Соавтор афоризмов козьмы пруткова

Козьма Прутков Великий философ, писатель и острослов Козьма Прутков полюбился читателям XIX века с первой публикации в прессе. Его «родители» отмечали главные качества героя – безграничное усердие и п...

Великий философ, писатель и острослов Козьма Прутков полюбился читателям XIX века с первой публикации в прессе. Его «родители» отмечали главные качества героя – безграничное усердие и полнейшее отсутствие чувства юмора.

Козьма Прутков

Козьме Пруткову принадлежит авторство целой россыпи знаменитых высказываний и афоризмов. Вышедшие из-под пера литератора перлы на первый взгляд кажутся глупостями, но при ближайшем рассмотрении ясно видны истина и глубокий смысл. Например, трудно поспорить с тем, что раздвоение человека снизу, а не сверху – вполне логичное явление, ведь две опоры надежнее одной.

История создания

Козьма Прутков – коллективный псевдоним сразу нескольких писателей и поэтов. Под литературной маской прячутся Алексей Толстой, его кузены Владимир, Алексей и Александр Жемчужниковы. Свою руку к созданию сборников изречений, афоризмов и басен приложил поэт Петр Ершов, а живописному образу Прутков обязан Льву Жемчужникову.

Алексей Толстой

История создания гениальной мистификации русской сатиры началась летними вечерами 1851 года, когда в имении деревни Павловка собрались на «каникулы» Алексей Толстой и его двоюродные братья. Острословы и шутники коротали часы за баловством и насмешками над современниками и явлениями жизни.

Каждый повелевал своей стихией: Толстого увлекало эпистолярное балагурство, Алексей Жемчужников придумывал комические сценарии для домашнего театра, у Александра блестяще получалось облекать в басни нелепые истории, а Владимир обладал даром пародиста. Так родилась на свет первая басня Пруткова «Незабудка и запятки», а вслед потянулась цепочка из нравоучительных рассказов – «Цапля и беговые дорожки», «Кондуктор и тарантул» и другие. Братья так увлеклись, что к концу лета скопился десяток сатирических произведений.

Алексей Жемчужников

Владимир в письме другу отмечал, что шуточные произведения придумывались в качестве доказательства «излишеств похвал Крылову» – басни получаются у других людей не хуже. А также добавил:

«… по возвращении нашем в Санкт-Петербург … с братом Алексеем и графом А. Толстым пришли к мысли писать от одного лица, способного во всех видах творчества».

Родившийся случайно Прутков позже обрастал качествами уже сознательно. В середине 50-ых годов к балагурству авторов присоединился Петр Ершов, с которым Владимир познакомился, когда служил в Тобольске. Вместе с создателем «Конька-Горбунка» явили миру комичную оперетту «Черепослов, сиречь Френолог». Это произведение потом пришло к читателю под авторством отца Козьмы Пруткова. Так выдуманный персонаж получил родословную.

Владимир Жемчужников

Имя Пруткову подарил камердинер Жемчужниковых, которого, впрочем, звали Кузьмой. Позже «у» поменялась на «о» с легкой руки проказника Александра. Примерно в это же время новый житель литературного Олимпа «получил» профессию и чин, женился, обзавелся потомством.

Произведения вымышленного писателя пришли к читателям в 1854 году. На страницах приложения к журналу «Современник», юмористического издания «Литературный ералаш» заблистали «Досуги Козьмы Пруткова», а спустя пятилетку публика хохотала над творением «Пух и перья. К досугам Козьмы Пруткова».

Александр Жемчужников

Для полноты картины авторы публиковали «Мысли и афоризмы», а так же анекдоты «Из записок моего деда» в журнале «Искра». Завершили литературную карьеру вымышленного героя публикации в «Свистке», датируемые 1863 годом.

Все книги Пруткова до революции выдержали более 10 изданий, а в XX веке полки книжных магазинов обогатились «Полным собранием сочинений Козьмы Пруткова».

Биография

Биография Кузьмы Петровича началась то ли в 1801, то ли 1803 году – авторы так и не определились. Зато для дня рождения установили точную дату – 11 апреля. Родился будущий острослов и философ в деревне Тентелевой Вологодской губернии в семье небогатых, но уважаемых дворян. Главное историческое наследие Прутковым досталось от деда Федора Кузьмича: «Гистоические материалы» хоть и написаны «невозможным» языком и слогом, но ценны остроумными мыслями.

Образ Козьмы Пруткова

В зените славы внук опубликует перлы деда и гордо заявит о причастности к литературе всего рода, что и докажет потом отцовское издание тобольской оперетты. По заверениям Козьмы, произведение это высоко оценили Державин, Хмельницкий и даже сам Сумароков.

Наукам Прутков обучался дома, где в роли учителя выступил священник. Литературный талант проглядывался уже в раннем возрасте, ведь оценка по русской словесности значилась как «назидательно-препохвально». Жизненные дороги прослеживаются в его афоризмах. Например, в юности Козьма понял истину:

«Если хочешь быть красивым, поступи в гусары».

Поэтому подался в 1820 году в юнкеры. Продержаться в гусарском полку герой смог два года, но затем случилось страшное событие, ставшее впоследствии объектом пристального внимания его биографов, – Пруткову приснился генерал, на котором из одежды были только эполеты.

Деревянный бюст Козьмы Пруткова

Молодого Козьму Петровича радушно приняли в петербургском министерстве финансов на солидный чин Пробирной Палаты, где он сделал головокружительную карьеру, добравшись до руля Палаты и получив орден св. Станислава 1-й степени. Стоит заметить, успехов достиг без знакомств, исключительно благодаря собственному усердию. Славный чиновник оказался грамотным руководителем, чем и сам гордился, не забывая упомянуть:

«Мой ум и несомненные дарования, подкрепляемые беспредельною благонамеренностью, составляли мою протекцию».

Прожив четверть века, Козьма Прутков женился на Антониде Проклеветантовой и народил на свет кучу детей, правда, в живых остались лишь десять.

Карикатура на Козьму Пруткова и его авторов

В середине XX века персонаж получил пропуск в молодежный кружок, в который входили братья Жемчужниковы и граф Алексей Толстой. До этого момента Прутков даже не помышлял о литературной деятельности, но товарищи убедили нового друга в его исключительных писательских способностях. Окрыленный такой поддержкой, Козьма написал комедию «Фантазия». Произведение даже поставили в Александрийском театре, но тут же оно попало в опалу у властей и было запрещено.

Тогда новоиспеченный литератор принялся за сочинительство басен, а спустя год собирался издать сборник произведений с собственным портретом, но цензура вновь вставила палки в колеса. Тем не менее, умного автора с удовольствием печатали сатирические журналы.

Прожил Козьма Петрович 60 лет. 13 января 1863 года сердце великого литератора остановилось во время работы над очередными стихами.

Высказывания и афоризмы

Козьма Прутков отлично владел разнообразием литературных жанров. Острое перо не страшилось лирики и комедий, драм и басен, эпиграмм и водевилей. А какую полемику писатель разворачивал в публицистических статьях! Его творчество подарило миру россыпь афоризмов, а цитаты стали крылатыми фразами:

Век живи, век учись.Одного яйца два раза не высидишь.Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.Бди!Зри в корень!Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?Никто не обнимет необъятного.Если хочешь быть счастливым, будь им.Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нем пятна.Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? — ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло; а месяц — ночью.Где начало того конца, которым оканчивается начало?Лучше скажи мало, но хорошо.Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно.Влюбленный в одну особу страстно — терпит другую токмо по расчету.Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется.

Интересные факты

  • Феномен Козьмы Пруткова отмечен в памятниках. Бронзовое изваяние вымышленного литератора украшает проспект Чумбарова-Лучинского в Архангельске. Конечно же, скульптурой обозначили «родину» Пруткова – бюст установлен на повороте села Вязовое (Липецкая область). В окрестностях этого населенного пункта располагалось поместье, где собирались его «родители». А гордостью литературного музея в Брянске является «Прутковский зал», в котором посетители знакомятся с творчеством автора басен и пьес.
  • Кинематограф тоже не прошел мимо литературной мистификации. С фразы про фонтан Козьмы Пруткова начинается комедия «Фонтан» (1988) режиссера Юрия Мамина.

Памятник Козьме Пруткову

  • В конце 90-ых годов прошлого столетия провели первый фестиваль Пруткова, который положил начало празднику сатиры и юмора. Девиз мероприятия, конечно же, позаимствовали у литератора: «Глядя на мир, нельзя не удивляться».
  • В честь 200-летия персонажа появилась премия для пародистов «Чугунный Козьма».
  • С 2004 года полные собрания сочинений ждут читателя на специально созданном сайте, который посвящен Пруткову.

Фото

24smi.org

Гражданские афоризмы

Самым знаменитым разделом творчества Козьмы Пруткова, прославившим его без преувеличения на века, стали мысли и афоризмы.

Именно здесь, в форме кратких изречений, его пародийность и потешный алогизм воплотились со всей лаконичной полнотой. 160 основных и 102 дополнительных афоризма составили золотой фонд прутковской мысли. Первая их часть была напечатана в «Современнике» (№ 2, 6) в 1854 году, а затем последовали публикации в «Искре» (№ 26, 28) в 1860 году. Многие изречения впервые увидели свет лишь в собрании сочинений 1884 года.

Особенность этого жанра у Козьмы Пруткова состоит в том, что его афоризмы далеки от западноевропейских максим в духе Ларошфуко, Паскаля или Лабрюйера. Перед нами рассуждает не бесстрастный ученый муж, не рафинированный эстет, не великий мыслитель. Нет, размышлениям предается директор Пробирной Палатки, кавалер ордена Святого Станислава I степени, чиновник с большим стажем любоначалия и беспорочной службы, семьянин — самовлюбленный и самодовольный, добродушный и комичный, большой любитель банальностей и наряду с тем автор оригинальных метафор, веселого абсурда. Он очень живой. Подвижная и разнообразная душа, которая окрашивает сухой интеллект во все тона человеческих страстей. Тонкий наблюдатель, владеющий образом поэт, заставляющий нас смеяться над стертыми клише приевшихся уподоблений. Мы наслаждаемся игрой, в которую вовлекает нас автор, — сам же он сохраняет серьезность и даже важность, солидную философичность.

Читайте также:  Юрий никулин афоризмы и цитаты

Жизнь нашу удобно сравнивать со своенравною рекою, на поверхности которой плавает челн, иногда укачиваемый тихоструйною волною, нередко же задержанный в своем движении мелью и разбиваемый о подводный камень. — Нужно ли упоминать, что сей утлый челн на рынке скоропреходящего времени есть не кто иной, как сам человек?

Ну конечно же нет! Не нужно об этом упоминать, и тем не менее Прутков упоминает здесь и упомянет что-нибудь подобное еще не раз при всяком удобном случае.

В собрании мыслей и афоризмов Козьмы Пруткова масса изречений-сравнений:

Слабеющая память подобна потухающему светильнику.

Воображение поэта, удрученного горем, подобно ноге, заключенной в новый сапог.

Умные речи подобны строкам, напечатанным курсивом.

Перо, пишущее для денег, смело уподоблю шарманке в руках скитающегося иностранца.

Болтун подобен маятнику: того и другой надо остановить.

Есть приметы жизненного опыта:

Что имеем — не храним; потерявши — плачем.

Если хочешь быть счастливым, будь им.

И при железных дорогах лучше сохранить двуколку.

А вот итог: тщетность честолюбивых стремлений, переданная со щемящей выразительностью:

Чиновник умирает, и ордена его остаются на лице земли.

Представьте: бренная плоть растворяется в земле, а могильный холм еще украшают железки и камни земных наград…

Вообще, ходячее представление о Козьме Пруткове как о неком до тупости ограниченном ретрограде с амбициями гения; представление, отчасти внедрявшееся в сознание читателей его опекунами, соответствует лишь намеренно карикатурной составляющей образа. Таковая, конечно, имеется — и играет далеко не последнюю роль. Однако в действительности Прутков гораздо интереснее, содержательнее, богаче той маски, которую задумали и воплощали опекуны, потому что сами его создатели много интереснее нарисованных ими схематичных карикатурных изломов. Прутков кричит на каждом углу, что он умен и талантлив, и одновременно делает все для того, чтобы казаться глупым и бездарным; а мы с удивлением обнаруживаем, что он и вправду остроумен и даровит. В нем заключен редкостный комический дар. Он — лирический эксцентрик и мастер алогичной клоунады. Командир короткого, как выстрел, афоризма: «Бди!» И сановный автор пережившего века антигосударственного наказа: «Если хочешь быть покоен, не принимай горя и неприятностей на свой счет, но всегда относи их на казенный».

Он уверен, что «эгоист подобен давно сидящему в колодце».

Он удивляется: «Не совсем понимаю, почему многие называют судьбу индейкою, а не какою-либо другою, более на судьбу похожею птицею?»

Наконец, по его наблюдению, «камергер редко наслаждается природой», а «из всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание».

Философ Владимир Соловьев в своей статье, написанной для Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, говорит о Козьме Пруткове как о «единственном в своем роде литературном явлении»[314], уникальном случае в истории мировой литературы, ибо «все остальные (мистифицированные авторы. — А. С.) слишком элементарны и однообразны в сравнении с ним. Два талантливых поэта, гр. А. К. Толстой и Алексей Михайлович Жемчужников, вместе с Владимиром М. Жемчужниковым и при некотором участии третьего брата Жемчужникова — Александра М. — создали тип важного самодовольства и самоуверенности петербургского чиновника (директора Пробирной Палатки), из тщеславия упражняющегося в разных родах литературы. Но сила Пруткова не в этом общем определении, а в той индивидуальной и законченной своеобразности, которую авторы сумели придать этому типическому лицу и воплотить в приписанных ему произведениях». Далее Соловьев обоснованно утверждает, что «не все произведения в равной мере носят на себе печать его индивидуальности», многие из них выходят за рамки сложившегося образа. Это соответствует нашему утверждению о том, что Козьма Прутков значительно богаче принятой им на себя маски сановного самодовольства. По справедливому замечанию Соловьева, «пародии на поэтов того времени, в высшей степени удачные, не могут, однако, принадлежать Пруткову, который был бы другою личностью, если бы умел так верно замечать отрицательные стороны чужой поэзии», хотя «сами по себе эти произведения — образцы в своем роде по меткости и тонкости». То же самое, согласно рецензенту, можно сказать и о других произведениях — удивительно пластичном «Споре древних греческих философов об изящном» и мистерии «Сродство мировых сил», которая, «хотя насыщена прутковским элементом, отличается, однако, излишнею для предполагаемого автора красотою стиха».

В чем же состоит этот «прутковский элемент»? Что в творчестве Козьмы Петровича особенно прутковское?

На взгляд Соловьева, это три комедии: «Фантазия», «Блонды», «Опрометчивый турка», все басни и два стихотворения: «Мой портрет» и «Предсмертное». Но прежде всего «Мысли и афоризмы». Они — самое прутковское во всем Пруткове. Действительно, в изречениях пародийность, образность и алогизм безошибочно работают на создание типа петербургского чиновника: самоуверенного, степенного, важного. Здесь вымышленный автор лепит вымышленный образ из самого себя — да такой, который встает в ряд с главными персонажами классической русской литературы и становится нарицательным.

Интересно было бы сопоставить прутковские афоризмы с западноевропейской классикой жанра. Здесь снова, как и в случае Пруткова-баснописца, уместно спросить себя: чем Прутков-афорист отличается от авторов классических сентенций? Или он их только тиражирует под своим именем, как это, скажем, произошло с афоризмом: «Философ легко торжествует над будущею и минувшею скорбями, но он же легко побеждается настоящею» — который является близким к тексту переводом максимы Ларошфуко: «Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией»?

Для сравнения выпишем семь максим Франсуа де Ларошфуко и семь афоризмов Козьмы Пруткова. Их темы:

1. Молчание.

2. Старики.

3. Хитрость.

4. Претензии.

5. Толпа.

6. Сходство.

7. Похвалы.

Ларошфуко[315]

1. Тому, кто не доверяет себе, разумнее всего молчать.

2. Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры.

3. Хитрость и предательство свидетельствуют лишь о недостатке ловкости.

4. В людях не так смешны те качества, которыми они обладают, как те, на которые они претендуют.

5. Порядочные люди уважают нас за наши достоинства, а толпа — за благосклонность судьбы.

6. Порою человек так же мало похож на себя, как и на других.

7. Уклонение от похвалы — это просьба повторить ее.

Максимы Ларошфуко основываются на жизненном опыте автора, в его афоризмах поражают удивительная зоркость наблюдений и способность спрессовывать их в чеканную словесную формулу.

Не уверен в себе — молчи…

Ловкач все обстряпает и без обмана или предательства…

Претензии на то, чего нет, смешнее того, что есть…

Уважать человека не за его достоинства, а за случайную благосклонность фортуны — типично плебейская черта…

Все это — серьезные сентенции. Ничего комического в них нет. Они не смешат, а, напротив, вызывают почтение своей проницательностью.

Есть среди приведенных максим и такие, которые заставляют нас поражаться остроумию автора.

Старики оттого советуют хорошее, что не могут уже грешить…

А каков человек, который «так же мало похож на себя, как и на других»? Отзываясь об оригинале, обычно утверждают, что он ни на кого не похож. Но если при этом, как у Ларошфуко, он не похож и на себя самого, то — спрашивается — какой же он оригинал?..

Наконец, психологическая сентенция о любви к славе. Действительно, избегающий похвал не всегда делает это из скромности или равнодушия к славословию. Часто в подобном уклонении таится утонченное тщеславие.

Итак, наблюдения Ларошфуко в высшей мере серьезны. Нашу радость вызывает их оригинальность, а улыбку — острая игра ума.

Теперь возвращаемся к герою настоящего жизнеописания.

Прутков

1. Что скажут о тебе другие, если сам ты о себе ничего сказать не можешь?

2. Иного прогуливающегося старца смело уподоблю песочным часам.

3. Говоря с хитрецом, взвешивай ответ свой.

4. Никто не обнимет необъятного.

5. Не будь цветов, все ходили бы в одноцветных одеяниях!

6. Добрая сигара подобна земному шару: она вертится для удовольствия человека.

7. Поощрение столь же необходимо гениальному писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза.

Первый афоризм пытается спровоцировать молчуна; автор пребывает в уверенности, что о людях судят исключительно по их собственному мнению о себе.

Второй афоризм — всего лишь производная от метафоры о старике: из него песок сыплется.

Третий и четвертый — утверждение самоочевидного.

Пятый — производная от образа: «серая толпа». И снова то, что разумеется само собой.

Шестой афоризм — сравнение. При этом остается за кадром: каким образом кружение земного шара может вызвать удовольствие у человека, если он этого кружения даже не замечает? Непонятно, зато смешно. А смешно, потому что смешано.

Седьмой афоризм — напрашивание на похвалу; при этом, естественно, под «гениальным писателем» Козьма без всякой ложной скромности имеет в виду себя самого.

В отличие от классических образцов афоризмы Пруткова, как правило, привлекают внимание вовсе не проницательностью или положительным остроумием. Их новизна в том, что они забавны главным образом тем глубокомыслием, с которым высказывается очередная банальность. Прутков неистощим — любую жизненную ситуацию он готов объяснять с помощью избитых формулировок. Улыбку читателя вызывает не тупоумие его сентенций (как казалось опекунам), но претензии на глубину и серьезность. А, согласно Ларошфуко, в людях особенно потешны как раз их притязания на то, чего они не способны достичь.

Говоря о Пруткове — сочинителе басен, мы пришли к выводу, что если классический баснописец (Крылов) высмеивает человеческие пороки, то Козьма подвергает осмеянию морализирующую басню как устаревший литературный жанр и заодно шутит над самим баснописцем. Он пишет пародию, придавая неожиданную свежесть тому, что казалось архаикой.

Читайте также:  Афоризмы про путешествия фразы

То же и с афоризмами. Если классический афорист (Ларошфуко) кристаллизует в своих максимах человеческую мудрость, то Козьма под маской кристаллизации мудрости потешается над афористом и над сентенциями как модным литературным жанром. Он пишет не афоризмы, а пародии на афоризмы.

Исследователь В. Сквозников справедливо замечает: «Все дело в том, что предметом вышучивания является не „тупость“ как таковая, а именно самая, с позволения сказать, „мудрость“, точнее, та безапелляционность и то беспредельное самодовольство рассудка, с которым он, торжествуя, накидывает свою сетку на неуловимо разнообразную живую жизнь»[316]. Такова реакция XIX века на век XVII, декларировавший победу разума и просвещения.

«Беспредельное самодовольство рассудка» свойственно и нашему времени. А если иметь в виду, что, помимо великих мыслителей и остроумцев, в афористическом жанре подвизались и подвизаются поныне люди с необоснованной претензией на мысль, с желанием казаться во что бы то ни стало остроумными, то прутковские пародии продолжают сохранять свою актуальность. «Будучи гибкими от пропитывающей их внутренней иронии, они не старятся в разных условиях и случаях жизни — и потому они долговечнее неподвижно абсолютной „мудрости“»[317].

Здесь возникает любопытный вопрос: чем определяется продолжительность жизни художественного произведения? Почему масса серьезных афоризмов забылась, а «дразнилки» Козьмы Пруткова живут и здравствуют? Может быть, потому, что мысль, изреченная чеканно, в расчете на века, статична и со временем становится затертой, тогда как нечто, сорвавшееся в шутку, случайно и как бы только по текущему поводу, обладает внутренней динамикой и оказывается сказанным впрок? Пример Пруткова позволяет нам сформулировать одно частное наблюдение: слово о мудрости, звучащее как глупость, оказывается иногда более жизнестойким, чем сама мудрость.

За глубокомысленным тоном и формальной строгостью афоризмов Козьмы Пруткова, как правило, скрывается такая непроходимая, такая дремучая тривиальность, нечто настолько самоочевидное, что вот уже полтора столетия они невольно вызывают улыбки читателей.

Как известно, копирование не есть творчество. Оно — вещь сугубо ученическая, необходимая только для того, чтобы, освоив техническую сторону дела, суметь выразить себя по существу.

Когда афористика и пародирование входили в моду, в этот жанр устремилось множество подражателей, которые бросились осмеивать все подряд — и хорошее, и дурное, — под маской мудрости или веселья плодя пошлые глупости. Это их пытался урезонить Ларошфуко, говоря: «Копии хороши лишь тогда, когда они открывают нам смешные стороны дурных оригиналов» (курсив мой. — А. С.). Таким «копированием» и занимался в основном Козьма Прутков. Он пародировал не столько конкретных авторов, сколько определенное свойство человеческой души — страсть к изречению глубокомысленных банальностей.

Может показаться, что пародия — искусство развенчания. Не только. Созидательная сила пародии состоит в том, что она, как в случае афоризмов Козьмы, развенчивая ложную или ставшую слишком расхожей мудрость, высвечивает подлинные образцы и освобождает место для свежих наблюдений.

Остановимся на особенностях, которые превращают Козьму из банального фразера в оригинальный персонаж.

Ларошфуко говорит от себя. — Прутков пребывает в образе. Он еще не реальное лицо, но уже и не псевдоним. Он — «пародическая личность», воображаемая реальность.

Там — признанный мыслитель и остроумец. Тут — директор Пробирной Палатки, дилетант, ступивший на стезю изрекателя истин.

Там — моралист, наблюдающий человеческие нравы. Тут — клоун, шутящий над этими наблюдениями: «Весьма остроумно замечает Фейербах, что взоры беспутного сапожника следят за штопором, а не за шилом, отчего и происходят мозоли».

Подводя предварительный итог пародийному юмору Пруткова, перефразируем это так: а взоры веселого пересмешника следят за автором, отчего и происходят пародии.

XIX век выдвинул немало сильных пародистов, выступавших под псевдонимами и даже покушавшихся на то, чтобы маска выросла в литературного героя: уже известный нам критик Б. Н. Алмазов печатался то как Адамантов (синоним алмаза), то как Эраст Благонравов; Н. А. Добролюбов скрывался то под именем Конрада Лилиеншвагера, то — Якова Хама; а Д. Д. Минаев любил надевать на себя мундир майора Михаила Бурбонова или драпироваться псевдонимом Литературное Домино… Жанр пародии уже не замыкается на высмеивании открыто авторском либо набросившем на себя покров псевдонима, а стремится к созданию самостоятельного образа автора-персонажа. Это тенденция. Она витает в воздухе, она ищет свои воплощения. «Циклизация пародий вызывает к жизни пародическое лицо, пародическую личность. Вершина этого явления — Козьма Прутков. Здесь совершилось превращение пародийного псевдонима в лицо»[318].

Следующая глава

biography.wikireading.ru

КОЗЬМА ПРУТКОВ — афоризмы и высказывания

Достаток распутного равняется короткому одеялу: натянешь его к носу, обнажатся ноги.

Рейтинг: 10 • подробно об афоризме

Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые: иначе такое бросание будет пустою забавой.

Рейтинг: 9.5 • подробно об афоризме

Век живи – век учись! И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Если хочешь быть счастливым, будь им.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Никто не обнимет необъятного.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Одного яйца два раза не высидишь!

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Как же подданному знать мнение правительства, пока не наступила история?

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовляться.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Многие признаны злонамеренными единственно потому, что им не было известно: какое мнение угодно высшему начальству?

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Смотри в корень!

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Память человека есть лист белой бумаги: иногда пишется хорошо, а иногда дурно.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Эгоист подобен давно сидящему в колодце.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Принимаясь за дело, соберись с духом.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Магнит показывает на север и на юг; от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Счастье подобно шару, который подкатывается: сегодня под одного, завтра под другого, послезавтра под третьего, потом под четвертого, пятого и т. д., соответственно числу и очереди счастливых людей.

Рейтинг: 7.5 • подробно об афоризме

Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Добродетель служит сама себе наградой; человек превосходит добродетель, когда служит и не получает награды.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Нет столь великой вещи, которую не превзошла бы величиною еще большая. Нет вещи столь малой, в которую не вместилась бы еще меньшая.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Лучше скажи мало, но хорошо.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Наука изощряет ум; ученье вострит память.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Воображение поэта, удрученного горем, подобно ноге, заключенной в новый сапог.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Не ходи по косогору, сапоги стопчешь!

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Небо, усеянное звездами, всегда уподоблю груди заслуженного генерала.

Рейтинг: 6 • подробно об афоризме

Жизнь нашу можно удобно сравнивать со своенравною рекою, на поверхности которой плавает челн, иногда укачиваемый тихоструйною волною, нередко же задержанный в своем движении мелью и разбиваемый о подводный камень. – Нужно ли упоминать, что сей утлый челн на реке скоропреходящего времени есть не кто иной, как сам человек?

Рейтинг: 6 • подробно об афоризме

Не совсем понимаю: почему многие называют судьбу индейкою, а не какой-либо другой, более на судьбу похожею птицей?

Рейтинг: 5.5 • подробно об афоризме

Чрезмерный богач, не помогающий бедным, подобен здоровенной кормилице, сосущей с аппетитом собственную грудь у колыбели голодающего дитяти.

Рейтинг: 5 • подробно об афоризме

Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот.

Рейтинг: 5 • подробно об афоризме

Время подобно искусному управителю, непрестанно производящему новые таланты взамен исчезнувших.

Рейтинг: 5 • подробно об афоризме

Все говорят, что здоровье дороже всего; но никто этого не соблюдает.

Рейтинг: 4 • подробно об афоризме

Жизнь – альбом. Человек – карандаш. Дела – ландшафт. Время – гумиэластик: и отскакивает и стирает.

Рейтинг: 3 • подробно об афоризме

Поздравляя радующегося о полученном ранге, разумный человек поздравляет его не столько с рангом, сколько с тем, что получивший ранг толико оному радуется.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Если хочешь быть покоен, не принимай горя и неприятностей на свой счет, но всегда относи их на казенный.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Слабеющие глаза всегда уподоблю старому потускневшему зеркалу, даже надтреснутому.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Влюбленный в одну особу страстно – терпит другую токмо по расчету.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Человек, не будучи одеян благодетельною природою, получил свыше дар портного искусства.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Женатый повеса воробью подобен.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Усердный врач подобен пеликану.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Начало ясного дня смело уподоблю рождению невинного младенца: быть может, первый не обойдется без дождя, а жизнь второго без слез.

Читайте также:  Афоризмы о хамстве

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Если бы тени предметов зависели не от величины сих последних, а имели бы свой произвольный рост, то, может быть, вскоре не осталось бы на всем земном шаре ни одного светлого места.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Магнитная стрелка, непреодолимо влекомая к северу, подобна мужу, который блюдет законы.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Ничего не доводи до крайности: человек, желающий трапезовать слишком поздно, рискует трапезовать на другой день поутру.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Пища столь же необходима для здоровья, сколь необходимо приличное обращение человеку образованному.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

«Зачем, – говорит эгоист, – стану я работать для потомства, когда оно ровно ничего для меня не сделало?» – Несправедлив ты, безумец! Потомство сделало для тебя уже то, что ты, сближая прошедшее с настоящим и будущим, можешь по произволу считать себя: младенцем, юношей и старцем.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Вытапливай воск, но сохраняй мед.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Камергер редко наслаждается природою.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Прежде чем знакомиться в человеком, узнай: приятно ли его знакомство другим?

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Не растравляй раны ближнего; страждущему предлагай бальзам… Копая яму другому, сам в нее попадешь.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? – ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло; а месяц – ночью.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Но с другой стороны: солнце лучше тем, что светит и греет; а месяц только светит, и то лишь в лунную ночь!

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Самолюбие и славолюбие суть лучшие удостоверения бессмертия души человеческой.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Душа индейца, верящего в метемпсихозию, похожа на червячка в коконе.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Рассуждай токмо о том, о чем понятия твои тебе сие дозволяют. Так: не зная законов языка ирокезского, можешь ли ты делать такое суждение по сему предмету, которое не было бы неосновательно и глупо?

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Перо, пишущее для денег, смело уподоблю шарманке в руках скитающегося иностранца.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Щелкни кобылу в нос – она махнет хвостом.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

И терпентин на что-нибудь полезен!

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Всякий необходимо причиняет пользу, употребленный на своем месте. Напротив того: упражнения лучшего танцмейстера в химии неуместны; советы опытного астронома в танцах глупы.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Часами измеряется время, а временем жизнь человеческая; но чем, скажи, измеришь ты глубину Восточного океана?

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Говорят, что труд убивает время; но сие последнее, нисколько от этого не уменьшается, продолжает служить человечеству и всей вселенной постоянно в одинаковой полноте и непрерывности.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

На дне каждого сердца есть осадок.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Под сладкими выражениями таятся мысли коварные: так, от курящего табак нередко пахнет духами.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Два человека одинаковой комплекции дрались бы недолго, если бы сила одного превозмогла силу другого.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Не все стриги, что растет.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Ногти и волосы даны человеку для того, чтобы доставить ему постоянное, но легкое занятие.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Иной певец подчас хрипнет.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Поощрение столь же необходимо гениальному писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Единожды солгавши, кто тебе поверит?

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Смотри вдаль – увидишь даль; смотри в небо – увидишь небо; взглянув в маленькое зеркальце, увидишь только себя.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Чем скорее проедешь, тем скорее приедешь.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Не в совокупности ищи единства, но более – в единообразии разделения.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Усердный в службе не должен бояться своего незнанья; ибо каждое новое дело он прочтет.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Усердие все превозмогает!

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

И устрица имеет врагов!

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

В глубине всякой груди есть своя змея.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Но чужие ноги лосины не натягивай.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Человек раздвоен снизу, а не сверху, – для того, что две опоры надежнее одной.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Человек ведет переписку со всем земным шаром, а через печать сносится даже с отдаленным потомством.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Глупейший человек был тот, который изобрел кисточки для украшения и золотые гвоздики на мебели.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Многие чиновники стальному перу подобны.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Взирая на высоких людей и высокие предметы, придерживай картуз свой за козырек.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Земной шар, обращающийся в беспредельном пространстве, служит пьедесталом для всего, на нем обретающегося.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Муравьиные яйца более породившей их твари; так и слава даровитого человека далеко продолжительнее собственной его жизни.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Во всех частях земного шара имеются свои, даже иногда очень любопытные, другие части.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Глядя на мир нельзя не удивляться!

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Философ легко торжествует над будущею и минувшею скорбями, но он же легко побеждается настоящею.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Доблестный муж подобен мавзолею.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Пороки входят в состав добродетели, как ядовитые снадобья в состав целебных средств.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Любовь, поддерживаясь, подобно огню, непрестанным движением, исчезает купно с надеждою и страхом.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Рассчитано, что петербуржец, проживающий на солнцепеке, выигрывает двадцать процентов здоровья.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Человеку даны две руки на тот конец, дабы он, принимая левою, раздавал правою.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

В сепаратном договоре не ищи спасения.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Ревнивый муж подобен турку.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Почти всякий человек подобен сосуду с кранами, наполненному живительною влагою производящих сил.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Умная женщина подобна Семирамиде.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Любой фат подобен трясогузке.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Вестовщик решету подобен.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Девицы вообще подобны шашкам: не всякой удается, но всякой желается попасть в дамки.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Всегда держись начеку!

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Спокойствие многих было бы надежнее, если бы дозволено было относить все неприятности на казенный счет.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Советую каждому: даже не в особенно сырую и ветреную погоду закладывать уши хлопчатою бумагою или морским канатом.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Снег считают саваном омертвевшей природы; но он же служит первопутьем для жизненных припасов. Так же разгадайте природу!

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Барометр в земледельческом хозяйстве может быть с большой выгодою заменен усердною прислугою, страдающею нарочитыми ревматизмами.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Собака, сидящая на сене, вредна. Курица, сидящая на яйцах, полезна. От сидячей жизни тучнеют: так, всякий меняло жирен.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Неправое богатство подобно кресс-салату, – оно растет на каждом войлоке.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает входящую в оную пищу, а другая от нее засоряется.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельствам, но также по понятиям каждого.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нем пятна.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Талантами измеряются успехи цивилизации, и они же представляют верстовые столбы истории, служа телеграммами от предков и современников к потомству.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Если бы все прошедшее было настоящим, в настоящее продолжало существовать наряду с будущим, кто был бы в силах разобрать: где причины и где последствия?

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Иные настойчиво утверждают, что жизнь каждого записана в книге Бытия.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Козыряй!

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Издание некоторых газет, журналов и даже книг может приносить выгоду.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Никогда не теряй из виду, что гораздо легче многих не удовлетворить, чем удовлетворить.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Добрая сигара подобна земному шару: она вертится для удовольствия человека.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

persons-aforism.ru

Оцените статью
Статус