10.10.2013 zagadky 68 комментариев
Предупрежден — значит вооружен. (Пословица означает, что если человек получил предупреждение о чем-то, то в нормальной ситуации он должен использовать время правильно: сделать выводы, принять меры, или подготовится к тому, о чем его предупреждали.)
При нас читано, да не при нас писано. (Пословицу говорили на Руси в момент недовольства какими-то распоряжениями, приказами, законами, нововведениями, которые были направлены на повышение налогов, либо приводили к ухудшению ситуации для простого народа.)
Приложить руку. (Поговорка. Означает активное участие в какой-либо работе, деле или мероприятии.)
Пристало, как корове седло. (Поговорка о человеке, которому не к лицу его одежда.)
Птица не может без крыльев, а человек без труда. (Пословица означает: человек сам по себе невозможен без труда, если он не будет трудится, значит он не сможет полноценно жить и ничем не будет отличаться от, скажем, растения. Труд заставляет человека развиваться и совершенствоваться. Птица без крыльев жить то сможет, но будет ли она птицей?! Будет ли человек, который совершенно ничего не делает человеком? Разве что по названию.) по просьбе Канышая.
Птице — воля, человеку — мир. (Белорусская пословица. На мой взгляд, у этой пословицы имеют право на существование два толкования. Выбирайте сами, какое Вам по душе: 1) птице для счастья нужна свобода от клетки, а человеку доступна вся планета.
2) птице для счастья нужна свобода от клетки, а человеку больше всего для счастья необходимо, чтобы был мир и не было войны.)
Пуганая ворона куста боится. (Пословица говорится об очень пугливом человеке, которого когда-то что-то напугало. С тех пор он боится даже тогда, когда бояться нечего.)
Работа не волк, в лес не убежит. (Знаменитейшая русская народная пословица. Так говорят, когда не хотят делать работу сейчас, или человек сам себя отговаривает ее делать. В общем, это отличная отговорка, чтобы не мыть посуду. )
Работай до поту, так и поешь в охоту. (Русская народная пословица. Тот кто качественно трудится, или делает свое дело — обязательно получит результат в виде достойной оплаты.)
Работать с огоньком. (Поговорка говорится, когда человеку нравится то, что он делает. Он работает с желанием, радостью и энтузиазмом.)
Рвет и мечет. (Поговорка означает: очень злой, кричит, ругается, угрожает всех наказать и т. п..)
Риск — благородной дело. (Пословицу говорят, когда хотят оправдать риск в каком-то деле. Очень часто, чтобы добиться успеха, нужно идти на риск.)
Родина — мать, умей за неё постоять. (Каждый мужчина должен уметь защищать свою землю, свой дом, своих родных, людей, живущих с тобой рядом. Это и есть понятие Родина.)
Рощи да леса — всему миру краса. (Смысл пословицы в том, что нужно бережно относиться к лесу, он красота Земли, источник многих нужных ресурсов, а также источник жизни для многих животных и птиц.)
Руки чешутся. (Поговорка о желании как можно скорее заняться любимым делом.)
Русский мужик задним умом крепок. (Русская народная пословица. Означает, что всегда самое мудрое решение проблемы приходит в голову гораздо позже, чем было необходимо при её решении.)
Ручьи сольются — реки, люди соединятся — сила. (Пословица показывает силу объединения людей. Когда вместе объединяется много людей, им по плечу решить любое дело.)
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
zagadky.net
Пословицы и поговорки
10.10.2013 zagadky 68 комментариев
Наша песня хороша, начинай сначала. (Пословица говорится в том случае, когда человек делал дело, а потом это все оказалось неправильным или напрасным, и все придется делать заново. Означает, что нужно все переделывать заново.)
Нашего полку прибыло. (Русская поговорка, говорится в момент пополнения, прибытия новых людей, подкрепления в армии, или помощи новых людей в деле.)
Не беги бегом, а выходи вовремя. (Французская пословица. Означает: чтобы своевременно делать любое дело или не опаздывать, нужно правильно рассчитывать время. Иногда опоздание может лишить человека самого большого шанса в его жизни.)
Не в коня корм. (Пословица дословно обозначает что сколько не ешь, а все равно худой. Часто так говорят о ситуации, когда человек не может понять какую-то информацию, какую-то науку, то есть ему не хватает сообразительности. Также говорят, если человек не может чего-то достичь. Примеры:»Хотел было Вася учиться на физика, да не смог, не в коня корм». «Вася хотел поднять мешок весом в сто килограмм, да не в коня корм.»)
Не все коту Масленица. (Смысл пословицы в том, что не все время будет легко и хорошо, и всегда «ничего не делать» не получится.)
Не все сосны в лесу корабельные. (Пословица о том, что не бывает всего одинакового в жизни, бывает хорошее и плохое, качественное и некачественное, приятное и неприятное. )
Не все то золото, что блестит. (По отношению к человеку, пословица означает: не нужно делать выводов о человеке только по его внешнему виду. Часто бывает, что человек привлекателен и с виду кажется таким милым, а на самом деле оказывается злым, лживым и опасным, и наоборот. Поэтому судят человека по его делам и отношению к другим. Эту пословицу изначально употребляли при оценке золота, когда выявляли подделку, а затем стали применять ее по отношению к людям.)
Не всем птицам щёлкать по-соловьиному. (Пословица о человеке, который не имеет таланта, или в своем деле не так хорош, как другие мастера.)
Не делай другим того, что себе не желаешь. (Сделал кому-то больно, получишь чуть позже в два раза больше боли, помог человеку, добро вернется к тебе вдвойне. Это закон Жизни.)
Не для знаний, а для звания. (Русская поговорка, говорится о человеке, который пошел учиться, чтобы получить диплом, но сами знания его мало интересуют.)
Не зная броду, не лезь в воду. (Смысл пословицы в том, что если ты не знаешь всей полноты информации о каком-либо деле или ситуации, то не стоит в это дело спешить лезть, или торопиться решать ситуацию.)
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Пословица означает что самое ценное в человеческих взаимоотношениях — это дружба. Сто рублей потратишь и их нет, а верные друзья всегда придут на помощь в трудную минуту, выручат и поддержат когда тебе плохо, и даже могут занять те же сто рублей.)))))
Не лыком шит. (Русская поговорка. Так говорят о достойном человеке. Означает: не простой, не глупый, хитрый, сильный. Лык — деревянная кора, из которой шили лапти в старину.) Не пойман — не вор! (Пословица означает, что если у тебя нет явных доказательст вины другого человека, то ты не можешь считать его преступником, пока ты этого не докажешь конкретно и неопровержимо.)
Не рой другому яму, сам в неё ввалишься. (Пословица означает: зло, которое ты творишь без причины по отношению к другому человеку, обязательно вернется к тебе, но во два раза больше. Этот факт подтвержден многолетним опытом жизни людей.)
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
zagadky.net
Пословицы с объяснением — Пословицы и поговорки
Смысл пословиц и поговорок хорошо объяснять на примере. В серии небольших рассказов Л.Н. Толстого приводятся повествования, очень точно передающие значение пословиц и поговорок. Они приведены ниже. Примеров показано не много, взяты только те пословицы, которые учат уму разуму, полезны в жизненных ситуациях и подойдут многим. Смысл других пословиц и поговорок, которых здесь нет, попробуйте объяснить сами по аналогии с приведенными примерами.
Знай сверчок свой шестокВзял мальчик косу и задумал траву косить. Срезал себе ногу и заплакал. Баба увидала и сказала:
— Не тебе косить. Тебе ещё только батюшке завтракать носить. Знай сверчок свой шесток.
Собака на сенеСобака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена — собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:
— Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и мне не даёт.
Знает кошка, чьё мясо съела.Девочка без матери зашла в погребицу и выпила молоко. Когда мать пришла, девочка потупилась и не глядит на мать. И сказала: — Матушка, что-то кошка лазила в погребицу, я её выгнала. Не поела б она молоко. Мать сказала:
— Знает кошка, чьё мясо съела.
Как глядишь, так и видишь.Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку. Он сказал: — Дерево кривое. А другой мальчик сказал:
— Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь.
Изверишься в копейке — не поверят в рубле.Купец занял две гривны. Он сказал: — Завтра заплачу.
Пришло завтра, он не заплатил. Захотел он занять сто рублей. Ему не дали. Изверишься в копейке — не поверят в рубле.
Два раза не умирать.Горел дом. А в доме остался ребёночек. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал: — Я пойду. Ему сказали: — Сгоришь! Солдат сказал:
— Два раза не умирать, а раз не миновать.
Вбежал в дом и вынес ребёночка!
Железом хлеба добывают.Мальчик взял крюк железный и бросил. Мужик сказал: — Что ты добро бросаешь? Мальчик сказал: — На что мне железо, его нельзя есть. А мужик сказал:
— Железом хлеб добывают.
Семейная кашка гуще кипит.Жил мальчик в ученье, пришёл восвояси на праздник. Сели за кашу. Мальчик сказал: — Какая у вас каша густая, такой каши у хозяина не бывает. А мать ему сказала:
— Семейная кашка гуще кипит.
И пчела летит на красный цветок.Девочка с матерью пришла в ряды. И стали они выбирать ленты. Мать спрашивала: — Какую ты хочешь? Дочь сказала: — Красну.
И пчела летит на красный цветочек.
Ворон за море летал, умней не стал.Ездил барин за границу. Приехал к себе и затеял рожь руками сажать. Мужики сказали:
— Ворон за мор летал, умней не стал.
Наши пряли, а ваши спали.Были два мужика, Пётр и Иван, они вместе скосили луга. Пётр наутро пришёл с семьёй и стал убирать свой луг. День был жаркий, и трава высохла; к вечеру стало сено. А Иван не пошёл убирать, а просидел дома. На третий день Пётр повёз домой сено, а Иван только собрался грести. К вечеру пошёл дождь. У Петра было сено, а у Ивана вся трава сопрела. Наши пряли, а ваши спали.
Глупой птице свой дом не мил.Девочка любила играть на улице, а как придёт в дом — скучает. Мать спрашивала: — Отчего ты скучаешь? — Дома скучно. Мать сказала:
— Глупой птице свой дом не мил.
Азбуку учат, на всю избу кричат.Жили старик со старухой. Было у них в избе тихо. Пустили они в свой дом школу. Стали ребята так кричать, что у стариков уши заболели. Азбуку учат, на всю избу кричат.
Шаловливая овца — волку корысть.Овцы ходили под лесом; два ягнёнка отбежали от стада. Старая овца сказала: — Не шалите, ягнята, дошалитесь до беды. А волк стоял за кустом и сказал: — Не верьте, ягнята, старой овце; она говорит так потому, что у неё ноги не ходят от старости и ей завидно. Зачем вам скучать? Бегайте больше.
Ягнята послушали волка и побежали, а волк поймал их и зарезал. Шаловливая овца — волку корысть.
Невелика капля, а камень долбит.Взялся человек рыть канаву и рыл всё лето. Вырыл на три версты. Пришёл хозяин и сказал:
— Много же ты вырыл. Невеличка капля, а камень долбит.
Булат железо и кисель не режет.Была одна сильная, злая собака. Она грызла всех собак, кроме двух: она не грызла маленького щенка и большого волкодава. Булат железо и кисель не режет.
Не за то волка бьют, что сер.Волк съел овцу; охотники поймали волка и стали его бить. Волк сказал: — Напрасно вы меня бьёте: я не виноват, что сер. А охотники сказали:
— Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
Погнался за топорищем, упустил топор.Мужик увидал — по реке плывёт бревно. Он стал с берега топором доставать его. Топор зацепился за бревно и вырвался из руки. Погнался за топорищем, упустил топор.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.Один ученик просил книгу; ему дали. Он сказал: — Непонятна! Ему дали другую. Он сказал:
— Скучно!
От добра добра не ищут.Бежал заяц от собак и ушёл в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел ещё лучше спрятаться. Стал искать, где получше место, и полез в чащу в овраге — и наскочил на волка. Волк схватил его. «Видно, правда, — подумал заяц, — что от добра добра искать не надо. Хотел получше спрятаться и вовсе пропал».
Знакомые с детства крылатые выражения, оказывается, могут быть длинней и иметь совсем другой смысл…
Некоторые из тех пословиц и поговорок, которые известны нам много лет, в оригинале были не совсем такими. Или стали не совсем такими со временем. Устное народное творчество редко записывалось раньше и, переходя от одного поколения к другому, могло и лишиться какой-то части, и преобразиться семантически. А иногда их значение меняли через века наши современники, подгадывая под настроение или новые реалии.
В этом материале собрано почти 50 пословиц и поговорок, которые в действительности были длиннее или стали длинней совсем недавно.
Полные версии пословиц и поговорок
- Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.
- Бедность – не порок, а гораздо хуже.
- В здоровом теле здоровый дух — редкая удача.
- Везет как субботнему утопленнику — баню топить не надо.
- Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.
- Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
- Гол как сокол, а остер как топор.
- Голод не тетка, пирожка не поднесет.
- Губа не дура, язык не лопата.
- Два сапога пара, оба левые.
- Дураку хоть кол теши, он своих два ставит.
- Девичий стыд – до порога, переступила и забыла.
- Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
- За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
- За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь.
- Зайца ноги носят. волка зубы кормят, лису хвост бережет.
- И делу время, и потехе час.
- Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.
- Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет — тому оба.
- Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.
- Лиха беда начало — есть дыра, будет и прореха.
- Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся.
- На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.
- Не все коту масленица, будет и пост.
- Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит.
- Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
- Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется.
- Один в поле не воин, а путник.
- От работы кони дохнут, а люди – крепнут.
- Палка о двух концах, туда и сюда бьет.
- Повторенье – мать ученья, утешенье дураков.
- Пьяному море по колено, а лужа — по уши.
- Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
- Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.
- Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.
- Рука руку моет, да обе свербят.
- Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
- С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься.
- Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
- Собаку съели, хвостом подавились.
- Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.
- Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь.
- У страха глаза велики, да ничего не видят.
- Ума палата, да ключ потерян.
- Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска.
- Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда.
- Шито-крыто, а узелок-то тут.
- Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.
Еще по теме
- Интересные факты о первоначальном значении знакомых фраз
- Интересные факты о первоначальном значении фраз
- Интересные факты о выражениях и высказываниях
- Первоначальное значение крылатых фраз
- Пословицы, поговорки, крылатые выражения со скрытым смыслом
Меткие, емкие по значению, часто краткие «крылатые слова» получили вторую, вечную жизнь. Вторую жизнь, потому что первую им дал народ в лице лучших его представителей — выдающихся философов, писателей, ученых, публицистов, государственных деятелей разных эпох и народов.
Вторую жизнь дала им мудрость человека, которая оценила их по достоинству. Эти искры человеческого разума как на крыльях перелетают из века в век, украшая нашу жизнь. Полный сборник крылатых фраз в алфавитном порядке ЗДЕСЬ
Пословицу сказал — дорогу указал.
По мнению психологов и педагогов, на успешность обучения ребенка в школе влияет много факторов. Важнейший из них — уровень развития устной и письменной речи, воздействие которого на успеваемость учеников неоспоримо. Именно речь — средство получения и выражения знаний — рано включается во все формы познавательной деятельности детей. Усвоенные слова существенным образом перестраивают чувственное восприятие мира, придают ему осмысленный, подлинно человеческий характер.
В дошкольные годы большинство детей зачастую слышат разговорно-бытовую речь. Весь же процесс школьного обучения строится на литературном языке, но многие дети, придя в школу, не понимают пословиц, поговорок, фразеологизмов, так как мы, взрослые, все реже и реже используем их в своей речи. Тем самым у детей не развивается образное мышление, не в полной мере обогащается словарный запас, им сложно понимать речь, неподкрепленную конкретной ситуацией. Поэтому так важно в дошкольном и младшем школьном возрасте дать детям возможность слышать не только разговорно-бытовую речь, но и литературный язык.
Пословицы — бесценное наследие нашего народа.
Отметим примерный этап работы с пословицами:
1. внимательно прочитайте с детьми пословицу;
2. выясните лексическое значение непонятных и устаревших слов и подберите слово, используемое в настоящее время;
3. выясните смысл пословицы в целом: о чем она и чему учит;
4. определите, к какой тематической группе ее можно отнести (пословица о труде, дружбе, ученье, здоровье, качествах человека и т.д.);
5. предложите детям подумать, в какой житейской ситуации можно ее употребить.
Ниже приведены игровые задания, в содержании которых используются русские народные пословицы, предназначенные детям младшего школьного возраста для исправления речевых нарушений и формирования школьно-значимых функций.
Половинки
(задание на развитие словесно-логического мышления и установление причинно-следственных связей разной сложности).
Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.
Игру можно усложнить, прочитав конец пословицы, предложив детям найти ее начало.
Любишь кататься, Делано наспех, Что посеешь За двумя зайцами погонишься, Доброе слово У плохой пряхи Волков бояться — Век живи, Как аукнется, Чем дальше в лес, Делу время, Не в свои сани Поспешишь — Семь раз отмерь, В гостях хорошо, | то и пожнешь. и кошке приятно. в лес не ходить. нет для себя рубахи. ни одного не поймаешь. люби и саночки возить. сделано на смех. а дома лучше. тем больше дров. век учись. так и откликнется. потехе час. не садись. людей насмешишь. один раз отрежь. |
Пропущенные слова
(задание на умственное и речевое развитие).
В задании нужно догадаться, как правильно в содержании пословиц расставить слова большой — маленький, чтобы они имели поучительный смысл и верно согласовывались с существительными.
1. __________________________ пенек опрокинул __________________ воз.
2. _________________________ дело лучше _______________________ безделья.
3. Даже самое __________________ дерево выросло из ____________________ семени.
4. В _________________ лодку _______________________ груз не кладут.
5. __________________________ крючком __________________________ рыбу не выудишь.
Слова с противоположным смыслом
(задание на расширение и обогащение словаря, работа над словами-антонимами).
В этом задании нужно найти слова с противоположным смыслом сначала в пословицах, распечатанных на карточках, затем выполнять это задание на слух. Пословицы можно разделить на несколько групп, в зависимости от того, какой частью речи являются слова-антонимы.
Имена существительные
Ученье — свет, а не ученье — тьма.
Умный молчит, когда дурак ворчит.
Умный себя винит, глупый — своего товарища.
Умный делу научит, а глупый только наскучит.
Было бы начало, будет и конец.
Будет день, будет и ночь.
Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.
Ищи друзей, а враги сами найдутся.
Неверный друг — опасный враг.
Сытый голодного не разумеет.
От лени — болезнь, от работы — здоровье.
Добро побеждает зло.
Кто солгал с утра, будет лгать и вечером.
Никакое худо до добра не доводит.
Друг спорит, а враг поддакивает.
Трус погибает, а храбрый побеждает.
Чему научишься в молодости, пригодится и в старости.
Имена прилагательные
Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
Старый друг лучше новых двух.
Черная земля белых рук не любит.
У мудрого человека длинные уши и короткий язык.
Жизнь короткая, а слава долгая.
Доброго чти, а злого не жалей.
За доброе жди добра, за худое — худо.
Добрая слава лежит, а худая — бежит.
Белый хлеб растет в черной земле.
Нового счастья ищи, а старого не теряй.
Маленькая ложь за собой большую ведет.
Не называй дурное хорошим, а черное белым.
Глаголы
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Умей взять, умей и отдать.
Как пришло, так и ушло.
Умеешь ссориться, научись и мириться.
Дождик вымочит, солнце высушит.
Другие части речи
Меньше болтай, да больше соображай.
Меньше говори, больше слушай.
Мягко стелет, да жестко спать.
Говорит прямо, а делает криво.
Болен — лечись, здоров — берегись.
Думай медленно, работай быстро.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Лучше тихо, да вперед, чем скоро, да назад.
Где работа, там густо, а в ленивом доме пусто.
За чужим погонишься — свое потеряешь.
Наибольшую сложность для детей могут вызвать пословицы, в которых используется несколько слов-антонимов.
Мир строит, а война разрушает.
Чем длиннее день, тем короче ночь.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Горе старит, радость молодит.
Добро поощряй, а зло порицай.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Труд всегда дает, а лень всегда берет.
Легко взять, да трудно отдать.
Пословицы с похожим смыслом
Нахождение пословиц с похожим содержанием очень интересно для детей, особенно если их познакомили с пословицами о труде, учебе, личных качествах человека. Данное задание предполагает разные варианты его выполнения.
Педагог заранее вывешивает на доску пословицы разной тематики. Остальные оформлены на отдельных карточках (листках). Дети выбирают карточки, читают пословицу, объясняют ее смысл и определяют, к какой тематической группе она относится.
Педагог каждому ребенку раздает по одной пословице из разных тематических групп. Каждый ребенок находит пословицу (или несколько), смысл которой близок той, которую дал учитель:
без труда не выловишь и рыбку из пруда; хочешь есть калачи — не сиди на печи; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть; в лес не съездишь, так и на печи замерзнешь; какие труды, такие и плоды; дерево дорого плодами, а человек делами; землю красит солнце, а человека — труд; птицу узнают в полете, а человека в работе; нет друга — ищи, а найдешь — береги; без друга в жизни худо; человек без друзей, что дерево без корней; верный друг лучше сотни слуг; дерево живет корнями, а человек друзьями; птица сильна крыльями, а человек дружбой; друг за друга держаться — ничего не бояться; не надобен и клад, когда в семье лад; на что клад, когда в семье лад; испокон века книга растит человека; с книгой дружить — век не тужить; букварь — к мудрости ступенька; пословицу сказал — дорогу указал; пословица недаром молвится; пословица — всем делам помощница; почитай учителя как родителя; строгость учителя полезнее ласки родителя.
Найди ошибку (задание на развитие слухового восприятия и коррекцию фонематического слуха).
В начале игры педагог читает стихотворение.
Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место заняла?
В.Волина
Детям зачитывают неправильный вариант пословицы, просят найти в ней ошибку и дать правильный вариант. Если ребенку пословица не знакома, то выполнение задания у него вызовет большую сложность. В этом случае рекомендуется предложить два варианта пословицы: правильный и неправильный. Ребенок из двух вариантов выбирает правильный, отвечая на вопросы: «В каком слове ошибка? Какую букву нужно заменить?». Данное задание дети могут выполнять как на слух, так и письменно.
Лось до добра не доведет.
От бобра добра не ищут.
В здоровом теле здоровый пух.
Один в золе не воин.
Правда глаза полет.
Сашу маслом не испортишь.
Не ноги горшки обжигают.
Голод не щетка.
Трус своей лени боится.
На безрыбье и бак рыба.
Купил кита в мешке.
Нет худа без бобра.
Повторенье — тьма ученья.
Терпенье и пруд всё перетрут.
Мы сами с ушами.
Голода не бойся, по пояс мойся.
Без места пирога не испечешь.
Больше дела, меньше снов.
Пустая мыльница и без ветра мелет.
Что написано пером, того не вырулишь топором.
На ловца и дверь бежит.
Трус человека кормит, а лень портит.
На горе шапка горит.
Один ус хорошо, а два лучше.
Летний тень год кормит.
Семеро одного не идут.
Жди у горя погоды.
Каждый кулик свое долото хвалит.
Лес рубят — кепки летят.
Представление о времени.
Многие учащиеся начальной школы имеют неточные, искаженные представления о календарном времени, а их сведения об отдельных временных обозначениях поверхностны. Работа, направленная на заучивание названий и последовательности месяцев, дней недели, носит формальный характер и не способствует осознанию детьми длительности и необратимости времени, его смене и периодичности. В связи с этим необходима систематическая работа по формированию у детей дошкольного и младшего школьного возраста представлений о времени. Доказано, что своевременное и адекватное формирование временных представлений и ориентировки во времени служат необходимой предпосылкой развития мышления и деятельности детей в целом.
Использование пословиц о временах года и природных явлениях способствует совершенствованию представления о цикличности времени, закреплению знаний месяцев года, развитию и коррекции пространственно-временной ориентировки детей. Чтобы сложная система временных отношений могла быть четко осознана детьми, рекомендуется использовать календарь, отражающий в материальной форме цикличность месяцев года как единиц времени.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Месяц январь — зимы государь.
Январь-батюшка год начинает, зиму величает.
Январь — году начало, а зиме середина.
Июль — макушка лета.
В сентябре лето кончается, осень начинается.
Май леса наряжает, лето в гости поджидает.
Представления младших школьников о каждом времени года достаточно адекватны, хотя остаются неполными и в большинстве случаев связаны с воспоминанием об определенной деятельности человека, характерной для данного времени года. Как показывает практика, наиболее трудным остается определение последовательности времен года.
Формирование познавательной деятельности тесно связано с развитием понимания причинно-следственных связей. Осознание временных и причинно-следственных отношений зависит от конкретного содержания каждого временного эталона. Используя пословицы о природе, можно, с одной стороны, продолжить работу над установлением причинно-следственных связей в природе, а с другой — совершенствовать представления о смене времен года и их цикличности.
Ниже подобраны пословицы, отражающие причинно-следственные связи между природой и деятельностью человека и характерные для каждого сезона признаки. В этом задании детям предлагается догадаться, название какого времени года пропущено в пословице.
Что в августе соберешь, с тем и ________________ проведешь.
Весна дает цветы, а ____________ — плоды.
Кто ______________ трудиться рад, будет осенью богат.
____________ без снега — лето без хлеба.
Чем крепче зима, тем скорее ______________ .
Увидал скворца, знай — ______________ у крыльца.
Кто спит , плачет зимою.
Худо , когда солнца нету.
Каждый кустик ночевать пустит.
солнце светит, да не греет.
Одна ласточка _______________ не делает.
Что летом родится, то _________________ пригодится.
Земля _________________ отдыхает, а весной расцветает.
Лето собирает, а _______________ поедает.
Длинные сосульки к долгой ___________________.
Лето со снопами, а ______________ с пирогами.
Кто весной трудиться рад, будет _________________ богат.
Что летом соберешь, то ________________ на столе найдешь.
Веселые рифмочки
(задание на развитие чувства ритма, активизацию слухового внимания и памяти, коррекцию фонематического слуха).
Детям необходимо внимательно послушать пословицу и назвать в ней рифмующиеся слова. (Подборка пословиц дана ниже.)
Человек лукавый, что карман дырявый.
Лишнее пожелаешь — последнее потеряешь.
Расти большой, да не будь лапшой.
Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
Как в мае дождь, так будет и рожь.
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
В зимний холод всякий молод.
Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый?
Всякому молодцу — ремесло к лицу.
Не бывает скуки, коли заняты руки.
Еле-еле душа в теле.
Здоров будешь — все добудешь.
Курить — здоровью вредить.
Славу свою добывай в бою.
Трус и таракана примет за великана.
Умелый боец везде молодец.
Хорош грибок — белый, а солдат смелый.
Кто драку затевает, тот сам битым бывает.
На языке мёд, а под языком лёд.
Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
У врача лечись, а у умного — учись.
Бояться волков — быть без грибков.
Поспешишь — людей насмешишь.
И в мое оконце засветит солнце.
Хлеб- соль кушай, а хозяина слушай.
Свои иголки для ежа не колки.
У кого что болит, тот про то и говорит.
Люди пахать, а мы руками махать.
Какое семя, таково и племя.
Всякому нужен и обед и ужин.
Изба красна углами, обед — пирогами.
Чай пить — не дрова рубить.
Хороша кашка, да мала чашка.
Если хлеба нет куска, то и в тереме тоска.
В гости ходить — надо и к себе водить.
Далеко шел, добра не нашел.
Добро быть в радости и жить в сладости.
Добро наживай, а худо изживай.
Не хвались серебром, а хвались добром.
На добрый привет — добрый и ответ.
Зло любить — себя губить.
Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Не нужен ученый, а нужен смышленый.
Двое пашут, а семеро руками машут.
Снаружи мило, а внутри гнило.
Тот герой, кто за правду горой.
Велик телом, да мая делом.
Не учи безделью, учи рукоделью.
Надо знать, что сказать.
Кто скачет, а кто плачет.
Май леса наряжает, лето в гости поджидает.
Москва- столица — для всего мира светлица.
Кто в Москве не бывал, тот и красоты не видал.
Работай смелее — будешь жить веселее.
В зимний холод всякий молод.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Таким образом, использование такого вида устного народного творчества как пословицы на занятиях с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи, обогатит их словарный запас, фразовую речь, повысит грамотность, разовьет познавательную деятельность, регулирующую функцию речи. Систематическая работа с пословицами способствует воспитанию у учащихся эстетического вкуса и позитивных качеств личности, развивает их эмоциональную сферу и обогащает жизненный опыт.
Источники:
1. «Пословицы и поговорки в коррекционной работе с младшими школьниками” Оглоблина И.Ю., канд. пед. наук, учитель-дефектолог СШ № 19, г. Минск, Республика Беларусь
2. “Русские пословицы в лицах” Художественное издание почтовых карточек, компания “Зингер”, С-Петербург, 1914 г.
poslovica-pogovorka.ru
Пословицы и поговорки
10.10.2013 zagadky 68 комментариев
Без пяти минут мастер. (Поговорка о человеке, который вот-вот хорошо освоит свое дело.)
Без соли стол кривой. (Русская пословица. Означает, что без соли большинство блюд русской кухни не будут вкусными.)
Без спотычки и конь не пробежит. (Русская народная пословица. Означает, что абсолютно все в жизни совершают ошибки. Но умные люди делают выводы и больше подобных ошибок не допускают, глупых людей ошибки ничему не учат и они спотыкаются вновь.)
Без старания не бывает награды. (Немецкая пословица. Означает: чтобы добиться успеха в любом деле, нужно стараться.)
Без сучка, без задоринки. (Поговорка говорится, когда какое — либо дело, или событие прошло удачно и хорошо. В общем прошло так, как было нужно.)
Без Троицы дом не строится. (Русская народная пословица. Означает, что в любом деле нужно благодарить Бога за то что все получается. Троица — в православии это: Бог-отец, Бог — Сын и Святой Дух.)
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Самая знаменитая у нас, у славян пословица. Обозначает, что в любом деле, если хочешь получить желаемый результат, нужно обязательно стараться и прилагать усилия.)
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится. ( Пословицы занимают очень важное место в жизни всех народов мира. Без пословиц юмор, учение младших и просто общение людей были бы не такими яркими и интересными)
Без ума голова — ногам пагуба. (Русская пословица. Означает, что те, кто не обдумывает свои поступки, не продумывает детали своих дел, тратит гораздо больше физических и моральных сил в процессе их выполнения.)
Бей галку и ворону: руку набьешь, сокола убьешь. (Русская народная пословица. Смысл в том, что в любом деле сначала нужно старательно учиться и тренироваться, чтобы достичь высоких результатов.)
Береги одежку снову, а честь — смолоду. (Пословица означает, что также, как приятно смотреть на человека в чистой исправной одежде, то и также приятно иметь дело с человеком, репутация которого на высоком уровне. А если с самого начала жизненного пути тебя знают как плохого и ненадежного человека, то иметь дело с тобой никто не будет.)
Беречь, как зеницу ока. (Означает, тщательно оберегать и охранять, как самое ценное или самого себя.)
Бери быка за рога. (Поговорка означает действовать быстро, решительно напористо и может быть даже нагло.)
Бери в работе умом, а не горбом. (Русская пословица. Означает, что перед любым делом нужно тщательно продумать все свои действия и составит план, чтобы как можно меньше делать лишней тяжелой работы.)
Бить дурака — жаль кулака. (Русская пословица. Означает, что бесполезно даже наказывать человека, который не способен адекватно мыслить, понимать слова других, прислушиваться к мудрым людям.)
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
zagadky.net