Шуме́р — первая письменная цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья Тигра и Евфрата.Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма. Шумеры также знали технологию колеса и обожжённого кирпича.Язык шумеров имеет агглютинативную структуру. Его родственные связи в настоящее время не установлены.
Солги, а затем скажи правду — её сочтут ложью
Шумерские 8 Сентября 2011
Дружба на время — рабство навечно
Шумерские 11 Сентября 2011
Сердце не породило ненависти, а речь породила
Шумерские 10 Сентября 2011
Дом, построенный честным человеком, был разрушен вероломным человеком
Шумерские 21 Сентября 2011
Кто чувствует стыд, тот начинает чувствовать долг
Шумерские 20 Сентября 2011
Сильный и гордый не уживутся
Шумерские 29 Сентября 2011
Если ты осторожен — Бог твой с тобой
Шумерские 6 Сентября 2011
Когда у бедняка был хлеб, у него не было соли, когда была соль, не было хлеба
Шумерские 25 Сентября 2011
Кто слишком много ест, не сможет спать
Шумерские 4 Сентября 2011
Из двух зол выбирать не стоит
Шумерские 28 Сентября 2011
Не делай зла — не будешь в вечном страхе
Шумерские 4 Сентября 2011
Год за годом жую чеснок, ежегодно дерёт мне горло
Счастье найдено — зло потеряно
Шумерские 2 Сентября 2011
Балованная собака становится щенком
Шумерские 21 Сентября 2011
Насладился пивом — заболел в дороге
Шумерские 14 Сентября 2011
Колодец не высох — жажда терпима
Шумерские 11 Сентября 2011
Не сердце, а слово мать ненависти
Как дикий тур — сам собой доволен
Шумерские 7 Сентября 2011
Словно бык — не знаешь, как отступить
Шумерские 29 Сентября 2011
Взрастет ли спелое зерно — как знать? Взрастет иссохшее зерно — как знать?
Шумерские 11 Сентября 2011
Царь щедр, царедворцы услужливы
Шумерские 7 Сентября 2011
Поднял бы ты гору, да тростинку на ветру не удержишь
Шумерские 23 Сентября 2011
Вспашешь вражье поле, придет враг и возьмет твоё
Воин без командира — поле без пахаря
Шумерские 29 Сентября 2011
Мул, на отца-то ты похож, но и на мать тоже
Шумерские 9 Сентября 2011
Развел быков, да провонял навозом
Чужой вол ест траву, а свой — голодный лежит
Шумерские 27 Сентября 2011
Сквозь заросли еду — стебли вижу, а заросли — нет
millionstatusov.ru
Шумерские пословицы и поговорки
Тематика сборника — Шумерские пословицы и поговорки:
- Сильный и гордый не уживутся.
- Счастье найдено — зло потеряно.
- Царь щедр, царедворцы услужливы.
- Если ты осторожен — Бог твой с тобой.
- Словно бык — не знаешь, как отступить.
- Из двух зол выбирать не стоит.
- Когда у бедняка был хлеб, у него не было соли, когда была соль, не было хлеба.
- Взрастет ли спелое зерно — как знать? Взрастет иссохшее зерно — как знать?
- Мул, на отца-то ты похож, но и на мать тоже.
- Насладился пивом — заболел в дороге.
- Не делай зла — не будешь в вечном страхе.
- Кто чувствует стыд, тот начинает чувствовать долг.
- Поднял бы ты гору, да тростинку на ветру не удержишь.
- Кто слишком много ест, не сможет спать.
- Развел быков, да провонял навозом.
- Не сердце, а слово мать ненависти.
- Вспашешь вражье поле, придет враг и возьмет твоё.
- Дом, построенный честным человеком, был разрушен вероломным человеком.
- Пастух не должен стремиться стать земледельцем.
- Колодец не высох — жажда терпима.
- Пришедший с правдой порождает жизнь.
- Как дикий тур — сам собой доволен.
- Сердце не породило ненависти, а речь породила.
- Желанья, как у Бога, — да сил нет у человека.
- Сквозь заросли еду — стебли вижу, а заросли – нет.
- Дружба на время — рабство навечно.
- Солги, а затем скажи правду — её сочтут ложью.
- Год за годом жую чеснок, ежегодно дерёт мне горло.
- Хозяин жалует — собака не пускает.
- Воин без командира — поле без пахаря.
Шумерские пословицы и поговорки. Шумеры — народ, заселявший Южное Междуречье (междуречье Тигра и Евфрата на юге современного Ирака) на заре исторического периода.
pogovorki-poslovicy.ru
17. Мудрость древних Первые пословицы и поговорки
17. Мудрость древних
Первые пословицы и поговорки
Долгое время считалось, что библейская Книга Притчей — это древнейшая запись пословиц и поговорок в истории человечества. Когда примерно полтораста лет назад была открыта цивилизация Древнего Египта, оказалось, что существуют сборники египетских пословиц и поговорок и что они намного старше древнееврейских. Однако и эти сборники не являются самыми первыми из письменно зафиксированных человеком афоризмов и изречений. Шумерские сборники пословиц и поговорок на несколько столетий старше почти всех — если не всех — известных нам египетских сборников.
Лет двадцать назад мы еще не знали фактически ни одной шумерской пословицы, которая дошла бы до нас только на шумерском языке. Было опубликовано всего несколько изречений, и почти все они были заимствованы с табличек, относящихся к I тысячелетию до н. э., на которых шумерский текст сопровождается переводом на аккадский язык. Лишь в 1934 г. Эдуард Чиера опубликовал ряд фрагментов и табличек с пословицами из ниппурской коллекции Музея Пенсильванского университета в Филадельфии. Все они относились к XVIII в. до н. э. и ясно говорили о том, что писцы Шумера составляли множество подобных сборников пословиц и поговорок.
Начиная с 1937 г. я посвящал этому литературному жанру немало времени. Мне удалось обнаружить и скопировать значительное количество пословиц в стамбульском Музее Древнего Востока и в Музее Пенсильванского университета. Но только в 1951–1952 гг. я смог транскрибировать почти весь хранящийся в Стамбуле материал, состоящий более чем из восьмидесяти табличек и фрагментов.
По возвращении в Филадельфию, где в Университетском музее хранились еще сотни фрагментов с пословицами, я понял, что мне не одолеть этого огромного материала: другие неисследованные области шумерской литературы не позволяли мне заниматься только этой коллекцией. Поэтому я передал мои стамбульские копии и прочие записи научному сотруднику Университетского музея Эдмунду Гордону. Через несколько месяцев напряженной работы Гордон выяснил, что из имевшегося в его распоряжении материала можно восстановить и составить более дюжины отдельных сборников, в каждый из которых войдет от нескольких десятков до нескольких сотен шумерских пословиц и поговорок. За последние годы им издан сборник, где собраны сотни практически полностью уцелевших и в большинстве своем ранее неизвестных пословиц и поговорок[21]. Некоторые из них будут приведены ниже, однако я хочу напомнить читателю, что пословицы трудно поддаются переводу из-за их предельной лаконичности; возможно, в будущем окажется, что те или иные изречения в нашем переводе неправильно воспроизводили смысл подлинника.
Одной из отличительных особенностей пословиц вообще является их общечеловеческий характер. Если вы когда-нибудь вдруг усомнитесь в единстве человеческого рода, в общности всех народов и рас, обратитесь к пословицам и поговоркам, к народным афоризмам и изречениям! Пословицы и поговорки лучше всех других литературных жанров взламывают панцирь культурных и бытовых наслоений каждого общества, обнажая то основное и общее, что свойственно всем людям, независимо от того, где и когда, они жили или живут.
Шумерские пословицы и поговорки были записаны более трех с половиной тысячелетий тому назад, а многие из них наверняка возникли раньше и передавались устно из поколения в поколение. Они созданы народом, который отличался от нас буквально всем: у него был иной язык, иная географическая среда, иные обычаи, иная религия, иные политические и экономические принципы. И тем не менее пословицы древнего Шумера в основе своей удивительно близки к нашим. Без труда различаем мы в них отражение наших собственных чаяний, надежд, слабостей и затруднений, узнаем свои собственные взгляды.
Вот, например, «нытик», который все свои неудачи приписывает коварству судьбы и не перестает жаловаться: «Я родился в злосчастный день!»
Вот люди, вечно ищущие оправдания своим поступкам, хотя все свидетельствует против них. О таких шумеры говорили:
Не переспав, не забеременеешь,
Не поев, не разжиреешь!
О беспомощных неудачниках шумеры говорили так:
Брось тебя в воду — вода протухнет,
Пусти тебя в сад — все плоды сгниют.
Как и наших современников, шумеров терзали сомнения — как лучше распорядиться своим состоянием. Это нашло отражение в следующем изречении:
Все равно умрем — давай все растратим!
А жить-то еще долго — давай копить!
Эта мысль сформулирована и по-иному:
Может, ранний ячмень уродится — откуда нам знать?
Может, поздний ячмень уродится — откуда нам знать?
В Шумере тоже были, конечно, бедняки, не знавшие как свести концы с концами; про них и сочинены следующие выразительные, построенные на противопоставлении строки:
Бедняку лучше умереть, чем жить;
Если у него есть хлеб, то нет соли,
Если есть соль, то нет хлеба,
Если есть мясо, то нет ягненка,
Если есть ягненок, то нет мяса.
Беднякам часто приходилось тратить свои скудные сбережения. Автор шумерской пословицы сказал об этом так: «Бедняк съедает свое серебро». А когда сбережения кончались, бедняку приходилось обращаться к древним предкам современных держателей ломбардов. Отсюда поговорка: «Бедняк занимает — себе забот наживает». Она весьма напоминает современную английскую пословицу «money borrowed is soon sorrowed» («деньги занятые — деньги проклятые»).
В целом бедняки Шумера очевидно были покорны и смиренны. Нет ни одного указания на то, что они сознательно восставали против правящего класса богачей. И тем не менее сохранилась поговорка, которая, если только она правильно переведена, свидетельствует о пробуждении начатков классового сознания: «Не все семьи бедняков одинаково покорны!»
Другая шумерская поговорка напоминает стих из Екклезиаста (5, 11): «Сладок сон работающего», и в еще большей мере — изречение из Талмуда о том, что умножающий свое достояние умножает свои заботы. Звучит она так:
Тот, у кого много серебра, может быть и счастлив,
Тот, у кого много ячменя, может быть и счастлив,
Но тот, у кого нет совсем ничего, спит спокойно.
Иногда бедняки полагали, что во всех их неудачах виноваты не они сами, а люди, с которыми они связались:
Я кровный скакун,
Да поставлен в одну упряжку с мулом,
Вот и приходится таскать повозку,
Возить тростник и солому.
О бедном ремесленнике, который по иронии судьбы не может пользоваться теми предметами, которые он сам изготовляет, шумеры говорили: «У слуги (следящего за гардеробом хозяина) одежда всегда грязная».
Кстати, шумеры придавали одежде большое значение, что отразилось в пословице: «Хорошо одетому всюду рады».
Среди слуг, очевидно, были такие, кому удавалось получить хорошее образование. Во всяком случае, это вытекает из поговорки: «Это слуга, который изучал шумерский язык».
С другой стороны, далеко не все шумерские писцы, — как и современные стенографистки, — могли хорошо писать под диктовку. Видимо, отсюда и возникла поговорка:
Только тот настоящий писец,
Чья рука не отстает от уст.
Были в Шумере и такие писцы, которые не умели писать без ошибок. Именно к ним относится риторическое восклицание:
Что это за писец,
Если не знает шумерского языка!
Так называемый слабый пол представлен в шумерских пословицах и поговорках довольно широко, но далеко не всегда в лучшем освещении. Если в Шумере и не было ловких авантюристок, разорявших состоятельных мужчин, то в практичных девицах, дорого ценивших свою благосклонность, недостатка, видимо, не ощущалось. Одна такая разборчивая невеста, устав дожидаться богатого жениха, вопрошала:
Кому мне подарить свою любовь?
У кого всего в изобилии, кто достаточно богат?
Женитьба у шумеров считалась делом весьма обременительным. Они определяли свое отношение к браку следующим образом:
Кто не содержал жены или ребенка,
Тот не носил кольца в ноздрях.[22]
Мужьям в Шумере, как видно, приходилось порой несладко. Отсюда поговорка:
Жена — в «храме» (дословно, «в открытом святилище»),
Мать — у реки (по-видимому, совершает какой-то религиозный обряд),
А я умираю с голоду.
Что касается раздражительных, вечно недовольных жен, которые сами не знают, чего им надо, то они, подобно своим современницам, уже в те древние времена искали облегчения у всяких врачевателей. Во всяком случае на это намекает следующая поговорка (если только перевод правилен):
Беспокойная женщина в доме
Прибавляет к горю болезнь.
Нет ничего удивительного, что в Шумере мужчины порой сожалели о столь опрометчивом шаге, как женитьба:
Счастье — в женитьбе,
А подумав — в разводе.
Не случайно жених и невеста смотрели на женитьбу по разному, если верить следующей поговорке:
Радость в сердце у невесты,
Горесть в сердце у жениха.
Что касается тещи, то в древности она, видимо, была гораздо более покладистой, чем в нынешние времена. Во всяком случае в шумерских текстах до сих пор не обнаружено ни одного анекдота о злой теще. Зато у шумерских снох репутация была, прямо скажем, незавидная. Это видно из следующей эпиграммы, где перечисляется все, что благоприятствует мужчине и наоборот:
Кувшин в пустыне — жизнь мужчине,
Обувь — зеница ока мужчины,
Жена — будущее мужчины,
Сын — убежище мужчины,
Дочь — спасение мужчины,
Но сноха — проклятие для мужчины!
Шумеры высоко ценили дружбу. Но, как говорят по-английски, «blood is thicker than water»[23]. В Шумере говорили примерно так же:
Дружба длится день,
Родство длится вечно.
Весьма любопытно, с точки зрения сопоставления особенностей различных цивилизаций, что собака в древнем Шумере никоим образом не считалась другом человека. Скорее наоборот, она считалась коварным существом, если судить по следующим поговоркам:
Бык пашет,
Собака портит глубокие борозды.
Только пес не знает своего дома.
Собака кузнеца не смогла опрокинуть наковальню,
Зато опрокинула кувшин с водой.
Если отношение шумеров к собакам кажется нам не совсем понятным, то в других случаях их оценки весьма сходны с нашими, хотя они и выражали их иными словами. Например, англичане говорят: «A sailor will fight at the drop of a hat» («Моряк лезет в драку из-за упавшей шляпы»). Шумеры же утверждали: «Лодочник всегда драчлив».
Вот другая шумерская пословица:
Он еще не поймал лисицу,
А уж делает для нее колодку.
Она соответствует поговорке «цыплят по осени считают».
Или еще:
Увернулся от дикого быка, —
Натолкнулся на дикую корову.
Это прямая аналогия с поговоркой «из огня да в полымя».
Прилежание несомненно считалось большим достоинством во все времена и у всех народов, но вряд ли кто-либо выразил эту мысль лучше шумеров:
Рука и еще рука, — и дом построен,
Утроба и еще утроба, — и дом разрушен.
Были в Шумере и люди, которые не хотели отставать от других и вели жизнь не по средствам. Для них существовало изречение:
Кто строит, как господин, живет, как раб;
Кто строит, как раб, живет, как господин.
Война и мир ставили перед шумерами те же самые проблемы, с какими мы сталкиваемся сегодня. С одной стороны, постоянная готовность к войне, казалось, была необходимой, чтобы выжить. Шумеры говорили:
Если страна плохо вооружена,
Враг будет всегда стоять у ворот.
Но с другой стороны, уже тогда была очевидна бессмысленность войн, а также тот факт, что враг в долгу не останется:
Ты идешь, завоевываешь землю врага,
Враг приходит, завоевывает твою землю.
Однако главное в дни мира и в дни войны — «смотреть в оба», чтобы тебя не провели. Шумеры дают по этому поводу добрый совет, сохраняющий свою ценность до наших дней:
Можешь иметь повелителя, можешь иметь царя,
Но больше всего бойся «хозяина»!
Писцы древнего Шумера включали в свои многочисленные сборники не только всяческие изречения, пословицы, поговорки и афоризмы, но также и басни. Эти последние весьма напоминают классические «Эзоповы басни» и строятся по тому же принципу: вначале короткое введение, затем — прямая речь, в которой содержится мораль басни, а иногда — настоящий диалог между персонажами. В следующей главе мы познакомимся с рядом самых древних «Эзоповых басен», переведенных Эдмундом Гордоном за последние годы.
Следующая глава
history.wikireading.ru
Шумерские пословицы
Шумерские пословицы |
Воин без командира — поле без пахаря |
Год за годом жую чеснок, ежегодно дерёт мне горло |
Дом, построенный честным человеком, был (будет) разрушен вероломным человеком |
Дружба на время — рабство навечно |
Если ты осторожен — Бог твой с тобой |
Желанья, как у Бога, — да сил нет у человека |
Как дикий тур — сам собой доволен |
Когда у бедняка был хлеб, у него не было соли, когда была соль, не было хлеба |
Колодец не высох — жажда терпима |
Кто слишком много ест, не сможет спать |
Кто чувствует стыд, тот начинает чувствовать долг |
Мул, на отца-то ты похож, но и на мать тоже |
Насладился пивом — заболел в дороге |
Не сердце, а слово мать ненависти |
Пастух не должен стремиться стать земледельцем |
Поднял бы ты гору, да тростинку на ветру не удержишь |
Пришедший с правдой порождает жизнь |
Развел быков, да провонял навозом |
Сердце не породило ненависти, а речь породила |
Сильный и гордый не уживутся |
Сквозь заросли еду — стебли вижу, а заросли — нет |
Солги, а затем скажи правду — её сочтут ложью |
Счастье найдено — зло потеряно |
Хозяин жалует — собака не пускает |
Царь щедр, царедворцы услужливы |
Балованная собака становится щенком |
Бедняку лучше умереть, чем жить; |
Взрастет ли спелое зерно — как знать? Взрастет иссохшее зерно — как знать? |
Воин без командира — поле без пахаря |
Врага не прогонишь от ворот города, где защита слаба |
Вспашешь вражье поле, придет враг и возьмет твоё |
Год за годом жую чеснок, ежегодно дерёт мне горло |
Гончая — не сторож |
Другу платишь злом — чем заплатишь врагу? |
Дружба на время — рабство навечно |
Если есть мясо, то нет ягненка, |
Если есть соль, то нет хлеба, если есть ягненок, то нет мяса |
Если ты осторожен — Бог твой с тобой |
Если у него есть хлеб, то нет соли |
Желанья, как у Бога, — да сил нет у человека |
Из двух зол выбирать не стоит |
Как дикий тур — сам собой доволен |
Когда у бедняка был хлеб, у него не было соли, когда была соль, не было хлеба |
Колодец не высох — жажда терпима |
Кто не содержал жены или ребенка, тот не носил кольца в ноздрях |
Кто слишком много ест, не сможет спать |
Кто строит, как господин, живет, как раб, кто строит, как раб, живет, как господин |
Кто чувствует стыд, тот начинает чувствовать долг |
Лисица помочилась в море и сказала: «Все море сделала я» |
Можешь иметь повелителя, можешь иметь царя, но больше всего бойся «хозяина» |
Мул, на отца-то ты похож, но и на мать тоже |
Насладился пивом — заболел в дороге |
Не делай зла — не будешь в вечном страхе |
Не знать пива — не знать радости |
Не отрубай голову тому, у кого она уже отрублена |
Не переспав, не забеременеешь, не поев, не разжиреешь |
Не сердце, а слово мать ненависти |
Пастух не должен стремиться стать земледельцем |
Плакался волк Богу: «Я так одинок!» |
Повезло — вот и вырядился |
Поднял бы ты гору, да тростинку на ветру не удержишь |
Пришедший с правдой порождает жизнь |
Развел быков, да провонял навозом |
Рука и еще рука, — и дом построен, утроба и еще утроба, — и дом разрушен |
Сердце не породило ненависти, а речь породила |
Сильный и гордый не уживутся |
Сквозь заросли еду — стебли вижу, а заросли — нет |
Словно бык — не знаешь, как отступить |
Солги, а затем скажи правду — её сочтут ложью |
Счастье найдено — зло потеряно |
Тот, у кого много ячменя, может быть и счастлив, но тот, у кого нет совсем ничего, спит спокойно |
Хозяин жалует — собака не кусает |
Хорошо одетому всегда рады. |
Царь щедр, царедворцы услужливы |
Чужой вол ест траву, а свой — голодный лежит |
← Назад в раздел
www.funtable.ru