Пословицы к рассказу белолобый чехова

Анализ рассказа А.П.Чехова «Белолобый» Антон Павлович Чехов имел довольно необычное мнение о существовании такого явления как детская литература. Он считал, что не стоит писать специально для подраста...

Антон Павлович Чехов имел довольно необычное мнение о существовании такого явления как детская литература. Он считал, что не стоит писать специально для подрастающего поколения. Для детей прекрасно подойдут книги, которые уже написаны, но из них нужно выбрать то, что доступно для их восприятия. Однако и в его творчестве есть произведения, написанные исключительно для детей – рассказы «Каштанка» и «Белолобый».

Темой рассказа «Белолобый» является эпизод из жизни старой волчицы. Автор поднимает в произведении проблему: глупый и наивный пес смог положительно повлиять на волчиху, которая вместо того, чтобы съесть его и утолить голод, отпускает щенка домой. Этим А.П. Чехов хотел показать читателю, что даже у голодной волчицы могут проснуться добрые «человеческие» чувства, которые подавляют животные инстинкты.

Писатель в полной мере дает возможность прочувствовать состояние старого и больного зверя, который уже не может полноценно охотиться и залезает в хлев, чтобы утащить слабого и беззащитного ягненка.

Далее волчица по ошибке похищает из хлева щенка и происходит нарастание скрытого конфликта, когда в душе у голодного зверя начинается нешуточная борьба – съесть либо оставить щенка. С одной стороны она легко может загрызть его и накормить голодных детенышей (к тому же она уже питалась собаками раньше, когда была молода), а с другой – волчица, в первую очередь, мать, которой доверчивый щенок напомнил собственных волчат.

В конце концов, волчиха все-таки решается съесть щенка. Но когда она подходит к нему, тот доверчиво лижет ее морду, и волчица более не в силах осуществить задуманное, поскольку ей становится не по себе от этих действий Белолобого и неприятного песьего запаха. Щенок возвращается домой. В финале волчиха опять отправляется на охоту в хлев, но веселый лай глупой собаки мешает ей осуществить задуманное.

Несмотря на то, что произведение называется «Белолобый», читатель понимает, в рассказе главным персонажем является отнюдь не собака, а волчица. Фигура маленького щенка, который постоянно наделяется в книге эпитетами «глупый», «веселый», служит лишь вспомогательным орудием для полного раскрытия образа волчихи.

В рассказе «Белолобый» посредством приема антропоморфизма А.П. Чехов попытался показать читателю богатый внутренний мир животного. Волчица, несмотря на терзавший ее голод, не смогла лишить жизни маленького и безобидного щенка, который напомнил ей собственных детей. В рассказе «внутренние чувства» волчицы одержали верх над ее природными инстинктами.

Евгения Трофимова

xn—-7sbbl0caghpglbg1kg.xn--p1ai

Разработка урока литературного чтения «А.П.Чехов «Белолобый»»

Тема урока А.П.Чехов «Белолобый»

Тип урока: комбинированный

Цели урока: продолжить знакомство с биографией и творчеством А..П. Чехова; провести анализ главных героев произведения «Белолобый»

Задачи урока:

1. Образовательные: продолжить знакомство детей с биографией и творчеством А.П.Чехова; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильность, беглостью, осознанностью и выразительностью; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, анализировать и обобщать, активизировать «вдумчивое чтение» , формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность; развивать образное и логическое мышление; развивать словарный запас уч-ся; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять; развивать артистические способности детей.

3. Воспитательные: воспитание норм нравственного поведения через осмысление художественного произведения: воспитание интереса к миру детской художественной литературы; воспитание взаимовырочки; создание успеха для каждого ребёнка.

Оборудование :

1 .Портрет А.П.Чехова

2.Карточки для доски: забота, трудности, пословицы, у детей в группах

3.Карточки с фразеологизмами «Собачья жизнь», «Пороха не нюхал»

4. Речевая разминка (презентация), микрофон настроения

5. Сообщение про волка (презентация)

6. Театральные куклы: волк, собака

7. Мультфильм « Белолобый»

8.Викторина «Творчество А.П. Чехова» (презентация)

9.Физминутка

А) запись песни «Большой собачий секрет»

Б) электронная для глаз

10 Шкала успеха. Рефлексия.

1.Оргмомент. Эмоциональный настрой.

Всем, всем добрый день.

Поиграем в игру « Микрофон настроения». Выразите в микрофон своё настроение с которым вы пришли на урок. Что хотите получить от урока?

Чтение стихотв. учеником.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя по утру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Читайте также:  Пословицы о добре и зле

Предостаточно бед и забот

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

2. Речевая разминка.

Слайд1

Дыхательное упражнение

1) воздушный шарик

2) разомнём язычок «Чищу зубы»

3) читай громко и уверенно

Зарь-варь-марь-ларь-фарь-карь-тарь-барь

Слайд 2

Тренажёр по чтению.

3.Сообщение темы урока.

1) Викторина

Ответив на вопросы викторины, мы узнаем с творчеством какого автора продолжим знакомство.

Слайд 3 (презент ация)

На прошлом уроке мы познакомились с содержанием рассказа А.П.Чехова «Белолобый», составили план, выполнили словарную работу.

Сегодня мы проанализируем образы главных персонажей. Дадим им общую характеристику. Выскажем своё мнение и отношение к этим героям.

Учитель читает четверостишие

Наш автор -великий актёр и поэт

Готовит для нас необычную встречу

Глазами волчихи увидим мы свет,

Готовы ли вы к превращениям дети?

4.Работа над темой урока.

1) дополнительный материал о волках. Со своим проектом выступит ученик.

2) беседа

Из материала, что нам подготовил Серёжа, вы узнали о жизни волков.

Волк какой? (серый, хищный, злой, свирепый, зубастый)

Дома вы читали рассказ. Совпадает ли созданный образ волчихи из произведения «Белолобый» с теми волками, которые обитают в природе?

3) Работа над 1 ч.-2ч рассказа.

А) Докажите словами из текста, что автор понимает заботы и трудности волчихи. Зачитайте. Каковы же заботы?

-обеспечить себе и детям пропитание

-не попасться человеку

Разберём трудности

-возраст

-плохое зрение

-здоровье

-плохое чутьё

Б) Прочитайте, как автор пишет про Игната.

Что о нём думала волчица?

В) Давайте используем своё творческое воображение и побываем в роли волчицы и Белолобого

Дети показывают сценку.

Какой разговор мог бы состояться между ними на крыше сарая и в хлеву?

Г) Волчица схватила щенка и несёт его в логово. Что она испытала, когда положила свою ношу на снег? (отвращение)

Д) Как выглядел Белолобый? Прочитайте про себя и перескажите.

Е) Физминутка. (песня «Собака бывает кусачей»

Ученица у доски показывает упражн., дети повторяют за ней.

Собачья жизнь

Как понимаете это выражение?

Как вы относитесь к бездомным животным?

Я верю, что вы у меня добрые и отзывчивые дети.

Ё) Волчица возвращается домой вместе со щенком. О чём она думает? (зачем он бежит за мной) Может ли она думать и рассуждать как человек? Для чего автор ввёл этот прием, сравнения с человеком? (показать нам, что волчица добрая и нежестокая)

Ещё раз приведите словами из текста, что волчицу мучил голод? Волчица вызывает особое чувство голода. Почему её жалко? (Чехов вызывает чувства жалости)

Ж) Посмотрим отрывок из мультфильма «Белолобый» как волчата играют со щенком.

Как ведёт себя волчица? Почему она разрешила играть своим детям со щенком?

Прочитайте фразеологизм.

Пороха не нюхал

Как понимаете его значение? Можно ли отнести эту фразу к Белолобому?

З) почему она не съела щенка?

Физминутка для глаз. (электронная)

Работа над 3 частью рассказа

А) работу над содержанием 3 части мы будем выполнять в группах.

1 группа

Кто считает, что Белолобый глупый?

2 группа

Докажите, что щенок не глупый, а просто маленький. (Перечислите его умные поступки)

-нашёл дорогу домой

-когда волчица во второй раз наведалась в хлев, щенок помешал ей утащить ягнят, разбудив своим лаем мать Арапку

3 группа

Кто ещё нам кажется смешным (глупым)? Перечислите смешные и немного глупые поступки этого героя.

Б) беседа по содержанию

Сравните этих героев, чем они интересны? (мысль о старости и молодости)

Вот как гласит народная мудрость о старых и малых, прочитайте пословицы.

1.Старый, что малый, а малый, что глупый.

2. Старый, что собака, а малый, что щенок.

3. И старый, и малый, хотят спать, да баловать.

4. Что старый, что малый-то весел, то угрюм.

Какая пословица понравилась? Эти пословицы отражают народную мудрость.

Как наказал Игнат Белолобого? Справедливо ли?

Итог урока

Какова главная мысль рассказа? Чему вас научил этот рассказ? Выскажите своё мнение об одном из героев рассказа.

А. П. Чехов сумел проникнуть в чувство и мысли волчихи. У него мы научились понимать животных, понимать окружающий мир. Чехов “очеловечивает” животных. В изображение животных у Чехова присутствуют два чувства — жалости и юмора. Чехов — добрый, мягкий человек. Да, таким он был.

Читайте также:  Библейские поговорки и пословицы

А сейчас смотрим на шкалу успеха и оцениваем свою работу.

globuss24.ru

Написать вывод к рассказу чехова белолобый.

Написав рассказ « Белолобый » А. П. Чехов сумел проникнуть в чувства имысли волчихи. Он учит нас понимать животных, понимать окружающий мир.Чехов «очеловечивает» (волчица думает, рассуждает) животных, чтобыпоказать нам, что жестокость волчицы вынужденная. Тема этогопроизведения – эпизод жизни щенка Белолобого. Этим рассказом авторподнимает проблему – глупый, наивный, беззаботный щенок положительноповлиял на волчиху, которая по сути своей является хищницей. Идеей авторхотел показать нам, что даже у волчицы, могут проявиться добрыечувства, подавляющие инстинкты хищника. Пафос рассказа драматический. Вкомпозиции повествуется история, произошедшая между щенком и волчихой. Отом, как волчиха, измученная голодом, залезла в хлев сторожа Игната, снадеждой утащить оттуда ягненка. Но второпях, вместо ягненка схватилащенка Белолобого. Конфликт скрытый: происходит внутренняя борьба в душе уволчихи – съесть или не съесть щенка. С одной стороны она могла бысъесть его и накормить своих голодных волчат, а с другой – она была впервую очередь мать. И Белолобый хоть и был щенком, но для волчихи онбыл детенышем. В прологе автор подробно рассказывает о волчихе, о том,что она была не молодой, заботливой матерью, слабой здоровьем, поэтомуей сложно было добывать еду для себя и волчат. В экспозиции волчиха,из-за вынужденных обстоятельств, чтобы накормить себя и своих детей,залезла в хлев за ягненком. Развитие действий происходит, когда волчихаузнала, что утащила щенка, а не ягненка, то оставила его и побежалапрочь. Белолобый же увязался за ней и бежал до самого дома, где были ееволчата. Сначала он начал лаять на них, но потом подружился, и ониначали играть. Кульминационный момент: волчиха все-таки решила съестьщенка. Но когда она подошла к нему, тот лизнул ее в морду, тогда она несмогла сделать этого и ушла. А щенок вернулся домой. В эпилоге волчихаопять отправилась на охоту и наведалась в тот же хлев, но щенок своимлаем поднял шум, тем самым помешал ей утащить ягнят. Когда сторож Игнатвышел с ружьем на крыльцо, перепуганная волчиха была уже далеко. В итогесторож подумал, что это Белолобый опять разворошил крышу, чтобы пойтигулять и наказал щенка, больно оттрепав за уши

Оцени ответ

nebotan.com

Разработка урока литературного чтения «А.П.Чехов «Белолобый»»

Тема урока А.П.Чехов «Белолобый»

Тип урока: комбинированный

Цели урока: продолжить знакомство с биографией и творчеством А..П. Чехова; провести анализ главных героев произведения «Белолобый»

Задачи урока:

1. Образовательные: продолжить знакомство детей с биографией и творчеством А.П.Чехова; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильность, беглостью, осознанностью и выразительностью; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, анализировать и обобщать, активизировать «вдумчивое чтение» , формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность; развивать образное и логическое мышление; развивать словарный запас уч-ся; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять; развивать артистические способности детей.

3. Воспитательные: воспитание норм нравственного поведения через осмысление художественного произведения: воспитание интереса к миру детской художественной литературы; воспитание взаимовырочки; создание успеха для каждого ребёнка.

Оборудование :

1 .Портрет А.П.Чехова

2.Карточки для доски: забота, трудности, пословицы, у детей в группах

3.Карточки с фразеологизмами «Собачья жизнь», «Пороха не нюхал»

4. Речевая разминка (презентация), микрофон настроения

5. Сообщение про волка (презентация)

6. Театральные куклы: волк, собака

7. Мультфильм « Белолобый»

8.Викторина «Творчество А.П. Чехова» (презентация)

9.Физминутка

А) запись песни «Большой собачий секрет»

Б) электронная для глаз

10 Шкала успеха. Рефлексия.

1.Оргмомент. Эмоциональный настрой.

Всем, всем добрый день.

Поиграем в игру « Микрофон настроения». Выразите в микрофон своё настроение с которым вы пришли на урок. Что хотите получить от урока?

Чтение стихотв. учеником.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя по утру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

2. Речевая разминка.

Слайд1

Дыхательное упражнение

Читайте также:  Пословицы о родине для детей дошкольного возраста

1) воздушный шарик

2) разомнём язычок «Чищу зубы»

3) читай громко и уверенно

Зарь-варь-марь-ларь-фарь-карь-тарь-барь

Слайд 2

Тренажёр по чтению.

3.Сообщение темы урока.

1) Викторина

Ответив на вопросы викторины, мы узнаем с творчеством какого автора продолжим знакомство.

Слайд 3 (презент ация)

На прошлом уроке мы познакомились с содержанием рассказа А.П.Чехова «Белолобый», составили план, выполнили словарную работу.

Сегодня мы проанализируем образы главных персонажей. Дадим им общую характеристику. Выскажем своё мнение и отношение к этим героям.

Учитель читает четверостишие

Наш автор -великий актёр и поэт

Готовит для нас необычную встречу

Глазами волчихи увидим мы свет,

Готовы ли вы к превращениям дети?

4.Работа над темой урока.

1) дополнительный материал о волках. Со своим проектом выступит ученик.

2) беседа

Из материала, что нам подготовил Серёжа, вы узнали о жизни волков.

Волк какой? (серый, хищный, злой, свирепый, зубастый)

Дома вы читали рассказ. Совпадает ли созданный образ волчихи из произведения «Белолобый» с теми волками, которые обитают в природе?

3) Работа над 1 ч.-2ч рассказа.

А) Докажите словами из текста, что автор понимает заботы и трудности волчихи. Зачитайте. Каковы же заботы?

-обеспечить себе и детям пропитание

-не попасться человеку

Разберём трудности

-возраст

-плохое зрение

-здоровье

-плохое чутьё

Б) Прочитайте, как автор пишет про Игната.

Что о нём думала волчица?

В) Давайте используем своё творческое воображение и побываем в роли волчицы и Белолобого

Дети показывают сценку.

Какой разговор мог бы состояться между ними на крыше сарая и в хлеву?

Г) Волчица схватила щенка и несёт его в логово. Что она испытала, когда положила свою ношу на снег? (отвращение)

Д) Как выглядел Белолобый? Прочитайте про себя и перескажите.

Е) Физминутка. (песня «Собака бывает кусачей»

Ученица у доски показывает упражн., дети повторяют за ней.

Собачья жизнь

Как понимаете это выражение?

Как вы относитесь к бездомным животным?

Я верю, что вы у меня добрые и отзывчивые дети.

Ё) Волчица возвращается домой вместе со щенком. О чём она думает? (зачем он бежит за мной) Может ли она думать и рассуждать как человек? Для чего автор ввёл этот прием, сравнения с человеком? (показать нам, что волчица добрая и нежестокая)

Ещё раз приведите словами из текста, что волчицу мучил голод? Волчица вызывает особое чувство голода. Почему её жалко? (Чехов вызывает чувства жалости)

Ж) Посмотрим отрывок из мультфильма «Белолобый» как волчата играют со щенком.

Как ведёт себя волчица? Почему она разрешила играть своим детям со щенком?

Прочитайте фразеологизм.

Пороха не нюхал

Как понимаете его значение? Можно ли отнести эту фразу к Белолобому?

З) почему она не съела щенка?

Физминутка для глаз. (электронная)

Работа над 3 частью рассказа

А) работу над содержанием 3 части мы будем выполнять в группах.

1 группа

Кто считает, что Белолобый глупый?

2 группа

Докажите, что щенок не глупый, а просто маленький. (Перечислите его умные поступки)

-нашёл дорогу домой

-когда волчица во второй раз наведалась в хлев, щенок помешал ей утащить ягнят, разбудив своим лаем мать Арапку

3 группа

Кто ещё нам кажется смешным (глупым)? Перечислите смешные и немного глупые поступки этого героя.

Б) беседа по содержанию

Сравните этих героев, чем они интересны? (мысль о старости и молодости)

Вот как гласит народная мудрость о старых и малых, прочитайте пословицы.

1.Старый, что малый, а малый, что глупый.

2. Старый, что собака, а малый, что щенок.

3. И старый, и малый, хотят спать, да баловать.

4. Что старый, что малый-то весел, то угрюм.

Какая пословица понравилась? Эти пословицы отражают народную мудрость.

Как наказал Игнат Белолобого? Справедливо ли?

Итог урока

Какова главная мысль рассказа? Чему вас научил этот рассказ? Выскажите своё мнение об одном из героев рассказа.

А. П. Чехов сумел проникнуть в чувство и мысли волчихи. У него мы научились понимать животных, понимать окружающий мир. Чехов “очеловечивает” животных. В изображение животных у Чехова присутствуют два чувства — жалости и юмора. Чехов — добрый, мягкий человек. Да, таким он был.

А сейчас смотрим на шкалу успеха и оцениваем свою работу.

doc4web.ru

Оцените статью
Статус