого в груди.

10 Нету в пути драгоценней ноши, чем мудрость житейская, дороже сокровищ она на чужбине —

то бедных богатство.

11 Нету в пути драгоценней ноши, чем мудрость житейская, хуже нельзя в путь запастись,

чем пивом опиться.

12 Меньше от пива пользы бывает, чем думают многие; чем больше ты пьешь, тем меньше покорен

твой разум тебе.

13 Цапля забвенья вьется над миром, рассудок крадет; крылья той птицы меня приковали

в доме у Гуннлёд.

14 Пьяным я был, слишком напился у мудрого Фьялара; но лучшее в пиве — что хмель от него

исчезает бесследно.

15 Осторожным быть должен конунга отпрыск и смелым в сраженье; каждый да будет весел и добр

до часа кончины.

16 Глупый надеется смерти не встретить, коль битв избегает; но старость настанет — никто от нее

не сыщет защиты.

17 Глазеет глупец, приехавший в гости, болтая иль молча; а выпьет глоток — и сразу покажет,

как мало в нем мудрости,

18 Знает лишь тот, кто много земель объездил и видел, — коль сам он умен, — что на уме

у каждого мужа.

19 Пей на пиру, но меру блюди и дельно беседуй; не прослывешь меж людей неучтивым,

коль спать рано ляжешь.

20 Без толку жадный старается жрать себе на погибель; смеются порой над утробой глупца

на пиршестве мудрых.

21 Знают стада, что срок наступил покинуть им пастбища; а кто неумен, меры не знает,

живот набивая.

22 Кто нравом тяжел, тот всех осуждает, смеется над всем; ему невдомек, а должен бы знать,

что сам он с изъяном.

23 Глупый не спит всю ночь напролет в думах докучных; утро настанет — где же усталому

мудро размыслить.

24 Муж неразумный увидит приязнь в улыбке другого; с мудрыми сидя, глупец не поймет

над собою насмешки.

25 Муж неразумный увидит приязнь в улыбке другого; а после на тинге едва ли отыщет

сторонников верных.

26 Муж неразумный все знает на свете, в углу своем сидя; но не найдет он достойных ответов

в дельной беседе.

27 Муж неразумный на сборище людном молчал бы уж лучше; не распознать в человеке невежду, коль он не болтлив, но невежда всегда не видит того,

что болтлив он безмерно.

28 Мудрым слывет, кто расспросит других и расскажет разумно; скрыть не умеют люди в беседах,

что с ними случилось.

29 Кто молчать не умеет, тот лишние речи заводит нередко; быстрый язык накличет беду,

коль его не сдержать.

30 Насмешливых взглядов не надо бросать на гостей приглашенных не спросишь иного — он мнит, что разумен,

и мирно пирует.

31 Доволен глумливый, коль, гостя обидев, удрать ухитрился; насмешник такой не знает, что нажил

гневных врагов.

32 Люди друзьями слывут, но порой на пиру подерутся; распри всегда готовы возникнуть:

гость ссорится с гостем.

33 Рано поешь, а в гости сбираясь, есть надо плотно: или голодным будешь в гостях —

не сможешь беседовать.

34 Путь неблизок к другу плохому, хоть двор его рядом; а к доброму другу дорога пряма,

хоть далек его двор.

35 Гость не должен назойливым быть и сидеть бесконечно; даже приятель станет противен,

коль долго гостит он.

36 Пусть невелик твой дом, но твой он, и в нем ты владыка; пусть крыша из прутьев и две лишь козы, —

это лучше подачек.

37 Пусть невелик твой дом, но твой он, и в нем ты владыка; кровью исходит сердце у тех,

кто просит подачек.

38 Муж не должен хотя бы на миг отходить от оружья; ибо как знать, когда на пути

копье пригодится.

39 Не знаю радушных и щедрых, что стали б дары отвергать; ни таких, что, в ответ на подарок врученный,

подарка б не приняли.

40 Добра не жалей, что нажито было, не скорби о потере; что другу обещано, недруг возьмет —

выйдет хуже, чем думалось.

41 Оружье друзьям и одежду дари — то тешит их взоры; друзей одаряя, ты дружбу крепишь,

коль судьба благосклонна.

42 Надобно в дружбе верным быть другу, одарять за подарки; смехом на смех пристойно ответить

и обманом — на ложь.

43 Надобно в дружбе верным быть другу и другом друзей его; с недругом друга никто не обязан

дружбу поддерживать.

44 Если дружбу ведешь и в друге уверен и добра ждешь от друга, — открывай ему душу, дары приноси,

навещай его часто.

45 Но если другому поверил оплошно, добра ожидая, сладкою речью скрой злые мысли

и лги, если лжет он.

46 Так же и с теми, в ком усомнишься, в ком видишь коварство, — улыбайся в ответ, скрывай свои мысли, —

тем же отплачивай.

47 Молод я был, странствовал много и сбился с пути; счел себя богачом, спутника встретив, —

друг — радость друга.

48 Щедрые, смелые счастливы в жизни, заботы не знают; а трус, тот всегда спасаться готов,

как скупец — от подарка.

49 В поле я отдал одежду мою двум мужам деревянным; от этого стали с людьми они сходны:

жалок нагой.

50 Сосна, у дома возросшая, сохнет, корой не укрыта; и человек, что людям не люб, —

зачем ему жить!

51 Жарко приязнь пылает пять дней меж дурными друзьями; а пятый прошел — погаснет огонь,

и дружба вся врозь.

52 Подарок большой не всюду пригоден, он может быть малым; неполный кувшин, половина краюхи

мне добыли друга.

53 У малых песчинок, у малых волн мудрости мало ; не все мудрецы, — глупых и умных

поровну в мире.

54 Следует мужу в меру быть умным, не мудрствуя много; лучше живется тем людям, чьи знанья

не слишком обширны.

55 Следует мужу в меру быть умным, не мудрствуя много; ибо редка радость в сердцах,

если разум велик.

56 Следует мужу в меру быть умным, не мудрствуя много; тот, кто удел свой не знает вперед,

всего беззаботней.

57 Головня головне передать готова пламя от пламени; в речах человек познает человека,

в безмолвье глупеет.

58 Рано встает, кто хочет отнять добро или жизнь; не видеть добычи лежачему волку,

а победы — проспавшему.

59 Рано встает, кто без подмоги к труду приступает; утром дремота работе помеха —

кто бодр, тот богат.

60 Мера бересты и балок для кровли известна хозяину, и сколько потребно в полгода поленьев

сжигать в очаге.

61 Сытым и чистым на тинг собирайся, хоть и в бедной одежде; сапог и штанов стыдиться не надо, а также коня,

коль он неказист.

62 Вытянув шею, орел озирает древнее море; так смотрит муж, в чуждой толпе

защиты не знающий.

63 Вопросит и ответит умный всегда, коль слыть хочет сведущим; должен один знать, а не двое, —

у трех все проведают.

64 Силу свою должен мудрец осторожно показывать; в том убедится бившийся часто,

что есть и сильнейшие.

65 Бывает, ты слово скажешь другому,

Читайте также:  Что любит мишка пословицы к рассказу

а после поплатишься.

66 Случалось, я рано в гости являлся иль поздно порою: там выпили пиво, а там не варили —

кто не мил, тот некстати.

67 Повсюду меня приглашали бы в гости, но только без трапез иль если бы, окорок съевши у друга,

я два отдавал бы.

68 Драгоценен огонь для сынов человека и солнца сиянье; если телом ты здрав, то здоровье, а также

жизнь без порока.

69 Хворый судьбой не совсем обездолен: этот счастлив сынами, этот близкой родней, этот богатством,

а этот деяньями.

70 Лучше живым быть, нежели мертвым; живой — наживает; для богатого пламя, я видел, пылало,

но ждала его смерть.

71 Ездить может хромой, безрукий — пасти, сражаться — глухой; даже слепец до сожженья полезен —

что толку от трупа!

72 Сын — это счастье, хотя бы на свете отца не застал он; не будет и камня у края дороги,

коль сын не поставит.

73 Двое — смерть одному; голове враг — язык; под каждым плащом

рука наготове.

74 Ночь тому не страшна, кто сделал запасы; коротки реи; ненастна ночь осенью; сменится ветер не раз за пять дней,

несчетно — за месяц.

75 Иной не постигнет, что вреден подчас достаток рассудку; один — богатей, другой же — бедняк

и в том невиновен.

76 Гибнут стада, родня умирает, и смертен ты сам; но смерти не ведает громкая слава

деяний достойных.

77 Гибнут стада, родня умирает, и смертен ты сам; но знаю одно, что вечно бессмертно:

умершего слава.

78 У Фитьюнга были сыны богачами и бедность изведали; может внезапно исчезнуть достаток —

друг он неверный.

79 Если глупцу достается в удел любовь иль богатство, не добудет ума он, но чванство умножит

и спесью прославится.

80 Вот что отвечу, когда вопрошаешь о рунах божественных, что создали сильные, а вырезал Вещий:

благо в молчанье.

81 День хвали вечером, жен — на костре, меч — после битвы, дев — после свадьбы, лед — если выдержит,

пиво — коль выпито.

82 Лес руби на ветру, жди погоды для гребли, с девой беседуй во тьме — зорок день; у ладьи — быстрота, у щита — оборона, удар — у меча,

поцелуи — у девы.

83 Пиво пей у огня, по льду скользи, коня купи тощего, меч — заржавелый, корми коня дома,

а пса — у чужих.

84 Не доверяй ни девы речам, ни жены разговорам — на колесе их слеплено сердце,

коварство в груди их.

85 Непрочному луку, жаркому пламени, голодному волку, горластой вороне, визжащей свинье, стволу без корней, встающему валу,

котлу, что кипит,

86 летящей стреле, отходящему валу, тонкому льду, змее, что свилась, жены объясненьям, с изъяном мечу, медведя проделкам,

и конунга сыну,

87 скотине больной, рабу своевольному, лести колдуньи,

врагу, что сражен,

88 всходам ранним не должно нам верить, ни сыну до срока: погоде для сева и сына уму

доверять не дерзай.

89 Брата убийце, коль встречен он будет, горящему дому, коню слишком резвому, — конь захромает — куда он годится, — всему, что назвал я,

верить не надо!

90 Женщин любить, в обманах искусных, — что по льду скакать на коне без подков, норовистом, двухлетнем коне непокорном, иль в бурю корабль без кормила вести, иль хромцу за оленем

в распутицу гнаться.

91 Откровенно скажу о мужах и о женах: мужи тоже лживы; красно говоря, но задумав коварство, —

улестим даже умных.

92 Красно говори и подарки готовь, чтобы жен соблазнять; дев красоту неустанно хваля,

будь уверен в успехе.

93 Никто за любовь никогда осуждать другого не должен; часто мудрец опутан любовью,

глупцу непонятной.

94 Мужей не суди за то, что может с каждым свершиться; нередко бывает мудрец безрассудным

от сильной страсти.

95 Твоей лишь душе ведомо то, что в сердце твоем; худшей на свете хвори не знаю,

чем духа томленье.

103 Будь дома весел, будь с гостем приветлив, но разум храни; прослыть хочешь мудрым — в речах будь искусен, — тебя не забудут; глупцом из глупцов прослывет безмолвный —

то свойственно глупым.

manliness.ru

Викинги (Vikings)

Говорят, что мужчины больше любят своих сыновей. Но мужчина может ревновать к сыновьям, а дочь всегда будет светлым лучиком в его жизни.

Как захрюкали бы мои родные поросята, знай бы они, каково сейчас мне, старому кабану!

Жена моя, мать моих сыновей, мы оба знаем, что нас свела не любовь. Я обижал тебя, ранил словами и пренебрежением. Но ты так и не обратила сыновей против меня. Уверен, ты порой ненавидела меня, но не отравляла их разум, не запрещала им любить меня. И за это я благодарю тебя от всего сердца.

— Чего ты больше боишься потерять? Способность мыслить или помнить? — Мои мысли и воспоминания одно и тоже. Стоит мне задуматься, я вспоминаю тот день, когда спрыгнул с драккара Уббе. — Ты не спрыгнул. Боги столкнули тебя. — Не надо так говорить! Меня не толкали, я сам всё решил. — Кажется, до сих пор сожалеешь. — Я не сожалею ни о чем. Разве только о том, что бездетен. Но, с другой стороны, Ивар, мы с тобой в этом похожи, да?

— Глупости! У меня будут дети. Они заселят весь мир.

— Приближается война. Война, которая сделает меня конунгом Каттегата, владений моего отца. Война против самозванки, первой жены Рагнара, Лагерты, которая убила мою мать, чтобы стать королевой. И конечно, война между братьями. Эпископ, у тебя есть выбор. Сражайся вместе со мной или я убью тебя. — На что мне твои войны? — Это способ остаться в живых. — Я не боюсь умереть за свою веру.

— Но никто не просит тебя это делать. Я не прошу тебя отказаться от своей веры или убивать других христиан. Я предлагаю тебе убить больше тех, кого ты зовешь безбожниками.

— Почему ты предлагаешь мне этот выбор?

— Потому что завидую тебе. Я хочу быть таким, как ты. Сильным, здоровым, великим воином. Вот почему я спас тебя. И вот почему хочу, чтобы ты сражался рядом со мной.

— Ты сказал, что не будешь биться с братьями. — Ты мне больше не брат. Когда-то ты был моим ногами, но это в прошлом.

— Я могу всё объяснить. Ролло видит, что наше дело правое. Лагерта убила нашу мать и захватила трон. — Всё это в прошлом, Ивар.

— Я должен отомстить за убийство матери. Думаю, на моем месте ты поступил бы также.

— В память об отце, ради оставленного им наследия и всего, во что он верил, я прошу тебя, Ивар, не ставь под удар жизни наших людей. — Ты говоришь так, только потому, что видишь, какие могучие силы собираются против тебя. Если бы у тебя была надежда на победу, ты не пришёл бы к нам. Ты просто боишься. — Я не боюсь. Это ничего не меняет.

— Ты правда собиралась покинуть меня?! Не сказав ни слова? — Ты оскорбил и унизил меня! У меня не было другого выбора, кроме как уехать и развестись с тобой. — Я не хочу, чтобы ты уезжала.

— Это предначертано.

Лагерта уходит от Рагнара

— Луна — это женщина. Это правда. Но этой женщине нельзя верить. Она хитра. Она сводит мужчин с ума. Она обещает им любовь и благосклонность, но потом забывает об этом, обманывает их, изменяет им и уходит с кем-то другим. Понимаешь, о чём я думаю? — Ты думаешь о том, что мне нельзя верить. Что мои обещания ничего не стоят. Что я буду переменчив, как Луна. — По моему опыту, такое случается. — Но если ты убьёшь меня сейчас, ты откажешь себе в удовольствии доказать свою правоту. — Хеахмунд, я не хочу оказаться правым. Я хочу верить тебе. Хочу верить, что в этом мире есть тот, кто никогда не врёт, не изменяет и не хитрит. Тот, кто всегда благороден. — Это я, Ивар. Ты можешь мне верить.

— Увидим.

— Наш отец возненавидел бы тебя за то, что ты раскалываешь семью. — Я так не думаю.

Вы что, не знаете, кто я?! Вам не убить меня! Я Ивар Бескостный! Вам меня не убить!

citaty.info

Мудрость древних викингов

Древние викинги, подавляющее большинство которых были выходцами из Норвегии, заселили остров Исландия более тысячи лет тому назад, в IX — X веках нашей эры. Их культура, язык и образ жизни были неотъемлемой частью скандинавской культуры того времени, уходящей своими корнями в глубокую древность.

Викинги вели своё происхождение от древнегерманских племён, были язычниками и поклонялись языческим богам. Самым главным из них считался бог по имени Один (Óðinn), вторым по значимости был Тор (Þór). Других, наиболее известных богов звали: Baldur, Bragi, Forseti, Freyr, Heimdallur, Hænir, Höður, Loki Laufeyjarson, Lóður, Njörður, Týr, Ullur, Váli, Víðar, Vili, Véi.

Среди прекрасной половины небожителей, самыми известными и почитаемыми были жена Одина — Фрейя (Freyja), и жена Тора — Сиф (Sif). Довольно известными богинями были также Eir, Frigg, Fulla, Gefjun, Gerður, Gná, Hlín, Iðunn, Lofn, Nanna, Rindur, Saga, Sigyn, Sjöfn, Skaði, Snotra, Syn, Vár, Vör. Кроме того, у этой когорты наиболее важных и известных языческих богов было множество детей, некоторые из которых также были довольно известными и востребованными.

Несмотря на то, что в 1000-м году нашей эры Исландия официально приняла христианство, в течение многих последующих веков, языческое понимание мира продолжало жить в сознании людей. Мудрость былых времён передавалась в исландском обществе из поколения в поколение, идя рядом, рука об руку, с официальной христианской религией.

В старину, здесь в Исландии, были написаны рукописи, которые считаются самыми древними из известных и сохранившихся в мире на сегодняшний день. Рукописи называются саги, что в переводе на русский язык означает «рассказы» или «истории». Одна из самых известных саг называется «Старшая Эдда». Сага состоит из эдических песен, передававшихся из уст в уста многими поколениями. Самая старая сохранившаяся рукопись «Старшей Эдды» была записана в Исландии в 13-м веке н.э. Это одно из древнейших литературных произведений на древнеисландском языке, уходящем корнями в глубину веков.

Читайте также:  Поговорки пословицы про лень и

Одна из наиболее известных песен, входящих в состав «Старшей Эдды», называется Хаувамауль (Hávamál). В переводе с древнеисландского это значит «Изречения Высокого». Высоким скандинавы называли верховного языческого бога Одина. А сама песня «Изречения Высокого» — это, своего рода, философия жизни, сборник правил житейской мудрости того времени, по которым Один советовал людям жить.

Хотя этой поэзии более 1000 лет, она остаётся удивительно современной. Когда читаешь «Изречения Высокого» испытываешь странное ощущение. Кажется, что эти строки написаны не в глубокой древности, а в наше время, настолько они злободневны и  актуальны. И начинаешь понимать, как мало в своей основе изменился человек за прошедшие века. Конечно, с точки зрения развития науки и техники, качества и комфорта жизни людей, в обществе за это время произошли колоссальные изменения. Но главные жизненные ценности, оказывается,  остаются неизменными во все времена и совершенно не зависят от того, в каком веке мы живём.

Вот основные постулаты жизненной мудрости: каждый человек — ценность и каждый сам отвечает за свою жизнь, является кузнецом своего счастья или несчастья. Жизнь каждого человека неразрывно связана с природой и обществом. Лучше живётся тому, у кого есть собственный тёплый очаг, кто радуется солнцу, кто честен и крепок здоровьем. Хуже живётся тому, кто гоняется за дутой репутацией, богатством и роскошью. Смерти не избежать никому, но добрая слава переживает человека и делает его бессмертным.

Предлагаю вашему вниманию отрывки из песни Хаувамауль (Hávamál) — «Изречения Высокого» в переводе Лены Бергманн. Прочтите внимательно и насладитесь красотой языка этого древнейшего памятника человеческой мудрости, написанного более тысячи лет назад. Сколько в нём сконцентрированной жизненной философии, изложенной очень кратко, лишь в нескольких фразах, но зато как точно!

О гостеприимстве:

Нужен огонь вошедшему с холода, у него застыли колени. Еда и одежда надобны путнику, перешедшему горы.

Гостю вода нужна и ручник, и любезное слово, и чтоб мог рассказать он, что у него лежит на душе.

О мудрости и скромности:

Ум нужен страннику в краях чужих, дома ему всё просто. Насмех поднимут невежду любого, что меж мудрых сидит.

Умом своим похваляться не надо, лучше быть осторожным. Хитрец молчаливый, в доме чужом находясь, редко впросак попадает. Ибо нет на свете надёжнее друга, чем житейская мудрость.

На трапезе гость осторожный молчит и внимает. Слушать ушами, глазами всё видеть умный стремится.

Счастлив тот, кто умом своим жив и разумом славен, ибо часто недобрый совет от других получаешь.

Нет в пути лучшей ноши, чем разум ясный. Он для бедняка в краях чужих богатства дороже.

Спросит с умом и ответит разумно, кто мудрым желает прослыть. Одному доверяйся, двоим — никогда, знают трое — знает весь свет.

О пьянстве:

Нет в пути лучшей ноши, чем разум ясный. Худшего груза за собой не потащишь, чем чрево, полное пива.

Нету от пива добра и пользы, как многие думают. Чем больше пьёшь, тем хуже разум подвластен тебе.

В гости придя, глазеет глупец, молчит иль болтает. Только он выпьет, и всякому видно, как пуста голова его.

О хороших манерах:

Мёд из кубка пей, да знай меру, рассуждай умно иль молчи. Никто тебя невежей не ославит, коль спать ляжешь рано.

Обжора живот без конца набивает себе на погибель. Часто смеются умные люди над жирной утробой.

Знают стада, когда время пришло им покинуть пастбище. А человек неразумный не знает никак, сколько чрево может вместить.

Кто нравом тяжёл и всем недоволен — над другими смеётся. А знать бы он должен, но ему невдомёк, что и сам он с изъяном.

Поесть надо рано. А как в гости идёшь — закуси перед тем, не то будешь в гостях только жадно жевать и беседу не сможешь вести.

Порой слишком рано я в гости являлся, иногда слишком поздно. Пиво выпито было, или вовсе не сварено. Гость немилый — всегда невпопад.

О болтливости, сплетнях и насмешках:

Неразумному мужу лучше помалкивать, средь людей находясь. Если он промолчит, в нём глупца не узнают. Но в том горе невежды болтливого, что молчать он не может.

Кто молчать не умеет, тот глупостей много наскажет нередко. Несчастье накличет язык непокорный, коль его распустить.

Насмешник доволен, что, гостя обидев, сбежать ухитрился. Он только не знает, что глупым глумленьем он нажил сердитых врагов.

О дружбе и обмане:

Крюк большой к неверному другу, хоть под боком живёт. А к доброму другу дорога легка, хоть до него далече.

Знай, когда надо уйти, слишком долго в гостях не сиди. Даже приятель станет противен, в доме застряв.

Если друга имеешь и в нём ты уверен, и хочешь добра от него, открывай ему душу, подарки дари, часто его навещай.

Если знаешь кого-то, в ком ты не уверен, в ком видишь коварство, улыбайся в ответ, затаи свои мысли, той же монетой плати.

У друзей ненадёжных жарче огня дружба пять дней пылает. А шестой наступил — всё сгорело дотла, и дружбы как не бывало.

О трудолюбии:

Пусть тот рано встаёт, кто у другого хочет добро или жизнь отнять. Не видать лежачему волку добычи, а проспавшему — победы.

Пусть тот рано встаёт, кого ждёт работа, а помощников мало. Много теряет ленивец сонливый, проворный — полклада найдёт.

Знает хозяин, сколько на кровлю надобно балок и драни, и сколько потребно поленьев за зиму пожечь в очаге.

О богатстве, бедности и предрассудках:

Сытый и чистый на тинг отправляйся, хоть и в бедной одежде. Башмаков и штанов стыдиться не надо, как и коня, коли он неказист.

Тот не знает, кто мало чего знает, что многие от богатства дуреют. Один — богач, другой же бедняк, и в том вины его нет.

Хоть твой дом невелик, но он — твой, ты себе господин. Пусть всего две козы и плетёная кровля — всё лучше подачек.

Храбрым и щедрым живётся всех лучше, заботы они не знают. Трус и скряга вечно трясётся, боится подарок принять.

Мощью своей разумный похваляться не должен. С сильным встретясь, поймёт он, что трудно других превзойти.

Об одиночестве и смысле жизни:

Сохнет сосна одинокая в поле, отвалились кора и иглы. Таков человек, никем не любимый. Сколько он проживёт?

Головня головню поджигает, пламя родится от пламени. Человек человека по речам познаёт, а в безмолвье тупеет.

Даже хворый судьбой не совсем обездолен: кто славен сынами, кто роднёй, кто богатством, кто делами своими.

Каждому следует в меру быть умным, не мудрствуя много. Лишь тому беззаботно живётся, кто не знает вперёд свой удел.

Сын — это счастье, хоть и поздно родился, отца не застав. Камень могильный у главной дороги только потомок поставит.

Лучше живым быть, нежели мёртвым, живые добро наживают. Я видел огонь в очаге у богатого, а смерть ждала за порогом.

Гибнут стада, родня умирает, сам умрёшь в свой черёд. Но вечно живёт добрая память о славных делах…

Жизненная мудрость древних викингов очень впечатляет, не правда-ли? Всегда, во все времена, человек хочет быть счастливым и может быть счастливым, независимо от того, в каком веке живёт и какие достижения технического прогресса его окружают. Ощущение счастья никак не связано с богатством и обладанием властью.

Неудивительно, что всё больше и больше людей в современной христианской Исландии интересуются основами язычества и обращаются к своему древнейшему культурному наследию. Современные потомки древних викингов, живущие сейчас в тёплых домах, «упакованные» джипами, гаджетами и интернетом, учатся быть счастливыми у своих далёких, ходивших пешком и живших в землянках, но таких мудрых предков…

наверх  ↑                                                                                                                      читать статьи

Понравилась статья? Оставьте комментарий и поделитесь с друзьями!

vikingur.ru

Оцените статью
Статус