Пословицы примеры с объяснением

Пословицы и поговорки 10.10.2013      zagadky       68 комментариев Предупрежден — значит вооружен. (Пословица означает, что если человек получил предупреждение о чем-то, то в нормальной ситуации он д...

10.10.2013      zagadky       68 комментариев

Предупрежден — значит вооружен. (Пословица означает, что если человек получил предупреждение о чем-то, то в нормальной ситуации он должен использовать время правильно: сделать выводы, принять меры, или подготовится к тому, о чем его предупреждали.)

При нас читано, да не при нас писано. (Пословицу говорили на Руси в момент недовольства какими-то распоряжениями, приказами, законами, нововведениями, которые были направлены на повышение налогов, либо приводили к ухудшению ситуации для простого народа.)

Приложить руку. (Поговорка. Означает активное участие в какой-либо работе, деле или мероприятии.)

Пристало, как корове седло. (Поговорка о человеке, которому не к лицу его одежда.)

Птица не может без крыльев, а человек без труда. (Пословица означает: человек сам по себе невозможен без труда, если он не будет трудится, значит он не сможет полноценно жить и ничем не будет отличаться от, скажем, растения. Труд заставляет человека развиваться и совершенствоваться. Птица без крыльев жить то сможет, но будет ли она птицей?! Будет ли человек, который совершенно ничего не делает человеком? Разве что по названию.) по просьбе Канышая.

Птице — воля, человеку — мир. (Белорусская пословица. На мой взгляд, у этой пословицы имеют право на существование два толкования. Выбирайте сами, какое Вам по душе: 1) птице для счастья нужна свобода от клетки, а человеку доступна вся планета.

2) птице для счастья нужна свобода от клетки, а человеку больше всего для счастья необходимо, чтобы был мир и не было войны.)

Пуганая ворона куста боится. (Пословица говорится об очень пугливом человеке, которого когда-то что-то напугало. С тех пор он боится даже тогда, когда бояться нечего.)

Работа не волк, в лес не убежит. (Знаменитейшая русская народная пословица. Так говорят, когда не хотят делать работу сейчас, или человек сам себя отговаривает ее делать. В общем, это отличная отговорка, чтобы  не мыть посуду. )

Работай до поту, так и поешь в охоту. (Русская народная пословица. Тот кто качественно трудится, или делает свое дело — обязательно получит результат в виде достойной оплаты.)

Работать с огоньком. (Поговорка говорится, когда человеку нравится то, что он делает. Он работает с желанием, радостью и энтузиазмом.)

Рвет и мечет. (Поговорка означает: очень злой, кричит, ругается, угрожает всех наказать и т. п..)

Риск — благородной дело. (Пословицу говорят, когда хотят оправдать риск в каком-то деле. Очень часто, чтобы добиться успеха, нужно идти на риск.)

Родина — мать, умей за неё постоять. (Каждый мужчина должен уметь защищать свою землю, свой дом, своих родных, людей, живущих с тобой рядом. Это и есть понятие Родина.)

Рощи да леса — всему миру краса. (Смысл пословицы в том, что нужно бережно относиться к лесу, он красота Земли, источник многих нужных ресурсов, а также источник жизни для многих животных и птиц.)

Руки чешутся. (Поговорка о желании как можно скорее заняться любимым делом.)

Русский мужик задним умом крепок. (Русская народная пословица. Означает, что всегда самое мудрое решение проблемы приходит в голову гораздо позже, чем было необходимо при её решении.)

Ручьи сольются — реки, люди соединятся — сила. (Пословица показывает силу объединения людей. Когда вместе объединяется много людей, им по плечу решить любое дело.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

zagadky.net

Пословицы и поговорки

10.10.2013      zagadky       68 комментариев

Наша песня хороша, начинай сначала. (Пословица говорится в том случае, когда человек делал дело, а потом это все оказалось неправильным или напрасным, и все придется делать заново. Означает, что нужно все переделывать заново.)

Нашего полку прибыло. (Русская поговорка, говорится в момент пополнения, прибытия новых людей, подкрепления в армии, или помощи новых людей в деле.)

Не беги бегом, а выходи вовремя. (Французская пословица. Означает: чтобы своевременно делать любое дело или не опаздывать, нужно правильно рассчитывать время. Иногда опоздание может лишить человека самого большого шанса в его жизни.)

Не в коня корм. (Пословица дословно обозначает что сколько не ешь, а все равно худой. Часто так говорят о ситуации, когда человек не может понять какую-то информацию, какую-то науку, то есть ему не хватает сообразительности. Также говорят, если человек не может чего-то достичь. Примеры:»Хотел было Вася учиться на физика, да не смог, не в коня корм». «Вася хотел поднять мешок весом в сто килограмм, да не в коня корм.»)

Не все коту Масленица. (Смысл пословицы в том, что не все время будет легко и хорошо, и всегда «ничего не делать» не получится.)

Не все сосны в лесу корабельные. (Пословица о том, что не бывает всего одинакового в жизни, бывает хорошее и плохое, качественное и некачественное, приятное и неприятное. )

Не все то золото, что блестит. (По отношению к человеку, пословица означает: не нужно делать выводов о человеке только по его внешнему виду. Часто бывает, что человек привлекателен и с виду кажется таким милым, а на самом деле оказывается злым, лживым и опасным, и наоборот. Поэтому судят человека по его делам и отношению к другим. Эту пословицу изначально употребляли при оценке золота, когда выявляли подделку, а затем стали применять ее по отношению к людям.)

Не всем птицам щёлкать по-соловьиному. (Пословица о человеке, который не имеет таланта, или в своем деле не так хорош, как другие мастера.)

Не делай другим того, что себе не желаешь. (Сделал кому-то больно, получишь чуть позже в два раза больше боли, помог человеку, добро вернется к тебе вдвойне. Это закон Жизни.)

Не для знаний, а для звания. (Русская поговорка, говорится о человеке, который пошел учиться, чтобы получить диплом, но сами знания его мало интересуют.)

Не зная броду, не лезь в воду. (Смысл пословицы в том, что если ты не знаешь всей полноты информации о каком-либо деле или ситуации, то не стоит в это дело спешить лезть, или торопиться решать ситуацию.)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Пословица означает что самое ценное в человеческих взаимоотношениях — это дружба. Сто рублей потратишь и их нет, а верные друзья всегда придут на помощь в трудную минуту, выручат и поддержат когда тебе плохо, и даже могут занять те же сто рублей.)))))

Не лыком шит. (Русская поговорка. Так говорят о достойном человеке. Означает: не простой, не глупый, хитрый, сильный. Лык — деревянная кора, из которой шили лапти в старину.) Не пойман — не вор! (Пословица означает, что если у тебя нет явных доказательст вины другого человека, то ты не можешь считать его преступником, пока ты этого не докажешь конкретно и неопровержимо.)

Не рой другому яму, сам в неё ввалишься. (Пословица означает: зло, которое ты творишь без причины по отношению к другому человеку, обязательно вернется к тебе, но во два раза больше. Этот факт подтвержден многолетним опытом жизни людей.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

zagadky.net

Пословицы с объяснением — Пословицы и поговорки

Смысл пословиц и поговорок хорошо объяснять на примере. В серии небольших рассказов Л.Н. Толстого приводятся повествования, очень точно передающие значение пословиц и поговорок. Они приведены ниже. Примеров показано не много, взяты только те пословицы, которые учат уму разуму, полезны в жизненных ситуациях и подойдут многим. Смысл других пословиц и поговорок, которых здесь нет, попробуйте объяснить сами по аналогии с приведенными примерами.

Знай сверчок свой шестокВзял мальчик косу и задумал траву косить. Срезал себе ногу и заплакал. Баба увидала и сказала:

— Не тебе косить. Тебе ещё только батюшке завтракать носить. Знай сверчок свой шесток.

Собака на сенеСобака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена — собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:

— Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и мне не даёт.

Знает кошка, чьё мясо съела.Девочка без матери зашла в погребицу и выпила молоко. Когда мать пришла, девочка потупилась и не глядит на мать. И сказала: — Матушка, что-то кошка лазила в погребицу, я её выгнала. Не поела б она молоко. Мать сказала:

— Знает кошка, чьё мясо съела.

Как глядишь, так и видишь.Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку. Он сказал: — Дерево кривое. А другой мальчик сказал:

Читайте также:  Август пословицы

— Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь.

Изверишься в копейке — не поверят в рубле.Купец занял две гривны. Он сказал: — Завтра заплачу.

Пришло завтра, он не заплатил. Захотел он занять сто рублей. Ему не дали. Изверишься в копейке — не поверят в рубле.

Два раза не умирать.Горел дом. А в доме остался ребёночек. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал: — Я пойду. Ему сказали: — Сгоришь! Солдат сказал:

— Два раза не умирать, а раз не миновать.

Вбежал в дом и вынес ребёночка!

Железом хлеба добывают.Мальчик взял крюк железный и бросил. Мужик сказал: — Что ты добро бросаешь? Мальчик сказал: — На что мне железо, его нельзя есть. А мужик сказал:

— Железом хлеб добывают.

Семейная кашка гуще кипит.Жил мальчик в ученье, пришёл восвояси на праздник. Сели за кашу. Мальчик сказал: — Какая у вас каша густая, такой каши у хозяина не бывает. А мать ему сказала:

— Семейная кашка гуще кипит.

И пчела летит на красный цветок.Девочка с матерью пришла в ряды. И стали они выбирать ленты. Мать спрашивала: — Какую ты хочешь? Дочь сказала: — Красну.

И пчела летит на красный цветочек.

Ворон за море летал, умней не стал.Ездил барин за границу. Приехал к себе и затеял рожь руками сажать. Мужики сказали:

— Ворон за мор летал, умней не стал.

Наши пряли, а ваши спали.Были два мужика, Пётр и Иван, они вместе скосили луга. Пётр наутро пришёл с семьёй и стал убирать свой луг. День был жаркий, и трава высохла; к вечеру стало сено. А Иван не пошёл убирать, а просидел дома. На третий день Пётр повёз домой сено, а Иван только собрался грести. К вечеру пошёл дождь. У Петра было сено, а у Ивана вся трава сопрела. Наши пряли, а ваши спали.

Глупой птице свой дом не мил.Девочка любила играть на улице, а как придёт в дом — скучает. Мать спрашивала: — Отчего ты скучаешь? — Дома скучно. Мать сказала:

— Глупой птице свой дом не мил.

Азбуку учат, на всю избу кричат.Жили старик со старухой. Было у них в избе тихо. Пустили они в свой дом школу. Стали ребята так кричать, что у стариков уши заболели. Азбуку учат, на всю избу кричат.

Шаловливая овца — волку корысть.Овцы ходили под лесом; два ягнёнка отбежали от стада. Старая овца сказала: — Не шалите, ягнята, дошалитесь до беды. А волк стоял за кустом и сказал: — Не верьте, ягнята, старой овце; она говорит так потому, что у неё ноги не ходят от старости и ей завидно. Зачем вам скучать? Бегайте больше.

Ягнята послушали волка и побежали, а волк поймал их и зарезал. Шаловливая овца — волку корысть.

Невелика капля, а камень долбит.Взялся человек рыть канаву и рыл всё лето. Вырыл на три версты. Пришёл хозяин и сказал:

— Много же ты вырыл. Невеличка капля, а камень долбит.

Булат железо и кисель не режет.Была одна сильная, злая собака. Она грызла всех собак, кроме двух: она не грызла маленького щенка и большого волкодава. Булат железо и кисель не режет.

Не за то волка бьют, что сер.Волк съел овцу; охотники поймали волка и стали его бить. Волк сказал: — Напрасно вы меня бьёте: я не виноват, что сер. А охотники сказали:

— Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Погнался за топорищем, упустил топор.Мужик увидал — по реке плывёт бревно. Он стал с берега топором доставать его. Топор зацепился за бревно и вырвался из руки. Погнался за топорищем, упустил топор.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.Один ученик просил книгу; ему дали. Он сказал: — Непонятна! Ему дали другую. Он сказал:

— Скучно!

От добра добра не ищут.Бежал заяц от собак и ушёл в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел ещё лучше спрятаться. Стал искать, где получше место, и полез в чащу в овраге — и наскочил на волка. Волк схватил его. «Видно, правда, — подумал заяц, — что от добра добра искать не надо. Хотел получше спрятаться и вовсе пропал».

Знакомые с детства крылатые выражения, оказывается, могут быть длинней и иметь совсем другой смысл…

Некоторые из тех пословиц и поговорок, которые известны нам много лет, в оригинале были не совсем такими. Или стали не совсем такими со временем. Устное народное творчество редко записывалось раньше и, переходя от одного поколения к другому, могло и лишиться какой-то части, и преобразиться семантически. А иногда их значение меняли через века наши современники, подгадывая под настроение или новые реалии.

В этом материале собрано почти 50 пословиц и поговорок, которые в действительности были длиннее или стали длинней совсем недавно.

Полные версии пословиц и поговорок

  • Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.
  • Бедность – не порок, а гораздо хуже.
  • В здоровом теле здоровый дух — редкая удача.
  • Везет как субботнему утопленнику — баню топить не надо.
  • Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.
  • Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
  • Гол как сокол, а остер как топор.
  • Голод не тетка, пирожка не поднесет.
  • Губа не дура, язык не лопата.
  • Два сапога пара, оба левые.
  • Дураку хоть кол теши, он своих два ставит.
  • Девичий стыд – до порога, переступила и забыла.
  • Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
  • За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
  • За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь.
  • Зайца ноги носят. волка зубы кормят, лису хвост бережет.
  • И делу время, и потехе час.
  • Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.
  • Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет — тому оба.
  • Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.
  • Лиха беда начало — есть дыра, будет и прореха.
  • Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся.
  • На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.
  • Не все коту масленица, будет и пост.
  • Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит.
  • Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
  • Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется.
  • Один в поле не воин, а путник.
  • От работы кони дохнут, а люди – крепнут.
  • Палка о двух концах, туда и сюда бьет.
  • Повторенье – мать ученья, утешенье дураков.
  • Пьяному море по колено, а лужа — по уши.
  • Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
  • Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.
  • Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.
  • Рука руку моет, да обе свербят.
  • Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
  • С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься.
  • Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
  • Собаку съели, хвостом подавились.
  • Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.
  • Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь.
  • У страха глаза велики, да ничего не видят.
  • Ума палата, да ключ потерян.
  • Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска.
  • Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда.
  • Шито-крыто, а узелок-то тут.
  • Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.

Еще по теме

  • Интересные факты о первоначальном значении знакомых фраз
  • Интересные факты о первоначальном значении фраз
  • Интересные факты о выражениях и высказываниях
  • Первоначальное значение крылатых фраз
  • Пословицы, поговорки, крылатые выражения со скрытым смыслом

Меткие, емкие по значению, часто краткие «крылатые слова» получили вторую, вечную жизнь. Вторую жизнь, потому что первую им дал народ в лице лучших его представителей — выдающихся философов, писателей, ученых, публицистов, государственных деятелей разных эпох и народов.

Вторую жизнь дала им мудрость человека, которая оценила их по достоинству. Эти искры человеческого разума как на крыльях перелетают из века в век, украшая нашу жизнь. Полный сборник крылатых фраз в алфавитном порядке ЗДЕСЬ

Пословицу сказал — дорогу указал.

По мнению психологов и педагогов, на успешность обучения ребенка в школе влияет много факторов. Важнейший из них — уровень развития устной и письменной речи, воздействие которого на успевае­мость учеников неоспоримо. Именно речь — сред­ство получения и выражения знаний — рано вклю­чается во все формы познавательной деятельности детей. Усвоенные слова существенным образом пе­рестраивают чувственное восприятие мира, прида­ют ему осмысленный, подлинно человеческий ха­рактер.

Читайте также:  Поговорки и пословицы о яблоках

В дошкольные годы большинство детей зачастую слышат разговорно-бытовую речь. Весь же процесс школьного обучения строится на литературном язы­ке, но многие дети, придя в школу, не понимают пословиц, поговорок, фразеологизмов, так как мы, взрослые, все реже и реже используем их в своей речи. Тем самым у детей не развивается образное мышление, не в полной мере обогащается словарный запас, им сложно понимать речь, неподкрепленную конкретной ситуацией. Поэтому так важно в до­школьном и младшем школьном возрасте дать детям возможность слышать не только разговорно-бытовую речь, но и литературный язык.

Пословицы — бесценное наследие нашего народа.

Отметим примерный этап работы с пословицами:

1. внимательно прочитайте с детьми пословицу;

2. выясните лексическое значение непонятных и уста­ревших слов и подберите сло­во, используемое в настоящее время;

3. выясните смысл посло­вицы в целом: о чем она и чему учит;

4. определите, к какой те­матической группе ее можно отнести (пословица о труде, дружбе, ученье, здоровье, ка­чествах человека и т.д.);

5. предложите детям поду­мать, в какой житейской си­туации можно ее употребить.

Ниже приведены игровые задания, в содержании кото­рых используются русские народные пословицы, пред­назначенные детям младшего школьного возраста для ис­правления речевых наруше­ний и формирования школь­но-значимых функций.

Половинки

(задание на развитие словесно-логическо­го мышления и установление причинно-следственных свя­зей разной сложности).

Дети, прочитав первую часть пословицы, должны по­добрать к ней вторую.

Игру можно усложнить, про­читав конец пословицы, пред­ложив детям найти ее начало.

Любишь кататься,

Делано наспех,

Что посеешь

За двумя зайцами погонишься,

Доброе слово

У плохой пряхи

Волков бояться —

Век живи,

Как аукнется,

Чем дальше в лес,

Делу время,

Не в свои сани

Поспешишь —

Семь раз отмерь,

В гостях хорошо,

то и пожнешь.

и кошке приятно.

в лес не ходить.

нет для себя рубахи.

ни одного не поймаешь.

люби и саночки возить.

сделано на смех.

а дома лучше.

тем больше дров.

век учись.

так и откликнется.

потехе час.

не садись.

людей насмешишь.

один раз отрежь.

Пропущенные слова

(зада­ние на умственное и речевое развитие).

В задании нужно догадать­ся, как правильно в содержа­нии пословиц расставить сло­ва большой — маленький, что­бы они имели поучительный смысл и верно согласовыва­лись с существительными.

1. __________________________ пенек опрокинул __________________ воз.

2. _________________________ дело луч­ше _______________________ безделья.

3. Даже самое __________________ де­рево выросло из ____________________ семени.

4. В _________________ лод­ку _______________________ груз не кладут.

5. __________________________ крючком __________________________ рыбу не выудишь.

Слова с противоположным смыслом

(задание на расши­рение и обогащение словаря, работа над словами-антонима­ми).

В этом задании нужно най­ти слова с противоположным смыслом сначала в послови­цах, распечатанных на карточ­ках, затем выполнять это за­дание на слух. Пословицы можно разделить на несколь­ко групп, в зависимости от того, какой частью речи яв­ляются слова-антонимы.

Имена существительные

Ученье — свет, а не уче­нье — тьма.

Умный молчит, когда дурак ворчит.

Умный себя винит, глу­пый — своего товарища.

Умный делу научит, а глу­пый только наскучит.

Было бы начало, будет и конец.

Будет день, будет и ночь.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

Ищи друзей, а враги сами найдутся.

Неверный друг — опасный враг.

Сытый голодного не разу­меет.

От лени — болезнь, от ра­боты — здоровье.

Добро побеждает зло.

Кто солгал с утра, будет лгать и вечером.

Никакое худо до добра не доводит.

Друг спорит, а враг подда­кивает.

Трус погибает, а храбрый побеждает.

Чему научишься в молодо­сти, пригодится и в старости.

Имена прилагательные

Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

Старый друг лучше новых двух.

Черная земля белых рук не любит.

У мудрого человека длин­ные уши и короткий язык.

Жизнь короткая, а слава долгая.

Доброго чти, а злого не жалей.

За доброе жди добра, за худое — худо.

Добрая слава лежит, а ху­дая — бежит.

Белый хлеб растет в черной земле.

Нового счастья ищи, а ста­рого не теряй.

Маленькая ложь за собой большую ведет.

Не называй дурное хоро­шим, а черное белым.

Глаголы

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Умей взять, умей и отдать.

Как пришло, так и ушло.

Умеешь ссориться, научись и мириться.

Дождик вымочит, солнце высушит.

Другие части речи

Меньше болтай, да больше соображай.

Меньше говори, больше слу­шай.

Мягко стелет, да жестко спать.

Говорит прямо, а делает криво.

Болен — лечись, здоров — берегись.

Думай медленно, работай быстро.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Лучше тихо, да вперед, чем скоро, да назад.

Где работа, там густо, а в ленивом доме пусто.

За чужим погонишься — свое потеряешь.

Наибольшую сложность для детей могут вызвать послови­цы, в которых используется несколько слов-антонимов.

Мир строит, а война раз­рушает.

Чем длиннее день, тем ко­роче ночь.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Горе старит, радость мо­лодит.

Добро поощряй, а зло пори­цай.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Труд всегда дает, а лень всегда берет.

Легко взять, да трудно отдать.

Пословицы с похожим смыслом

Нахождение пословиц с похожим содержанием очень интересно для детей, особен­но если их познакомили с по­словицами о труде, учебе, лич­ных качествах человека. Дан­ное задание предполагает разные варианты его выпол­нения.

Педагог заранее вывеши­вает на доску пословицы раз­ной тематики. Остальные оформлены на отдельных кар­точках (листках). Дети выби­рают карточки, читают посло­вицу, объясняют ее смысл и определяют, к какой темати­ческой группе она относится.

Педагог каждому ребен­ку раздает по одной послови­це из разных тематических групп. Каждый ребенок нахо­дит пословицу (или несколь­ко), смысл которой близок той, которую дал учитель:

без труда не выловишь и рыбку из пруда; хочешь есть калачи — не сиди на печи; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть; в лес не съездишь, так и на печи за­мерзнешь; какие труды, та­кие и плоды; дерево дорого плодами, а человек делами; землю кра­сит солнце, а человека — труд; птицу узнают в поле­те, а человека в работе; нет друга — ищи, а най­дешь — береги; без друга в жизни худо; человек без друзей, что дерево без кор­ней; верный друг лучше сотни слуг; дерево живет корнями, а человек друзь­ями; птица сильна крыль­ями, а человек дружбой; друг за друга держаться — ничего не бояться; не надобен и клад, когда в семье лад; на что клад, ког­да в семье лад; испокон века книга растит человека; с книгой дру­жить — век не тужить; букварь — к мудрости сту­пенька; пословицу сказал — доро­гу указал; пословица неда­ром молвится; пословица — всем делам помощница; почитай учителя как роди­теля; строгость учителя по­лезнее ласки родителя.

Найди ошибку (задание на развитие слухового восприя­тия и коррекцию фонемати­ческого слуха).

В начале игры педагог чи­тает стихотворение.

Пословица, мы тебя знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чье-то место заняла?

В.Волина

Детям зачитывают непра­вильный вариант пословицы, просят найти в ней ошибку и дать правильный вариант. Если ребенку пословица не знакома, то выполнение зада­ния у него вызовет большую сложность. В этом случае ре­комендуется предложить два варианта пословицы: правиль­ный и неправильный. Ребе­нок из двух вариантов выби­рает правильный, отвечая на вопросы: «В каком слове ошибка? Какую букву нужно заменить?». Данное задание дети могут выполнять как на слух, так и письменно.

Лось до добра не доведет.

От бобра добра не ищут.

В здоровом теле здоровый пух.

Один в золе не воин.

Правда глаза полет.

Сашу маслом не испортишь.

Не ноги горшки обжигают.

Голод не щетка.

Трус своей лени боится.

На безрыбье и бак рыба.

Купил кита в мешке.

Нет худа без бобра.

Повторенье — тьма ученья.

Терпенье и пруд всё пере­трут.

Мы сами с ушами.

Голода не бойся, по пояс мойся.

Без места пирога не испе­чешь.

Больше дела, меньше снов.

Пустая мыльница и без вет­ра мелет.

Что написано пером, того не вырулишь топором.

На ловца и дверь бежит.

Трус человека кормит, а лень портит.

На горе шапка горит.

Один ус хорошо, а два луч­ше.

Летний тень год кормит.

Семеро одного не идут.

Жди у горя погоды.

Каждый кулик свое долото хвалит.

Лес рубят — кепки летят.

Представление о времени.

Многие учащиеся началь­ной школы имеют неточные, искаженные представления о календарном времени, а их сведения об отдельных времен­ных обозначениях поверхнос­тны. Работа, направленная на заучивание названий и после­довательности месяцев, дней недели, носит формальный характер и не способствует осознанию детьми длительно­сти и необратимости времени, его смене и периодичности. В связи с этим необходима сис­тематическая работа по фор­мированию у детей дошколь­ного и младшего школьного возраста представлений о вре­мени. Доказано, что своевре­менное и адекватное форми­рование временных представлений и ориентировки во вре­мени служат необходимой предпосылкой развития мыш­ления и деятельности детей в целом.

Читайте также:  Пословицы о жене

Использование пословиц о временах года и природных явлениях способствует совер­шенствованию представления о цикличности времени, за­креплению знаний месяцев года, развитию и коррекции пространственно-временной ориентировки детей. Чтобы сложная система временных отношений могла быть четко осознана детьми, рекоменду­ется использовать календарь, отражающий в материальной форме цикличность месяцев года как единиц времени.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Месяц январь — зимы го­сударь.

Январь-батюшка год начи­нает, зиму величает.

Январь — году начало, а зиме середина.

Июль — макушка лета.

В сентябре лето кончается, осень начинается.

Май леса наряжает, лето в гости поджидает.

Представления младших школьников о каждом време­ни года достаточно адекватны, хотя остаются неполными и в большинстве случаев связаны с воспоминанием об опреде­ленной деятельности челове­ка, характерной для данного времени года. Как показыва­ет практика, наиболее труд­ным остается определение последовательности времен года.

Формирование познаватель­ной деятельности тесно связа­но с развитием понимания причинно-следственных свя­зей. Осознание временных и причинно-следственных отно­шений зависит от конкретно­го содержания каждого вре­менного эталона. Используя пословицы о природе, можно, с одной стороны, продолжить работу над установлением при­чинно-следственных связей в природе, а с другой — совер­шенствовать представления о смене времен года и их цик­личности.

Ниже подобраны послови­цы, отражающие причинно-следственные связи между природой и деятельностью че­ловека и характерные для каж­дого сезона признаки. В этом задании детям предлагается догадаться, название какого времени года пропущено в по­словице.

Что в августе соберешь, с тем и ________________ проведешь.

Весна дает цветы, а ____________ — плоды.

Кто ______________ трудить­ся рад, будет осенью богат.

____________ без снега — лето без хлеба.

Чем крепче зима, тем ско­рее ______________ .

Увидал скворца, знай — ______________ у крыльца.

Кто спит , плачет зимою.

Худо , когда сол­нца нету.

Каждый кустик ночевать пустит.

солнце све­тит, да не греет.

Одна ласточка _______________ не делает.

Что летом родится, то _________________ пригодится.

Земля _________________ отдыхает, а весной расцветает.

Лето собирает, а _______________ поедает.

Длинные сосульки к дол­гой ___________________.

Лето со снопами, а ______________ с пирогами.

Кто весной трудиться рад, будет _________________ богат.

Что летом соберешь, то ________________ на столе найдешь.

Веселые рифмочки

(зада­ние на развитие чувства рит­ма, активизацию слухового внимания и памяти, коррек­цию фонематического слуха).

Детям необходимо внима­тельно послушать пословицу и назвать в ней рифмующие­ся слова. (Подборка пословиц дана ниже.)

Человек лукавый, что кар­ман дырявый.

Лишнее поже­лаешь — последнее потеря­ешь.

Расти большой, да не будь лапшой.

Кто землю лелеет, того и земля жалеет.

Как в мае дождь, так будет и рожь.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

В зимний хо­лод всякий молод.

Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый?

Всякому молод­цу — ремесло к лицу.

Не бы­вает скуки, коли заняты руки.

Еле-еле душа в теле.

Здоров будешь — все добудешь.

Ку­рить — здоровью вредить.

Сла­ву свою добывай в бою.

Трус и таракана примет за вели­кана.

Умелый боец везде мо­лодец.

Хорош грибок — бе­лый, а солдат смелый.

Кто драку затевает, тот сам битым бывает.

На языке мёд, а под языком лёд.

Не стыдно мол­чать, когда нечего сказать.

У врача лечись, а у умного — учись.

Бояться волков — быть без грибков.

Поспешишь — людей насмешишь.

И в мое оконце засветит солнце.

Хлеб- соль кушай, а хозяина слу­шай.

Свои иголки для ежа не колки.

У кого что болит, тот про то и говорит.

Люди па­хать, а мы руками махать.

Какое семя, таково и племя.

Всякому нужен и обед и ужин.

Изба красна углами, обед — пирогами.

Чай пить — не дро­ва рубить.

Хороша кашка, да мала чашка.

Если хлеба нет куска, то и в тереме тоска.

В гости ходить — надо и к себе водить.

Далеко шел, добра не нашел.

Добро быть в радости и жить в сладости.

Добро на­живай, а худо изживай.

Не хвались серебром, а хвались добром.

На добрый привет — добрый и ответ.

Зло любить — себя губить.

Стыдливый по­краснеет, а бесстыжий поблед­неет.

Дружба крепка не лес­тью, а правдой и честью.

Не нужен ученый, а нужен смыш­леный.

Двое пашут, а семеро руками машут.

Снаружи мило, а внутри гнило.

Тот герой, кто за правду горой.

Велик телом, да мая делом.

Не учи безде­лью, учи рукоделью.

Надо знать, что сказать.

Кто скачет, а кто плачет.

Май леса наря­жает, лето в гости поджидает.

Москва- столица — для всего мира светлица.

Кто в Москве не бывал, тот и красоты не ви­дал.

Работай смелее — будешь жить веселее.

В зимний холод всякий молод.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Таким образом, использова­ние такого вида устного народ­ного творчества как пословицы на занятиях с детьми, имеющи­ми нарушения устной и пись­менной речи, обогатит их сло­варный запас, фразовую речь, повысит грамотность, разовьет познавательную деятельность, регулирующую функцию речи. Систематическая работа с посло­вицами способствует воспита­нию у учащихся эстетического вкуса и позитивных качеств личности, развивает их эмоци­ональную сферу и обогащает жизненный опыт.

Источники: 

1. «Пословицы и поговорки в коррекционной работе с младшими школьниками”  Оглоблина И.Ю., канд. пед. наук, учитель-дефектолог СШ № 19, г. Минск, Республика Беларусь

2. “Русские пословицы в лицах” Художественное издание почтовых карточек, компания “Зингер”, С-Петербург, 1914 г.

poslovica-pogovorka.ru

Пословицы и поговорки

10.10.2013      zagadky       68 комментариев

Без пяти минут мастер. (Поговорка о человеке, который вот-вот хорошо освоит свое дело.)

Без соли стол кривой. (Русская пословица. Означает, что без соли большинство блюд русской кухни не будут вкусными.)

Без спотычки и конь не пробежит. (Русская народная пословица. Означает, что абсолютно все в жизни совершают ошибки. Но умные люди делают выводы и больше подобных ошибок не допускают, глупых людей ошибки ничему не учат и они спотыкаются вновь.)

Без старания не бывает награды. (Немецкая пословица. Означает: чтобы добиться успеха в любом деле, нужно стараться.)

Без сучка, без задоринки. (Поговорка говорится, когда какое — либо дело, или событие прошло удачно и хорошо. В общем прошло так, как было нужно.)

Без Троицы дом не строится. (Русская народная пословица. Означает, что в любом деле нужно благодарить Бога за то что все получается. Троица — в православии это: Бог-отец, Бог — Сын и Святой Дух.)

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Самая знаменитая у нас, у славян пословица. Обозначает, что в любом деле, если хочешь получить желаемый результат, нужно обязательно стараться и прилагать усилия.)

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится. ( Пословицы занимают очень важное место в жизни всех народов мира. Без пословиц юмор, учение младших и просто общение людей были бы не такими яркими и интересными)

Без ума голова — ногам пагуба. (Русская пословица. Означает, что те, кто не обдумывает свои поступки, не продумывает детали своих дел, тратит гораздо больше физических и моральных сил в процессе их выполнения.)

Бей галку и ворону: руку набьешь, сокола убьешь. (Русская народная пословица. Смысл в том, что в любом деле сначала нужно старательно учиться и тренироваться, чтобы достичь высоких результатов.)

Береги одежку снову, а честь — смолоду. (Пословица означает, что также, как приятно смотреть на человека в чистой исправной одежде, то и также приятно иметь дело с человеком, репутация которого на высоком уровне. А если с самого начала жизненного пути тебя знают как плохого и ненадежного человека, то иметь дело с тобой никто не будет.)

Беречь, как зеницу ока. (Означает, тщательно оберегать и охранять, как самое ценное или самого себя.)

Бери быка за рога. (Поговорка означает действовать быстро, решительно напористо и может быть даже нагло.)

Бери в работе умом, а не горбом. (Русская пословица. Означает, что перед любым делом нужно тщательно продумать все свои действия и составит план, чтобы как можно меньше делать лишней тяжелой работы.)

Бить дурака — жаль кулака. (Русская пословица. Означает, что бесполезно даже наказывать человека, который не способен адекватно мыслить, понимать слова других, прислушиваться к мудрым людям.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

zagadky.net

Оцените статью
Статус