Проект поговорки и пословицы 6 класс

Проект поговорки и пословицы 6 класс - Пословицы и поговорки Материал из ПскоВики — сайта педагогического сообщества Псковской области Автор проекта Борисова Тамара Ивановна, учитель русского яз...

Материал из ПскоВики — сайта педагогического сообщества Псковской области

Автор проекта

Борисова Тамара Ивановна, учитель русского языка и литературы, ГБООУ «Пушкиногорская санаторная школа-интернат», Пушкиногорский район

Название проекта

Проект Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа

Предмет, класс

Литература, 6 класс

Краткая аннотация проекта

Проект предполагает знакомство с системой ценностей в пословицах и поговорках народного поэтического творчества. Кроме того, дети смогут окунуться в многообразный мир русских пословиц и поговорок, увидеть их различия и научатся применять полученные знания в повседневной жизни.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Чем определяется ценность пословиц и поговорок?

Проблемные вопросы

1.Являются ли пословицы и поговорки отражением русской народной жизни? 2.Способствуют ли пословицы и поговорки формированию русского менталитета?

3.Каким образом, используя пословицы и поговорки, можно приобщить человека к общекультурным и национально значимым ценностям?

Учебные вопросы

1.Что такое пословицы? 2.Чем пословицы отличаются от поговорок? 3.С какой целью употребляются пословицы и поговорки в речи? 4.На какие группы можно разделить пословицы? 5.Пословицы какой группы чаще всего используются на уроках русского языка в 6 классах? 6.Каковы языковые особенности русских пословиц и поговорок?

7.Как пословицы и поговорки воспитывают человека?

Публикация учителя

Визитная карточка проекта

Визитка

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Презентация учтителя

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Презентация ученика

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Оценивание 1

Оценивание 2Оценивание 3Оценивание 4

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Кроссворд

Дидактические материалыПлан работы над проектомАнкета для рефлексииИсследование в группах

Другие документы

Информационные ресурсы Аннотация сайта

Народные пословицы и поговорки, созданные и отточенные многими поколениями, несут в себе их опыт и мудрость, а также удивительную красоту языка и уникальное совершенство фольклорных форм. Раскрытие всех этих особенностей, включая тематическую многоликость и образность пословицы, возможно с помощью материалов этой презентации – текстов и ярких иллюстраций в народном стиле.

На 18-ти слайдах размещена информация по теме:— Признаки, отличающие пословицы от поговорок,

— Перечень тематических групп пословиц с подробным описанием каждой,

— Функции пословиц и значение их для человека,

— Толкование пословиц — описание смыслового значения некоторых из них.

Показ создан в виде ученического исследования, содержащего все необходимые элементы – тема, цели работы, теоретическая часть и даже список использованных источников. Кадры включают множество примеров при оформлении текстов в виде опорных тезисов, таблиц и списков.

Презентация может предлагаться к просмотру учащимся при изучении темы на уроках литературы в сопровождении комментариями учителя либо докладчика – ученика. Самостоятельное ознакомление позволит привести в систему и углубить полученные в школе знания, а также качественно подготовиться к занятию.

Скачать презентацию: Пословицы и поговорки. Их правдивость, яркость, мудрость

poslovica-pogovorka.ru

Пословицы и поговорки.

Богатство, красоту и силу родного языка заключают в себе краткие образные выражения — пословицы и поговорки.

Пословица — это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.

Сажай лес в поле — будет хлеба боле.

Здоровье сгубишь — новое не купишь.

На что и клад, когда в семье лад.

Поговорка — это меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения.

Рвёт и мечет.

Медведь на ухо наступил.

Как с цепи сорвался .

Пословица да присказка беседу красит.

Из глубины веков дошли до нас пословицы и поговорки. В них отразились многовековые наблюдения народа, его богатый жизненный опыт и мудрость.

Многие люди записывали старинные пословицы и поговорки.

Первые рукописные сборники пословиц и поговорок, дошедшие до нас, относятся к ХVІІ–ХVІІІ векам.

Со второй половины ХVІІІ века сборники начали печататься.

Михаил Васильевич Ломоносов

(1711–1765 гг.)

Он составил удивительную книгу,

в которой насчитывается около 25 тысяч русских пословиц и поговорок.

Владимир Иванович Даль

(1801–1872 гг.)

«Что за роскошь, что

за смысл, какой толк

в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

А.С. Пушкин

Жанры фольклора

Пословицы

Поговорки

1. Нет прямого поучительного смысла; это просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.

1. Содержит нравоучение, мораль, наставление.

Лес рубят — щепки летят (нельзя сделать большое дело, не совершив маленьких погрешностей).

При царе Горохе (очень давно).

Шаром покати (пусто).

2. Содержит логически законченное суждение (предложение), употребляется самостоятельно.

2. Часть суждения (предложения), самостоятельно не употребляется. Поговорки используются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям.

Не зная броду, не суйся в воду.

Гол как сокол.

3. Ярко называет, рисует какое-то явление.

3. Применяется в связи с жизненной ситуацией.

Поговорка «Слово не воробей» была частью пословицы «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь».

Поговорка «Ложка дёгтя

в бочке мёда» образовалась

Читайте также:  Пословицы про судьбу

из пословицы «Ложка дёгтя бочку мёда портит».

«Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица — ягодка; и это верно».

В.И. Даль

Владимир Иванович Даль

(1801–1872 гг.)

ПОГОВОРКА

ПОСЛОВИЦА

Автор первого толкового словаря русского языка Владимир Даль насчитал 179 тематических групп пословиц.

Тематика пословиц

Темы пословиц

Пословицы

Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха.

На чужой стороне и весна не красна.

О родине

Не мил и свет, когда друга нет.

Один в поле не воин.

О дружбе

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

К большому терпению придёт и умение.

Делу — время, потехе — час.

Маленькое дело лучше большого безделья.

О труде

Лежебоке и солнце не в пору восходит.

Дело не медведь, в лес не уйдёт.

Говорил день до вечера, а слушать нечего.

О лени

Тематика пословиц

Темы пословиц

Пословицы

Красна птица перьем, а человек ученьем.

Без наук как без рук.

Корень учения горек, а плод его сладок.

Об учении

Молодец на овец, а на молодца — сам овца.

Волков бояться, так и в лес не ходить.

Пуганая ворона куста боится.

На печи не храбрись, а в поле не трусь.

О трусости

Дураков не сеют, не жнут — сами родятся.

На голове густо, а в голове пусто.

В трёх соснах заблудился.

Лоб что лопата, а ума небогато.

О глупости

Цыплят по осени считают.

От яблони — яблочки,

а от сосны — шишки.

А воз и ныне там (басня «Лебедь, Щука и Рак»).

Сильнее кошки зверя нет (басня «Мышь и Крыса»).

А Васька слушает да ест (басня «Кот и Повар»).

У сильного всегда бессильный виноват (басня «Волк и Ягнёнок»).

Слона-то я и не приметил (басня «Любопытный»).

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль

на себя, кума, оборотиться (басня «Зеркало и Обезьяна»).

Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит

он кукушку (басня «Кукушка и Петух»).

Иван Андреевич Крылов

(1769–1844 гг.)

Максим Горький

Владимир Маяковский

Александр Грибоедов

И дым отечества нам сладок и приятен.

Подписано, так с плеч долой.

Чем больше узнаёшь, тем сильнее становишься.

В жизни всегда есть место подвигам.

И жизнь хороша,

и жить хорошо.

Сегодня редко кто использует накопленную предками мудрость в своей повседневной жизни и речи.

Ценным, достойным восхищения является умение быстро подобрать и точно употребить пословицы и поговорки

в нужной ситуации.

Ценным, достойным восхищения является умение быстро подобрать и точно употребить пословицы и поговорки

в нужной ситуации.

multiurok.ru

Урока по литературе в 6 классе «Пословицы и поговорки»

Пословицы и поговорки

(урок литературы в 6 классе)

Цели:

  • повторить малые жанры фольклора;

  • показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок, объяснить их поучающий смысл;

  • показать сходство и различие двух жанровых форм;

  • развивать речь учащихся через комментированное  чтение пословиц

Задачи урока: 

  • развивать творческую активность учащихся;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • развивать речь учащегося;

  • совершенствовать учебные умения и навыки. 

Тип урока: знакомство с новым материалом

Методы обучения: проблемно-поисковый, репродуктивный. Формы обучения: индивидуальная, групповая

Оборудование: сборники пословиц, рисунки учащихся.

ХОД УРОКА

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Пословица

I. Оргмомент

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя

Мы продолжаем наше знакомство с русским народным творчеством. Наш разговор – о пословицах и поговорках.

Пословицы и поговорки живут в народной речи. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые дошли до нас из литературы ХI-ХII вв. Собирание пословиц началось в ХVI веке, а может и раньше, но записи того времени не дошли до нас.

Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к ХVII-ХVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

Начало научному изучению русских пословиц и поговорок положил М.В. Ломоносов. Лишь со второй половины ХVIII в. сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М. Снегирев, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев и другие. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801872). Труд его считается непревзойденным. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки, услышанные от крестьян, ремесленников, солдат. Даль больше тридцати лет собирал по крупицам пословицы и поговорки. Им собрано огромное количество – 25 тысяч пословиц и поговорок.

Далю адресованы слова А.С. Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Сам В.И. Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, пословица – ягодка; и это верно».

В чем же их отличие и что между ними общего? Давайте попытаемся дать определения этим понятиям.

Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.

Поговорка – меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов, без заключения.

Запись в тетрадях учащихся.

2 .Индивидуальные задания

1 группа учащихся

-Часть пословиц и поговорок к нам пришла из сказок. Вспомните, из какой сказки или басни следующая пословица или поговорка. 

«А Васька слушает, да ест» (И. Крылов, «Кот и Повар») 

Читайте также:  Продолжи пословицу

«У сильного всегда бессильный виноват» (И. Крылов, «Волк и Ягненок») 

«Битый небитого везет» (Сказка «Лиса и Волк») 

«Не плюй в колодезь, пригодится воды напиться» (И. Крылов, «Лев и мышь») 

«Рыльце у тебя в пуху» (И. Крылов, «Лисица и сурок») 

«За тридевять земель» («Сказка «Царевна-Лягушка») 

2 группа учащихся

-Определите значение следующих поговорок. 

Заткнуть за пояс – победить кого-либо 

При царе Горохе – давно 

Медведь на ухо наступил – нет слуха 

Водить за нос – обманывать 

Льет как из ведра – сильно 

Засучить рукава – взяться за дело 

Намылить шею – проучить 

Пальчики оближешь – вкусно

3 группа учащихся

-Продолжите пословицы

Лучше синица в руке… (чем журавль в небе). 

Маленькое дело лучше… (большого безделья). 

Семь раз отмерь… (один раз отрежь). 

Как аукнется… (так и откликнется). 

Терпенье и труд… (всё перетрут). 

Один в поле… (не воин). 

Друзья познаются… (в беде). 

Куй железо… (пока горячо). 

С миру по нитке …. (голому рубаха). 

Поспешишь – (людей насмешишь). 

Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда)

3.  Работа в группах. Каждая группа выбирает тематику пословиц и поговорок. По рисункам группы «оформителей» команда должна выбрать подходящую по теме пословицу и поговорку. 

Про книги 

Про дружбу 

Про родину 

III .Подведение итогов.

-Сегодня все хорошо поработали. По труду и почёт.

Оценки за урок.

IV. Домашнее задание.

Написать сочинение по понравившейся пословице

.

infourok.ru

Конкурс пословиц и поговорок в 6 классе

Атырау облысы, Қызылқоға ауданы, Жаңашаруа қазақ орта мектебі

1 санатты орыс тілі және әдебиеті пәнінің мұғалімі Сақтаған Фарида Амангелдіқызы

Конкурс пословиц и поговорок в 6 классе

Цель конкурса: Приобщение к искусству слова.

Задачи:

  1. Развивать творческие способности учащихся, их память, логическое мышление.

  2. Воспитывать чувство коллективизма, уважение к народному творчеству народов мира.

  3. Прививать познавательный интерес к изучаемой теме.

Класс делится на две команды. Каждая команда придумывает название, девиз, приветствие. Члены команды рисуют эмблему, готовят пословицы по темам «Человек», «Труд», «Ученье», «Родина», «Дружба». Жюри – учителя школы. Конкурсы оцениваются по 5-балльной системе.

Ход конкурса:

Вступительное слово учителя:

ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Начинается наше соревнование. Сегодня мы приглашаем вас, дорогие, шестиклассники, принять участие в конкурсе пословиц и поговорок. Побывав на этом конкурсе, вы вспомните, что такое пословица и поговорка, узнаете, кто придумывает их, как и где они используются в нашей жизни.

1 конкурс : Приветствие

Команды представляются друг другу: название, девиз, эмблема, капитан.

2 конкурс : Домашнее задание

Ведущий называет тему, например: Дружба, Родина. Участники за 2 минуты должны назвать как можно больше пословиц.

Труд: Труд человека кормит, а лень портит. Где работают, там и густо, а в ленивом доме пусто. Праздность- мать пороков. Без дела жить – только небо коптить. Кто не работает – тот не ест.

Ученье: Красна птица перьем, а человек- ученьем. Ученье – свет, неученье – тьма. Учи других – и сам поймешь. Дело мастера боится. Ученье – лучшее богатство.

Родина: За морем теплее, а у нас веселее. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Родная сторона- мать, чужая – мачеха. Где родился, там пригодился. Родина – мать, сумей за нее постоять.

Дружба: Друг познается в беде. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Нет друга, так ищи, а нашел, береги. Новых друзей наживай, а старых не забывай. Доброе братство милее богатства.

3 конкурс: Узнай пословицу

Он проходит как пантомима: участники одной команды показывают пословицу, а команда–соперница должна отгадать их

Пословица для показа: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Держи язык за зубами. С миру по нитке – голому рубашка. Любишь кататься – люби и саночки возить.

4 конкурс: Восстанови пословицу

Каждой команде предлагается 3-4 пословицы, нужно их закончить.

Старый друг лучше новых двух. Терпенье и труд все перетрут. Ученье – свет, а неученье – тьма. Век живи – век учись. Не зная броду, не суйся в воду. Чем дальше в лес, тем больше дров.

5 конкурс: Магические числа

Какая команда назовет больше пословиц, в которых есть числа.

Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семеро одного не ждут. За семь верст киселя хлебать. Седьмая вода на киселе. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один в поле не воин. Ум хорошо, а два – лучше. Сто голов – сто умов. Один с сошкой, семеро с ложкой. Семеро по лавкам. Один и камень не сдвинешь, а артелью и гору поднимешь.

6 конкурс: Мудрость не имеет границ

Участники должны перевести на русский язык пословицы народов мира.

  1. Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре ( нем. ). Ищи ветра в поле.

  2. У кого болтливый язык, у того все тело в синяках (англ.). Язык мой – враг мой.

  3. Тот не заблудится, кто спрашивает (ит.). Язык до Киева доведет.

  4. После обеда приходится платить (англ.). Любишь кататься – люби и саночки возить.

  5. Находясь среди ворон, нужно каркать как (пол.). С волками жить – по-волчьи выть.

7 конкурс: Ошибка наборщика

На листе бумаги написаны пословицы и поговорки, но по « ошибке» наборщика первая часть принадлежит одной пословице, а вторая – другой. Исправьте «ошибку» наборщика.

Читайте также:  Пословицы народов мира

1 карточка

  1. На бога надейся, бери хлеба на неделю. На бога надейся, а сам не плошай.

  2. Жена приласкает, свинья не съест. Жена приласкает, а мать пожалеет.

  3. Едешь на день, а сам не плошай. Едешь на день, бери хлеба на неделю.

  4. Господь не выдасть, а мать пожалеет. Господь не выдасть, свинья не съест.

  1. Баба с возу, а хомут найдется. Баба с возу, кобыле легче.

  2. Без труда не накинешь платок. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

  3. На всякий роток не вынешь и рыбку из пруда. На всякий роток не накинешь платок.

  4. Была бы шея – кобыле легче. Была бы шея – хомут найдется.

Несколько пословиц записаны необычным способом. Слова на своих местах, но буквы в них перепутаны. Верните буквы на место и прочитайте правильно пословицу или поговорку. Победит та команда, которая раньше прочитает их.

  1. Ен вес от отолоз, точ стилетб. Не все то золото, что блестит.

  2. Ен акт стенташ треч, акк оег ютюлам. Не так страшен черт, как его малюют.

  3. Манд бзе ногя ен тыбаев. Дыма без огня не бывает.

  4. Ызяк од веКиа дедотев. Язык до Киева доведет.

  5. Чеут шокак, еьч омся алъес. Чует кошка, чье мясо съела.

Подведение итогов конкурса

Учитель награждает участников конкурса, комментируя их выступления и отмечая самые удачные моменты. Проигравших не должно быть. Все-победители,так как прекрасно знают русский язык и умеют пользоваться в своей речи пословицами и поговорками.

Рефлексия

Так что же такое пословица и поговорка? Пословица — краткое изречение, состоящее из одного, чаще всего рифмованного, предложения. Первая часть описание-явления, вторая-часть заключительное поучение.Поговорка-часть суждения, меткий выразительный образ.

Атырау облысы, Қызылқоға ауданы, Жаңашаруа қазақ орта мектебі

1 санатты орыс тілі және әдебиеті пәнінің мұғалімі Сақтаған Фарида Амангелдіқызы

Урок литературы по повести М. Кабанбаева « Арыстан, я и виолончель»

Тип урока : Объяснение нового материала.

Форма урока : Урок с элементами интерактивного взаимодействия.

Цели урока :

  • обеспечить усвоение учащимися особенностей повести « Арыстан, я и виолончель» ;

  • создать условия для активизации устной и письменной речи;

развивать чувство прекрасного ,пробудить творческие способности;

воспитывать эстетический вкус,любовь к музыке.

Ход урока:

1 . Проверка домашнего задания

Учащимся были даны следующие задания:

дать характеристику Тимуру,герою повести Гайдара,и рассказать о его поступках;

рассказать от лица Жени 2 часть повести;

выучить наизусть слова А. Гайдара: « Надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю » .

2 . Работа по электронному учебнику для 7 класса

Учащиеся работают с текстом «Музыка России и Казахстана» по такому плану:

Прослушивание текста электронного учебника;

Выполнение задания «Прочитайте и поставьте вопросы»;

Словарная работа:раскрыть значение слов симфоническая музыка,инструментальная музыка,оркестр,опера.

3 .Рассказ ученика о жизни и творчестве писателя Марата Кабанбаева

Марат Кабанбаев родился в 1948 году в селе Улы -Каратал Зайсанского района Восточно Казахстанской области .В 1975 году окончил факультет журналистики Казахского государственного университета имени С.М.Кирова.

Работал в редакциях районной газеты,республиканской молодежной газеты «Лениншыл жас» ,журнала «Жулдыз» ,редактором издательства «Жалын», в аппарате Госкомиздательстве Казахской ССР.

Марат Кабанбаев является автором повестей «Солнце в одуванчиках» (1975 год), «Арыстан ,я и виолончель» (1977 год), романа «Горький вкус» (1979 год), «Четыре времени родной земли».

По повести М.Кабанбава «Солнце в одуанчиках» в 1979 году снят полнометражный художественый фильм «Когда тебе 12 лет» .В 1988 году за роман «Долгий Млечный путь» писателю была присуждена премия Союза писателей Казахстана имени М.Ауезова как лучшему произведению года.Марат Кабанбаев также лауреат Международной грамоты имени Г.Х.Андерсена.Повесть Арыстан, я и виоленчель в свое время была отмечена республиканской премией.

(Во время рассказа ученика на экране демонстрируется слайд с портретом писателя.)

4 . Чтение 1 главы повести « Арыстан, я и виолончель»

На экране высвечиваются вопросы и задания.

-Дайте название І главе.

-Почему Асан подробно рассказывает об Арыстане?

-Хотел бы ты иметь такого друга как Асан? Почему?

(На экране слайд-сюжетный рисунок «Арыстан и мальчик во дворе»).

5 . Рассказ учителя музыки

Он рассказывает о виолончели. (На экране демонстрируются виды смычковых инструментов).

6 . Чтение учителем литературы 2 главы

Текст читается до предложения « Потом они превратились в белоснежных голубей и присоединились к прекрасным звукам виолончели …

Звучит негромкая музыка виолончели … ».Учительница дочитывает повесть под музыку.

7 . Беседа по вопросам

-Что чувствовал Асан ,слушая музыку?

-Найдите в тексте сравнения.С чем сравнивает Асан звуки музыки?

-Как ты понимаешь выражение «Уметь слушать музыку»?

8 . Выполнение разноуровневых заданий.

Задания выполняются по электронному учебнику:

1 группа:выписать из текста слова на тему «Музыка».

2 группа:вставить пропущенные буквы и прочитайте текст.

…И вдруг зазвенели,полились звуки.Они звучали как удары сердца музыканта,как начало песни,исходившей из глубин его души.В ливне звуков угадывались гулкие выстрелы,стремительный легкий бег сайги, нарастающий топот скакунов.Эти звуки слились с песней степного ветра.она ширилась,росла,превращалась в прекрасную мелодию.

3 группа:написать мини –этюд «Музыка и человек».

9.Подведение итогов работы

Комментирование резултатов учебной деятельности и оценивание учащихся.

10.Домашнее задание

Написать мини-сочинение на тему «Волшебная сила музыки».

kopilkaurokov.ru

Оцените статью
Статус