Высказывания и афоризмы мишель де монтень

Афоризмы и цитаты Мишеля Монтеня >> Все авторы цитат >> Французские писатели Монтень Мишель Эйкем де (1533592 гг.) Бич человека — это воображаемое знание. Благоразумию также свойственны крайности,...

>> Все авторы цитат >> Французские писатели

Монтень Мишель Эйкем де (1533592 гг.)

Бич человека — это воображаемое знание.

Благоразумию также свойственны крайности, и оно не меньше нуждается в мере, чем легкомыслие.

Будемте остерегаться, чтобы старость не наложила больше морщин на нашу душу, чем на наше лицо.

В дружбе нет никаких расчетов и соображений, кроме нее самой.

Взять город приступом, выслать посольство, царствовать над народом — все это блестящие деяния. Смеяться, любить и кротко обращаться со своей семьей, не противоречить самому себе — это нечто более редкое, более сложное и менее заметное для окружающих.

Вовсе не требуется всегда говорить полностью то, что думаешь, это было бы глупостью, но все, что бы ты ни сказал, должно отвечать твоим мыслям; в противном случае это — злостный обман.

В природе нет ничего бесполезного.

Врач, впервые приступая к лечению своего пациента, должен делать это изящно, весело и с приятностью для больного; и никогда хмурый врач не преуспеет в своем ремесле.

Все средства — при условии, что они небесчестны, — способные оградить нас от бедствий и неприятностей, не только дозволены, но и заслуживают всяческой похвалы.

Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других.

Достойно похвалы деяние, а не сам человек.

Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его.

Если бы ложь, подобно истине, была одноликою, наше положение было бы значительно легче. Мы считали бы в таком случае достоверным противоположное тому, что говорит лжец. Но противоположность истине обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов.

Если бы человек хотел быть только счастливым, то это было бы легко, но всякий хочет быть счастливее других, а это почти всегда очень трудно, ибо мы обыкновенно считаем других счастливее, чем они есть на самом деле.

Если можно быть учеными чужой ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью.

Если я лгу, я оскорбляю себя в большей мере, чем того, о ком я солгал.

Жениться, ничем не связывая себя, — предательство.

Жизнь сама по себе — ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее.

Знания — обоюдоострое оружие, которое только обременяет и может поранить своего хозяина, если рука, которая держит его, слаба и плохо умеет им пользоваться.

Иметь дело с людьми, которые восхищаются нами и во всем нам уступают, — удовольствие весьма пресное и даже вредное для нас… Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума.

Истинные друзья те, у кого «одна душа в двух телах».

Истинные ученые подобны колосьям в поле. Пока колос пуст, он весело растет и гордо подымает кверху главу; но когда он разбухает, наполняется зерном и созревает, он проникается смирением и опускает голову.

Книжная ученость — украшение, а не фундамент.

Когда судят об отдельном поступке, то, прежде чем оценить его, надо учесть разные обстоятельства и принять во внимание весь облик человека, который совершил его.

Когда творишь добро, сам испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести.

Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.

Кто боится страдания, тот уже страдает от боязни.

Кто заражен страхом болезни, тот уже заражен болезнью страха.

Кто обяжет себя говорить все без утайки, тот обяжет себя и не делать того, о чем необходимо молчать.

Кто очень сухощав, тот охотно носит фуфайку, у кого мало содержания — те раздувают его словами.

Кто учит людей умирать, тот учит их жить.

Лживость — гнуснейший порок.

Любовь — неистовое влечение к тому, что убегает от нас.

Людям дюжинным дано зреть плоды своих дел; семена, разбрасываемые гениальными натурами, всходят медленно.

Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали.

Мне неведомы браки, которые распадались бы с большей легкостью или были бы сопряжены с большими трудностями, нежели заключенные из-за увлечения красотой или по причине влюбленности.

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Можно поучиться и у врага.

Молчаливость и скромность — качества очень пригодные для разговора.

Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что он одарен от природы.

Мы не столько освобождаемся от наших пороков, сколько меняем их на другие.

Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало.

.. .Надо стараться выяснить — не кто знает больше, а кто знает лучше.

Надо уметь переносить то, чего нельзя избежать.

Наихудшее состояние человека — это когда он перестает сознавать и владеть собой.

Настоящий друг — это тот, кому я поверил бы во всем, касающемся меня, больше, чем самому себе.

Наука — великое украшение и весьма полезное орудие…

Наука — дело очень нелегкое. Наука пригодна лишь для сильных умов.

Нашему остроумию, как кажется, более свойственны быстрота и внезапность, тогда как уму — основательность и медлительность.

Не без основания говорят, что кто не очень-то полагается на свою память, тому нелегко складно лгать.

Невежество бывает двоякого рода: одно — безграмотное, предшествует знанию; другое — чванное, следует за ним.

Невозможно вести честный и искренний спор с дураком.

Не все, что колеблется, падает.

Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, — нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему.

Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью.

Нередко сам порок толкает нас на добрые дела.

Нет ответа более унижающего, чем презрительное молчание.

.Нет столь дряхлого старца, который, памятуя о Мафусаиле, не рассчитывал бы прожить еще годиков двадцать.

Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.

Неукоснительно следовать своим склонностям и быть в их власти — это значит быть рабом самого себя.

Нечестные средства, с помощью которых многие возвышаются, ясно говорят о том, что и цели также не стоят доброго слова.

Ни одна страсть не помрачает в такой мере ясность суждения, как гнев.

Ни то, что предшествует смерти, ни то, что за ней следует, не является ее принадлежностью.

Обвинениям в адрес самого себя — всегда верят, самовосхвалению — никогда.

Откровенная речь, подобно вину и любви, вызывает такую же откровенность.

От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения.

Очень многих я видел на своем веку, которые были доведены до совершенной тупости неумеренной жаждой знания.

Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.

Первый признак порчи общественных нравов — это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели.

Плакать из-за того, что мы не будем жить сто лет спустя, столь же безумно, как плакать из-за того, что мы не жили сто лет назад.

Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум и наши нравы.

Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь.

Понятие добродетели предполагает трудность и борьбу, добродетель не может существовать без противодействия.

Порицать в другом свои недостатки столь же допустимо, как порицать чужие в себе.

После тех лиц, которые занимают самые высокие посты, я не знаю более несчастных, чем те, что им завидуют.

Предпочитай, чтобы у человека кровь приливала к щекам, чем чтобы она была им пролита.

Природа может все и все творит.

Природа — приятный наставник, и даже не столько приятный, сколько осторожный и верный.

Пытливости нашей нет конца, удовлетворенность ума — признак его ограниченности или усталости.

Раз мы ненавидим что-либо, значит, принимаем это близко к сердцу.

Разумный человек ставит себе предел даже в добрых делах.

Самая глубокая дружба порождает самую ожесточенную вражду.

… Самое главное — это прививать вкус и любовь к науке; иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью.

Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.

Самый краткий путь к завоеванию славы — это делать по побуждению совести то, что мы делаем ради славы.

Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывное хорошее расположение духа.

С истинно учеными людьми происходит то же самое, что и с колосьями пшеницы: пока они пусты, они гордо и высоко поднимают голову, когда же наливаются и полнеют от зерен, то начинают униженно поникать головой.

Следовало бы иметь установленные законом меры воздействия, которые обуздывали бы бездарных и никчемных писак, как это делается в отношении праздношатающихся и тунеядцев.

Следует отличать душевный порыв человека от твердой и постоянной привычки.

Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.

Смелый поступок не должен непременно предполагать доблесть у совершившего его человека; ибо тот, кто по-настоящему доблестен, будет таковым всегда и при всех обстоятельствах.

Смерть должна быть такая же, как и жизнь; мы не становимся другими только потому, что умираем.

Среди других прегрешений пьянство представляется мне пороком особенно грубым и низменным.

Среди тысячи наших привычных поступков мы не найдем ни одного, который мы совершали бы непосредственно ради себя.

Старикам не стоит думать о смерти: пусть лучше позаботятся о том, как получше разрыхлить грядки на огороде.

Старость оставляет больше морщин на умственном облике нашем, чем на лице.

Страх то придает крылья ногам, то приковывает их к земле.

Стыдливость украшает юношу и пятнает старца.

Судить о человеке надо, основываясь главным образом на его обыденных поступках, наблюдая его повседневное существование.

Счастье человеческое состоит вовсе не в том, чтобы хорошо умереть, а в том, по- моему, чтобы хорошо жить.

Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, — не научились понимать самих себя.

Только глупцы могут быть непоколебимы в своей уверенности.

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Тому, кто сказал Сократу: «Тридцать тиранов осудили тебя на смерть», последний ответил: «А их осудила на смерть природа».

То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценности и важности брака.

Трусость — мать жестокости.

Удваивать себя — великое чудо, и величие его недоступно тем, кто утверждает, что способен себя утраивать.

У животных есть та благородная особенность, что лев никогда не становится из малодушия рабом другого льва, а конь — рабом другого коня.

Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется; быть везде — значит быть нигде.

Упрямство и чрезмерный пыл в споре — вернейший признак глупости.

Хороши или плохи события жизни, во многом зависит от того, как мы их воспринимаем.

Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно здесь — основа его подлинной чести.

Читайте также:  Афоризмы про измену и предательство

Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

Что может быть труднее, чем уберечься от врага, надевшего на себя личину нашего самого преданного друга.

Шум оружия заглушает голос законов.

Я говорю правду постольку, поскольку осмеливаюсь ее говорить; чем старше я становлюсь, осмеливаюсь делать это все реже.

Я наблюдал только одно действие розги — она или притупляет или озлобляет душу.

Я нередко встречал людей, которые оказывались неучтивыми именно вследствие того, что были чересчур учтивы, и несносны вследствие того, что были чересчур вежливы.

Я хотел бы, чтобы смерть меня застала за работой в поле.

Люди ничему так твердо не верят, как тому, о чем они меньше всего знают, и никто не выступает с такой самоуверенностью, как сочинители всяких басен — например алхимики, астрологи, предсказатели, хироманты…

Кто попадает далее цели, тот так же промахивается, как и тот, кто не попал в цель.

Книги сопровождают меня на протяжении всего моего жизненного пути, и я общаюсь с ними всегда и везде. Они утешают меня в мои старые годы и в моем уединенном существовании. Они снимают с меня бремя докучной праздности и в любой час дают мне возможность избавляться от неприятного общества. Они смягчают приступы физической боли, если она не достигает крайних пределов и не подчиняет себе все остальное.

Если, с одной стороны, наш ум крепнет вследствие соприкосновения с умами обширными и развитыми, то, с другой стороны, нельзя себе представить, насколько он теряет и вырождается вследствие постоянного знакомства и сношения с умами низменными и болезненными.

Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. В суровости и принуждении есть нечто рабское, и я нахожу, что то, чего нельзя сделать с помощью разума, осмотрительности и уменья, никак нельзя добиться силой.

Не беспокойтесь, что не сумеете умереть: сама природа, когда придет срок, достаточно основательно научит вас этому; она сама все за вас сделает, не занимайте этим своих мыслей…

Когда я играю с кошкой, неизвестно, кто кого больше развлекает.

Лучший способ запомнить что-нибудь — постараться это забыть.

citaty.su

Мишель де Монтень: цитаты, афоризмы, высказывания.

Мишель де Монтеньфр. Michel de Montaigne

Мишель де Монтень (фр. Michel de Montaigne; полное имя — Мишель Экем де Монтень, фр. Michel Eyquem de Montaigne; 1533 — 1592) — французский писатель и философ-гуманист эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».

Любовь – неистовое влечение к тому, что убегает от нас.

Любить тело без его согласия и желания – то же самое, что любить тело без души и без чувств.

Любовь есть кризис, решительная минута жизни, с трепетом ожидаемая сердцем.

Брак – не что иное, как приятное совместное проживание в течение всей жизни, полное устойчивости, доверия и бесконечного множества весьма осязательных взаимных услуг и обязанностей. Удачный брак отвергает любовь; он старается возместить ее дружбой. Это – не что иное как приятное совместное проживание в течение всей жизни, полное устойчивости, доверия и бесконечного множества весьма осязательных взаимных услуг и обязанностей.

То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценности и важности брака.

Мне неведомы браки, которые распадались бы с большей легкостью или были бы сопряжены с большими трудностями, нежели заключенные из-за увлечения красотой или по причине влюбленности.

Тот был, несомненно, умным человеком, кто сказал, что счастливое супружество может быть только между слепой женой и глухим мужем.

Жениться, ничем не связывая себя, – предательство. Женщина бывает на верху упоения, когда делается предметом обожания для мужчин и возбуждает зависть своего пола.

Как только женщина становится нашей, мы перестаем ей принадлежать.

Никакое сводничество не способно так ловко и с таким неизменным успехом совращать целомудренных женщин, как расторгаемые им и столь лакомые для них похвалы.

Нет такой женщины, которая не поверила бы с легкостью первой же клятве своего поклонника.

Сердце женщины имеет ту счастливую особенность, что «забывает» все прежние свои страсти и всецело отдается той, которая владеет им в данный момент.

Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее.

Мера жизни не в длительности, а в том, как вы ее использовали.

Мы научаемся жить, когда жизнь уже прожита.

Мы понимаем, как жить, когда жизнь наша уже прошла.

Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь.

Хороши или плохи события жизни, во многом зависит от того, как мы их воспринимаем.

Счастлив тот, кто сумел с такой точностью соразмерить свои нужды, что его средства оказываются достаточными для удовлетворения их без каких-либо хлопот и стараний с его стороны. Счастлив тот, кого забота об управлении имуществом или о его приумножении не отрывает от других занятий, более соответствующих складу его характера, более спокойных и приятных ему.

Счастье человеческое состоит вовсе не в том, чтобы хорошо умереть, а в том, по-моему, чтобы хорошо жить.

Воспоминание о былом счастье усугубляет горе.

Старикам не стоит думать о смерти: пусть лучше позаботятся о том, как получше разрыхлить грядки на огороде.

Старость оставляет больше морщин на умственном облике нашем, чем на лице.

Старость связана с множеством слабостей, она так беспомощна, что легко может вызвать презрение, поэтому наилучшее приобретение, какое она может сделать, – это любовь и привязанность близких.

Когда творишь добро, сам испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести.

Нередко сам порок толкает нас на добрые дела.

Величайшее испытание – занимать место, где нельзя сделать ничего хорошего так, чтобы это сразу же не было учтено и взвешено, где малейшее доброе дело касается стольких людей зараз и где своим внешним поведением вы действуете прежде всего на народ, судью недостаточно справедливого, которого легко и обморочить, и удовлетворить.

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Добродетель тем приятнее, чем труднее ее достичь.

Неплохо родиться в испорченный век, ибо по сравнению с другими вы без больших затрат сможете сойти за воплощение добродетели.

Как бы велика ни была добродетель, но если она вошла в привычку, то не стоит награды.

Первый признак порчи общественных нравов – это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели.

Бич человека – это воображаемое знание.

Знание – обоюдоострое оружие. Которое только обременяет и может поранить своего хозяина, если рука, которая держит его, слаба и плохо умеет им пользоваться.

Знать что-либо наизусть – все равно что не знать ничего; это – владеть тем, что дано лишь на хранение памяти.

Люди ни во что не верят столь твердо, как в то, о чем они меньше всего знают.

Мы, несомненно, слишком дорого заплатили за этот пресловутый разум, которым мы так гордимся, за наше знание и способность суждения, если мы купили их ценою бесчисленных страстей, во власти которых мы постоянно находимся.

Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало.

Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.

Очень многих я видел на своем веку, которые были доведены до совершенной тупости неумеренной жаждой знания.

Признаваться в незнании, на мой взгляд, одно из лучших и вернейших доказательств наличия разума.

Наилучшей наукой для человека является наука незнания, и величайшей мудростью – простота.

Наука – дело очень нелегкое. Наука пригодна лишь для сильных умов.

Наука – великолепное снадобье; но никакое снадобье не бывает столь стойким, чтобы сохраняться, не подвергаться порче и изменениям, если плох сосуд, в котором его хранят.

Наука существует не для того, чтобы зажигать свет в душе, которая лишена его, не для того, чтобы сделать слепого зрячим; ее назначение – не давать зрение, а направлять его, указывать человеку дорогу, если ноги его от природы прямы и могут ходить.

Истинные ученые подобны колосьям в поле. Пока колос пуст, он весело растет и гордо подымает кверху голову; но когда он разбухает, наполняется зерном и созревает, он проникается смирением и опускает голову.

Как учение – мука для лентяя, а воздержание от вина – пытка для пьяницы, так умеренность является наказанием для привыкшего к роскоши, а телесные упражнения – тяготою для человека изнеженного и праздного.

Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

Книжная ученость – украшение, а не фундамент.

Разум – это такая скользкая вещь, что ее ни за что не ухватишь и никак не удержишь, он столь многолик и изменчив, что невозможно ни поймать его, ни связать.

Разумный человек ставит себе предел даже в добрых делах.

Невежество бывает двоякого рода: одно – безграмотное, предшествует знанию; другое – чванство, следует за ним.

Неотесанность, необразованность, невежество, простота нередко прикрывают невинность и чистоту, меж тем как любопытство, изощренность, знание порождают влечение к злу.

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Удовлетворенность ума – признак его ограниченности или усталости.

Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется; быть везде – значит быть нигде.

Так как ум наш укрепляется общением с умами сильными и ясными, нельзя и представить себе, как много он теряет, как опошляется в каждодневном соприкосновении и общении с умами низменными и ущербными. Это самая гибельная зараза.

Нашему остроумию, как кажется, более свойственны быстрота и внезапность, тогда как уму – основательность и медлительность.

Пытливости нашей нет конца, удовлетворенность ума – признак его ограниченности или усталости.

Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, не научились понимать самих себя.

Даже самая неутомимая человеческая мысль впадает иногда в дремоту.

Поразительное свидетельство немощности нашего разума заключается в том, что оценивает всякую вещь с точки зрения ее редкости и новизны, а также малодоступности, хотя бы сама по себе она и не содержала в себе ничего хорошего и полезного.

Глупость и мудрость сходятся в одном и том же чувстве и в одном и том же отношении к невзгодам, которые постигают человека: мудрые презирают их и властвуют над ними, а глупцы не отдают себе в них отчета; вторые, если можно так выразиться, не доросли до них, первые их переросли.

Упрямство и чрезмерный пыл в споре – вернейший признак глупости.

Благоразумию также свойственны крайности, и оно не менее нуждается в мере, чем легкомыслие.

Бывали поражения, которые в своей славе не уступают величайшим победам.

Некоторые поражения более триумфальны, чем победы.

Самый краткий путь к завоеванию славы – это делать по побуждению совести то, что мы делаем ради славы.

Читайте также:  Афоризмы о жене

Человек, которого мы любим, кажется нам прекраснее, чем он есть на самом деле.

Судить о человеке надо, основываясь главным образом на его обыденных поступках, наблюдая его повседневное существование.

Человек крайне неразумен, он не в состоянии создать клеща, а между тем десятками создает богов.

Человек может быть только тем, что он есть, и представлять себе всё только в меру своего понимания.

Изумительно суетное, поистине непостоянное и вечно колеблющееся существо – человек.

Человек обладает своими благами в воображении и своими бедствиями в действительности.

Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает то, что происходит.

Каждый человек в отдельности смертен, но в своей совокупности люди вечны.

Наихудшее состояние человека – это когда он перестает сознавать и владеть собой.

Каждому живется хорошо или плохо в зависимости от того, что он сам по этому поводу думает. Доволен не тот, кого другие мнят довольным, а тот, кто сам мнит себя таковым.

Обвинениям в адрес самого себя всегда верят, самовосхвалению – никогда.

Говорить о себе, превознося себя, лучше, чем ты есть на деле, не только всегда – тщеславие, но также нередко и глупость. В основе этого порока лежит, по-моему, чрезмерное самодовольство и неразумное себялюбие.

От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения.

Самая великая вещь на свете – уметь принадлежать себе.

Только вам одному известно, подлы ли вы и жестокосердны или честны и благочестивы; другие вас вовсе не видят; они составляют себе о вас представление на основании внутренних догадок, они видят не столько вашу природу, сколько ваше умение вести себя среди людей; поэтому не считайтесь с их приговором, считайтесь лишь со своим.

Вожделение и пресыщение в равной мере заставляют страдать нас и когда мы еще не достигли наслаждения, и когда перешли его границы.

Вожделения бывают естественные и необходимые, как, например, голод или жажда; либо естественные, но не необходимые, как, например, половое общение; либо и неестественные и не необходимые: таковы почти все человеческие вожделения, которые и искусственны и излишни.

Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его.

Бог оказывает свою чудодейственную помощь не нашим страстям, а вере и религии; но эта помощь оказывается через людей, которые используют ее в своих интересах, между тем как должно было бы быть наоборот.

В делах веры слабость нашего разума больше нам помогает, чем его сила, и наша слепота ценнее нашей прозорливости.

Наша религия создана для искоренения пороков, а на деле она их покрывает, питает и возбуждает.

Ценность души определяется не способностью высоко возноситься, но способностью быть упорядоченной всегда и во всем. Ее величие раскрывается не в великом, но в повседневном.

Страсти не только изменяют наши чувства, но часто приводят их в состояние полного отупления.

Страсти являются как бы стрекалами для души, толкающими ее на добродетельные поступки.

Крайняя степень страха выражается в том, что, поддаваясь ему, мы даже проникаемся той самой храбростью, которой он нас лишает в минуту, когда требовалось исполнить свой долг и защитить свою честь. Вот чего я страшусь больше самого страха.

Кто боится страданий, тот страдает уже от самого страха.

Кто заражен страхом болезни, тот уже заражен болезнью страха.

Страх то придает крылья ногам, то приковывает их к земле.

Трусость – мать жестокости.

Смелый поступок не должен непременно предполагать доблесть у совершившего его человека, ибо тот, кто по-настоящему доблестен, будет таковым всегда и при всех обстоятельствах.

Самая глубокая дружба порождает самую ожесточенную вражду.

Настоящий друг – это тот, кому я поверил бы во всём, касающемся меня, больше, чем самому себе.

Самое плодотворное и естественное украшение нашего ума, по-моему, беседа. Из всех видов жизненной деятельности она для меня наиболее приятный. Вот почему, если бы меня принудили немедленно сделать выбор, я наверное предпочел бы скорее потерять зрение, чем слух или дар речи.

Нет более скучной беседы, чем та, в которой все со всеми согласны.

В начале всякой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом – незнание.

Всякий может фиглярствовать и изображать на подмостках честного человека, но быть порядочным в глубине души, где все дозволено, куда никому нет доступа, – вот поистине вершина возможного. Ближайшая ступень к этому – быть таким же у себя дома, в своих обыденных делах и поступках.

Нечестные средства, с помощью которых многие возвышаются, ясно говорят о том, что и цели также не стоят доброго слова.

Справедливость заключается в том, чтобы воздавать каждому по заслугам.

Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других.

Гордыня – вот источник гибели и развращения человека; она побуждает человека уклоняться от проторенных путей, увлекаться новшествами; она порождает стремление возглавлять людей заблудших, ставших на стезю гибели; она заставляет человека предпочитать быть учителем лжи и обмана, чем учеником в школе истины.

Если бы ложь, подобно истине, была одноликою, наше положение было бы значительно легче. Мы считали бы в таком случае достоверным противоположное тому, что говорит лжец. Но противоположность истине обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов.

Не без основания говорят, что кто не очень-то полагается на свою память, тому нелегко складно лгать.

Лживость – гнуснейший порок.

Стыдливость украшает юношу и пятнает старца.

Законы обрекают нас на невозможность выполнять их веления, и они же судят нас за невыполнение этих велений.

Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума.

Когда жалкие, карликовые душонки пыжатся и лопаются от спеси и думают, что покрывают славой свое имя, то чем выше они пытаются задрать голову, тем больше выставляют напоказ свою задницу.

Надо уметь переносить то, чего нельзя избежать.

Не быть жадным уже есть богатство; не быть расточительным – доход.

Не нужда, но скорее изобилие порождают в нас жадность.

Плод богатства – обилие, признак обилия – довольство.

Правильнее было бы внушить людям презрение к золоту и шелкам как вещам суетным и бесполезным. Мы же вместо этого увеличиваем их ценность и заманчивость, а это самый нелепый способ вызвать к ним отвращение.

Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их.

Когда судят об отдельном поступке, то, прежде чем оценить его, надо учесть разные обстоятельства и принять во внимание весь облик человека, который совершил его.

Нельзя похваляться презрением к сладострастию и победой над ним, если не испытываешь его, если не знаешь его и его обольщений, и его мощи, и его бесконечно завлекательной красоты.

Откровенная речь подобна вину и любви, вызывает такую же откровенность.

Природа – приятный наставник, и даже не столько приятный, сколько осторожный и верный.

Кто научился умирать, тот разучился быть рабом. Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения.

Чувства обманывают наш разум, но и он в свою очередь обманывает их. Наша душа иногда мстит чувствам; они постоянно лгут и обманывают друг друга.

Наш удел – это непостоянство, колебания, неуверенность, страдание, суеверие, забота о будущем – а значит, и об ожидающем нас после смерти, – честолюбие, жадность, ревность, зависимость, необузданные, неукротимые и неистовые желания, война, ложь, вероломство, злословие, любопытство.

Иметь дело с людьми, которые восхищаются нами и во всём нам уступают, – удовольствие весьма пресное и даже вредное для нас.

Молчаливость и скромность – качества, очень пригодные для разговора.

Мы не столько освобождаемся от наших пороков, сколько меняем их на другие.

Лучшее государственное устройство для любого народа – это то, которое сохранило его как целое. Особенности и основные достоинства этого государственного устройства коренятся в его обычаях.

За привилегиями, должностями и прочей мирской мишурой они гонятся вовсе не ради служения обществу, а скорее ради того, чтобы извлечь из общественных дел выгоду для себя.

Чины и должности – так уж повелось – даются человеку чаще по счастливой случайности, чем по заслугам… Посмотрите, кто в наших городах наиболее могуществен и лучше всех делает дело, – и вы найдете, что обычно это бывают наименее способные люди.

Правительство, которое хочет иметь дело с людьми, а не со скотами, не только не ставит преград умственному развитию народа, но поощряет его устройством всевозможных школ.

Плоды смуты никогда не достаются тому, кто ее вызвал; он только всколыхнул и замутил воду, а ловить рыбу будут уже другие.

Никто добровольно не раздает своего имущества, но каждый, не задумываясь, делит с ближним свое время. Ничем мы не швыряем так охотно, как собственным временем, хотя единственно в отношении последнего бережливость была бы полезна и достойна похвалы.

Неукоснительно следовать своим склонностям и быть в их власти – это значит быть рабом самого себя.

Тщеславие и любопытство – вот два бича нашей души. Последнее побуждает нас всюду совать свой нос, первое запрещает оставлять что-либо неопределенным и не решенным.

Простота делает жизнь не только более приятной, но… и более чистой и прекрасной.

Самомнение – наша прирожденная и естественная болезнь.

Наружность мужчины служит весьма малым ручательством за него, но, тем не менее, она представляет нечто значительное.

Раз мы ненавидим что-либо, значит, принимаем это близко к сердцу.

Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывное хорошее расположение духа.

Трудность есть монета, которую ученые, так же, как и художники, употребляют для того, чтобы не выказать тщету своего искусства.

comments powered by HyperComments

aforisma.ru

Монтень, Мишель де цитаты и афоризмы

В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой. Книжная ученость — украшение, а не фундамент. Настоящий друг — это тот, кому я поверил бы во всем, касающемся меня, больше, чем самому себе. Плакать из-за того, что мы не будем жить сто лет спустя, столь же безумно, как плакать из-за того, что мы не жили сто лет назад. Книги сопровождают меня на протяжении всего моего жизненного пути, и я общаюсь с ними всегда и везде. Они утешают меня в мои старые годы и в моем уединенном существовании. Они снимают с меня бремя докучной праздности и в любой час дают мне возможность избавляться от неприятного общества. Они смягчают приступы физической боли, если она не достигает крайних пределов и не подчиняет себе все остальное. Лживость — гнуснейший порок. Жизнь сама по себе — ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее. Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали. Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется; быть везде — значит быть нигде. Кто попадает далее цели, тот так же промахивается, как и тот, кто не попал в цель. Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас,— нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему. Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывное хорошее расположение духа. Откровенная речь, подобно вину и любви, вызывает такую же откровенность.

Читайте также:  Про лето афоризм

откровенность

Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума.

достоинства

Молчаливость и скромность — качества, очень пригодные для разговора.

скромность

Нет ответа более унижающего, чем презрительное молчание.

молчание

Кто боится страдания, тот уже страдает от боязни. Трусость — мать жестокости.

жестокость

Если бы ложь, подобно истине, была одноликою, наше положение было бы значительно легче. Мы считали бы в таком случае достоверным противоположное тому, что говорит лжец. Но противоположность истине обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов. Не без основания говорят, что кто не очень-то полагается на свою память, тому нелегко складно лгать. Не беспокойтесь, что не сумеете умереть: сама природа, когда придет срок, достаточно основательно научит вас этому; она сама все за вас сделает, не занимайте этим своих мыслей… Взять город приступом, выслать посольство, царствовать над народом — все это блестящие деяния. Смеяться, любить и кротко обращаться со своей семьей, не противоречить самому себе — это нечто более редкое, более сложное и менее заметное для окружающих. Старикам не стоит думать о смерти: пусть лучше позаботятся о том, как получше разрыхлить грядки на огороде. Когда творишь добро, сам испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести.

добро

Порицать в другом свои недостатки, думается мне, столь же допустимо, как порицать — а это я делаю весьма часто — чужие в себе, обличать их следует всегда и везде, не оставляя им никакого пристанища.

порицание недостатки

Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию… Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

учитель

Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. Очень многих я видел на своем веку, которые были доведены до совершенной тупости неумеренной жаждой знания. Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других. Нашему остроумию, как кажется, более свойственны быстрота и внезапность, тогда как уму — основательность и медлительность.

остроумие

Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия,— не научились понимать самих себя.

выражение мыслей мысли

Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь.

мышление

Вовсе не требуется всегда говорить полностью то, что думаешь, это было бы глупостью, но все, что бы ты ни сказал, должно отвечать твоим мыслям; в противном случае это — злостный обман. Упрямство и чрезмерный пыл в споре — вернейший признак глупости.

споры упрямство

Невозможно вести честный и искренний спор с дураком.

споры

Если, с одной стороны, наш ум крепнет вследствие соприкосновения с умами обширными и развитыми, то, с другой стороны, нельзя себе представить, насколько он теряет и вырождается вследствие постоянного знакомства и сношения с умами низменными и болезненными. Люди ничему так твердо не верят, как тому, о чем они меньше всего знают, и никто не выступает с такой самоуверенностью, как сочинители всяких басен — например алхимики, астрологи, предсказатели, хироманты… Я говорю правду постольку, поскольку осмеливаюсь ее говорить; чем старше я становлюсь, осмеливаюсь делать это все реже. Сильное воображение порождает событие.

воображение

Пытливости нашей нет конца, удовлетворенность ума — признак его ограниченности или усталости. Истинные ученые подобны колосьям в поле. Пока колос пуст, он весело растет и гордо подымает кверху главу; но когда он разбухает, наполняется зерном и созревает, он проникается смирением и опускает голову. Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. В суровости и принуждении есть нечто рабское, и я нахожу, что то, чего нельзя сделать с помощью разума, осмотрительности и уменья, никак нельзя добиться силой. Все средства — при условии, что они небесчестны,— способные оградить нас от бедствий и неприятностей, не только дозволены, но и заслуживают всяческой похвалы. Надо уметь переносить то, чего нельзя избежать.

беда

Наихудшее состояние человека — это когда он перестает сознавать и владеть собой.

самоконтроль

От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения.

самоуважение

Можно поучиться и у врага.

враги

Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.

праздность

Среди других прегрешений пьянство представляется мне пороком особенно грубым и низменным.

пьянство

Страх то придает крылья ногам, то приковывает их к земле. Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других.

высокомерность

Обвинениям в адрес самого себя — всегда верят, самовосхвалению — никогда.

самокритика

Кто очень сухощав, тот охотно носит фуфайку, у кого мало содержания — те раздувают его словами. Кто заражен страхом болезни, тот уже заражен болезнью страха. Врач, впервые приступая к лечению своего пациента, должен делать это изящно, весело и с приятностью для больного; и никогда хмурый врач не преуспеет в своем Ремесле.

врач

Смерть должна быть такая же, как и жизнь; мы не становимся другими только потому, что умираем.

жизнь и смерть

Счастье человеческое состоит вовсе не в том, чтобы хорошо умереть, а в том, чтобы хорошо жить.

жизнь и смерть

Я хотел бы, чтобы смерть застала меня за работой в поле. Иметь дело с людьми которые восхищаются нами и во всем нам уступают,— удовольствие весьма пресное и даже вредное для нас…

восхищение

Ни одна страсть не помрачает в такой мере ясность суждения, как гнев.

гнев

Я наблюдал только одно действие розги — она или притупляет или озлобляет. Не все, что колеблется, падает.

quotar.org

Мишель де Монтень — Цитаты и афоризмы, фразы и высказывания

Подобно тому, как наше рождение принесло для нас рождение всего окружающего, так и смерть наша будет смертью всего окружающего.

Тщеславие и любопытство — вот два бича нашей души. Последнее побуждает нас всюду совать свой нос, первое запрещает оставлять что-либо неопределенным и нерешенным.

Я наблюдал только такое действие розги — она или притупляет, или озлобляет.

Все бедствия не стоят того, чтобы, желая избежать их, стремиться к смерти.

Желание того, чего у нас нет, разрушает пользование тем, что у нас есть.

Покопайся каждый из нас хорошенько в себе, и он обнаружит, что самые сокровенные его желания и надежды возникают и питаются по большей части за счет кого-нибудь другого.

Всякое убеждение может быть достаточно сильным, чтобы заставить людей отстаивать его даже ценой жизни.

Никто не огражден от возможности сказать глупость. Беда, когда ее высказывают обдуманно.

Сильное воображение порождает событие.

Темы: Афоризмы со смыслом • Воображение Автор: Мишель де Монтень

0

Нельзя полагаться на доходы, которые мы только надеемся получить, какими бы верными они нам не казались.

Темы: Деньги • Коммерция Автор: Мишель де Монтень

0

Пусть детство смотрит вперед, старость — назад: не это ли обозначали два лица Януса?

Темы: Дети • Старость • Умные Автор: Мишель де Монтень

0

Когда судят об отдельном поступке, то, прежде чем оценить его, надо учесть разные обстоятельства и принять во внимание весь облик человека, который совершил его.

Темы: Поведение • Правосудие Автор: Мишель де Монтень

0

Знания — обоюдоострое оружие, которое только обременяет и может поранить своего хозяина, если рука, которая держит его, слаба и плохо умеет им пользоваться.

Темы: Знания • Цитаты со смыслом Автор: Мишель де Монтень

Истина не становится мудрее от своего возраста.

Темы: Возраст • Истина • Умные Автор: Мишель де Монтень

Всякое убеждение может быть достаточно сильным, чтобы заставить людей отстаивать его даже ценой жизни.

Темы: Принципы • Цитаты великих людей Автор: Мишель де Монтень

+3

Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других.

Темы: Гордость Автор: Мишель де Монтень

Доволен не тот, кого другие мнят довольным, а тот, кто сам себя считает таковым.

Темы: Счастье • Умные фразы Автор: Мишель де Монтень

Чтобы правильно судить о вещах возвышенных и великих, надо иметь такую же душу; в противном случае мы припишем им наши собственные изъяны.

Темы: Величие • Душа Автор: Мишель де Монтень

0

Я наблюдал только такое действие розги — она или притупляет, или озлобляет.

Темы: Воспитание • Цитаты великих людей Автор: Мишель де Монтень

+3

Никто не огражден от возможности сказать глупость. Беда, когда ее высказывают обдуманно.

Темы: Глупость Автор: Мишель де Монтень

Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться.

Темы: Невежество Автор: Мишель де Монтень

Чины и должности – так уж повелось – даются человеку чаще по счастливой случайности, чем по заслугам.

Темы: Карьера • Умные • Чиновники Автор: Мишель де Монтень

В начале всяческой философии лежит удивление.

Темы: Афоризмы великих людей • Философия Автор: Мишель де Монтень

Величие души не столько в том, чтобы без оглядки устремляться вперед и всё выше в гору, сколько в том, чтобы уметь посчитаться с обстоятельствами и обойти препятствия.

Темы: Величие • Душа • Мудрые высказывания Автор: Мишель де Монтень

Назовите мне какое-нибудь самое чистое и выдающееся деяние, и я берусь обнаружить в нем, с полным правдоподобием, полсотни порочных намерений.

Подлинная свобода состоит в том, чтобы иметь над собой власть.

Темы: Мудрые мысли • Свобода Автор: Мишель де Монтень

Мы не привыкли искать высшего нашего удовлетворения в душе и ждать от нее главной помощи, несмотря на то, что именно она — единственная и полновластная госпожа и нашего состояния, и нашего поведения.

Темы: Душа • Поведение Автор: Мишель де Монтень

Если бы человек хотел быть только счастливым, то это было бы легко, но всякий хочет быть счастливее других, а это почти всегда очень трудно, ибо мы обыкновенно считаем других счастливее, чем они есть на самом деле.

Темы: Счастье Автор: Мишель де Монтень

Мы не столько освобождаемся от наших пороков, сколько меняем их на другие.

Темы: Пороки Автор: Мишель де Монтень

0

В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой.

Темы: Дружба • Цитаты великих людей Автор: Мишель де Монтень

Не достигнув желаемого, они сделали вид, будто желали достигнутого.

Темы: Желание • Цель Автор: Мишель де Монтень

0

Тот, кто всегда в выигрыше, — не настоящий игрок.

Темы: Азарт • Высказывания великих людей Автор: Мишель де Монтень

0

Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что он одарен от природы.

Темы: Похвала • Человек Автор: Мишель де Монтень

0

Сохранить ссылку на эту страничку:

finewords.ru

Оцените статью
Статус