Эпиграф проекта: «Пословица недаром молвится»
Тема. «Пословицы и поговорки».
Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,
-
уточнить значения некоторых из них;
-
развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
-
учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
-
анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Этапы работы над проектом
Этап 1. Разработка проектного задания
Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
Класс получает задания:
-
подобрать по 5 пословиц разной тематики, оформить их в книжку-малышку;
-
придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;
-
проиллюстрировать несколько пословиц;
-
выписать пословицы, в которых встречаются числа.
Этап 2. Разработка проекта
Задачи этапа – сбор и уточнение информации.
Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.
Этап 3. Оценка результатов
Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.
Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация
Задача этапа – коллективная защита проекта.
Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.
Ход презентации.
1.Пословицы и поговорки. (Слово учителя)
Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.
В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с XVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В XVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.
В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая, же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».
Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.
-
Выступление учащихся. Презентация своих работ.
История создания книжек-малышек, чтение рассказов к пословицам.
-
Рассказ учителя о пословицах народов мира.
Пословицы народов мира
-
«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.
-
Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.
-
Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».
-
«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.
-
Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».
-
Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».
-
Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».
-
Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».
-
«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».
Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.
Язык до Киева доведет.В гостях хорошо, а дома лучше.Слезами горю не поможешь.
Утро вечера мудренее.
Тот не заблудится, кто не спрашивает.Восток ли, Запад ли, а дома лучше.Один утренний час лучше двух вечерних.
Бесполезно плакать над пролитым молоком.
1. Вставь рисунок в пословицу.
-
Дареному … в зубы не смотрят. (Коню.)
-
Когда … на горе свистнет. (Рак.)
-
… рубят – щепки летят. (Лес.)
-
Не …, так и не мычи. (Корова.)
-
Не плюй в … – пригодится воды напиться. (Колодец.)
-
Большому … – большое плавание. (Кораблю.)
2. Собери части пословицы.
Умей взять,
умей и дать.
Старый друг
лучше новых двух.
Едешь на день,
бери хлеба на неделю.
Красна птица пером,
а человек умом.
Не рой другому яму,
сам в неё упадёшь.
Друга ищи,
а найдёшь – береги.
Были бы кошки,
а мышки будут.
Десять раз примерь,
один раз отрежь.
3. Кроссворд с пословицами и поговорками о труде.
В выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну пословицу о труде.
По горизонтали: Дело мастера боится.
1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза … .2. Скучен день до вечера, коли делать … . 3. Кончил дело – гуляй … .4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать … .5. Поспешишь – людей … .6. Хочешь много знать, надо мало … .7. Умелые руки не знают … .8. Кто любит трудиться, тому без дела не … .9. Хочешь есть калачи – не сиди на … .10. Семь раз примерь – один раз … .11. Без труда не вынешь рыбку из … .12. На чужую работу глядя, сыт не … . 13. Что посеешь, то и … .14. У работящего в руках дело огнем … .15. Труд человека кормит, а лень … .16. Делу время – потехе … .17. Куй железо, пока … .
Ответы. 1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.
5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо
5.Подведение итогов.
— Что дало вам изучение пословиц, чем понравилась эта работа?
infourok.ru
Проект по русскому языку «Пословицы и поговорки»
Пословицы и поговорки 4 класс
Цель:
Научиться объяснять смысл пословиц и поговорок.
Задача:
Изучить пословицы и поговорки, в которых встречаются глаголы 2-го лица единственного числа
Упр.1.
1. Что посеешь, то и пожнёшь.
2. Поспешишь- людей насмешишь.
3. Любишь кататься-люби и саночки возить.
4.без труда не вынешь рыбку из пруда.
Объяснение
1.Что посеешь, то и пожнёшь.
Смысл этой пословицы заключается в том, что если ты отдаешь добро, то получаешь тоже добро. Или, наоборот, на зло отвечают злом.
2. Поспешишь-людей насмешишь.
Смысл этой пословицы заключается в том, что если ты поспешишь, то у тебя ничего не получится.
3. Любишь кататься-люби и саночки возить.
Пословица говорит нам о том, что если хочешь что-то получить, для этого надо постараться.
4.Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Пословица говорит нам о том, что нужно приложить усилия для достижения цели. Старайтесь, чтобы выполнить работу.
Упр.2.
Как глядишь, так и видишь
Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку. Он сказал: «Дерево кривое». А другой мальчик сказал: «Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь».
Объяснение
Как глядишь, так и видишь-это название говорит о том, что каждый человек смотрит и оценивает одинаковые вещи, окружающий мир по-разному. Кто-то смотрит на старое дерево, склонившееся над водоёмом, и видит его красоту, живописную природу, другой же, видит старую корягу а водоем ассоциируется в его воображении с большой лужей.
Упр.3.
1.Красна речь с поговоркой.
2.Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
3.На всякого Егорку есть поговорка
4.На чужой сторонушке рад своей воронушке.
5.Своя земля и в горсти мила.
6.Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
7.Без корня и полынь не растет.
8.Где сосна взросла, там и красна.
9.Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
10. От лени человек болеет, а от труда здоровеет
Рассказ
От лени человек болеет, а от труда здоровеет
Мама предложила нам помочь ей прибраться на балконе. Это было неинтересно, но мы согласились. Надо было навести порядок в инструментах, строительных материалах, оставшихся после ремонта, и аккуратно сложить старые игрушки. Как же сделать так, чтобы всё лежало компактно и красиво? Мы с Мишкой долго кумекали, что и как поставить. Наконец балкон был прибран. Настроение стало замечательным, а про головную боль мы забыли вовсе. А мама сказала нам: «От лени человек болеет, а от труда здоровеет».
infourok.ru
Творческий поект «Пословицы и поговорки». 4 класс
МБОУ СШ №4 Учитель начальных классов Красикова Л.Б. Творческий проект «Пословицы и поговорки» 4 класс
Эпиграф проекта: «Пословица недаром молвится»
Тема. «Пословицы и поговорки».
Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,
-
уточнить значения некоторых из них;
-
развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
-
учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
-
анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Этапы работы над проектом Этап 1. Разработка проектного задания
Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
Класс получает задания:
-
подобрать по 5 пословиц разной тематики, оформить их в книжку-малышку;
-
придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;
-
проиллюстрировать несколько пословиц;
-
выписать пословицы, в которых встречаются числа.
Этап 2. Разработка проекта
Задачи этапа – сбор и уточнение информации.
Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.
Учитель наблюдает и консультирует.
Этап 3. Оценка результатов
Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.
Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация
Задача этапа – коллективная защита проекта.
Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.
Ход презентации. 1.Пословицы и поговорки. (слово учителя)
Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.
В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.
В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».
Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.
-
Выступление учащихся. Презентация своих работ.
История создания книжек-малышек, чтение рассказов к пословицам.
-
Рассказ учителя о пословицах народов мира.
Пословицы народов мира
-
«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.
-
Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.
-
Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».
-
«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.
-
Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».
-
Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».
-
Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».
-
Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».
-
«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».
Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.
Язык до Киева доведет.В гостях хорошо, а дома лучше.Слезами горю не поможешь. Утро вечера мудренее. | Тот не заблудится, кто не спрашивает.Восток ли, Запад ли, а дома лучше.Один утренний час лучше двух вечерних. Бесполезно плакать над пролитым молоком. |
- Кроссворд, викторина, игры с пословицами.
1. Вставь рисунок в пословицу.
-
Дареному … в зубы не смотрят. (Коню.)
-
Когда … на горе свистнет. (Рак.)
-
… рубят – щепки летят. (Лес.)
-
Не …, так и не мычи. (Корова.)
-
Не плюй в … – пригодится воды напиться. (Колодец.)
-
Большому … – большое плавание. (Кораблю.)
2. Собери части пословицы.
Умей взять, | умей и дать. |
Старый друг | лучше новых двух. |
Едешь на день, | бери хлеба на неделю. |
Красна птица пером, | а человек умом. |
Не рой другому яму, | сам в неё упадёшь. |
Друга ищи, | а найдёшь – береги. |
Были бы кошки, | а мышки будут. |
Десять раз примерь, | один раз отрежь. |
3. Дуэль. Кто больше назовёт пословиц, где встречаются числа.
4. Кроссворд с пословицами и поговорками о труде.
В выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну пословицу о труде.
По горизонтали: Дело мастера боится.
1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза … .2. Скучен день до вечера, коли делать … . 3. Кончил дело – гуляй … .4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать … .5. Поспешишь – людей … .6. Хочешь много знать, надо мало … .7. Умелые руки не знают … .8. Кто любит трудиться, тому без дела не … .9. Хочешь есть калачи – не сиди на … .10. Семь раз примерь – один раз … .11. Без труда не вынешь рыбку из … .12. На чужую работу глядя, сыт не … . 13. Что посеешь, то и … .14. У работящего в руках дело огнем … .15. Труд человека кормит, а лень … .16. Делу время – потехе … .17. Куй железо, пока … .
Ответы. 1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.
5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо
5.Ребусы с пословицами. (для родителей)
См. приложение.
6.Пословицы шутят. Найдите ошибку в пословице.
-
Первый клин комом.
-
Сашу маслом не испортишь.
-
Мы сами с ушами.
-
Крутится как булка в колесе.
-
Не делай из муки слова.
-
Голода не бойся, по пояс мойся.
7.Поле чудес. (Часть букв уже открыта, попробуйте угадать пословицу)
-
-о-ч-л д-л- г-л-й -м-л-! ( Кончил дело – гуляй смело!)
Вот и подошёл к концу наш урок-презентация.
5.Подведение итогов.
— Что дало вам изучение пословиц, чем понравилась эта работа?
6
multiurok.ru
Презентация «Пословицы и поговорки» 4 класс
Проект на тему: «Пословицы и поговорки»
МБОУ-Хотимль-Кузменковская
средняя общеобразовательная школа
Выполнила:
Юсупова Эльмира,
ученица 4 класса
Руководитель: Бурлакова М. В.
Цель:
- Научиться объяснять смысл пословиц и поговорок
- Изучить пословицы и поговорки, в которых встречаются глаголы 2-го лица единственного числа
- Изучить сборники пословиц и поговорок
- Подобрать пословицы и поговорки, в которых встречаются глаголы 2-лица единственного числа
- Записать, подобранные пословицы и поговорки
- Выбрать пословицу, по которой можно составить рассказ
- Записать рассказ
- Оформить проект
- Представить проект в классе
План работы:
Введение
Ни в каком другом языковом явлении дух народа не выражен более сильно, чем в пословицах и поговорках. Поэтому при изучении любого иностранного языка для того, чтобы его почувствовать, рекомендуют учить не только времена и глаголы, но народный фольклор, пословицы и поговорки. А уж знать и использовать русские поговорки должен каждый, кто любит русский язык и понимает всю его красоту. Поговорки, пословицы живут в языке по нескольку сотен лет и не стареют. В них выражена самобытность и мудрость русского народа, его традиции, характер, история.
Так как пословицы и поговорки являются выражением вековой народной мудрости, то я решила изучить сборник русских народных пословиц и поговорок Иакинфа Иллюстрова. Автор сборника попытался создать систематическое собрание жемчужин народной мудрости. Ведь пословицы и поговорки принимаются за первобытные источники права
В наше время также, как и в прошлое, десятью самыми известными и популярными пословицами являются:
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда
- Семеро одного не ждут
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей
- Поспешишь людей насмешишь
- Что посеешь, то и пожнешь
- Терпенье и труд всё перетрут
- Дело мастера боится
- Маленькое дело лучше большого безделья
- Смотри дерево в плодах, а человека в делах
- Глаза страшат, а руки делают
Основная часть
Так как мне необходимо было написать рассказ по одной из пословиц, то для начала я выбрала эту пословицу — не имей сто рублей, а имей сто друзей
Рассказ «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
Это было давно, когда я ещё училась в школе. У меня была лучшая подруга по имени Аня. Это девочка за всё время моей жизни стала для меня, как мама и папа, она во всем мне помогала, никогда не предавала меня, большую часть своего времени я проводила с ней, поэтому она стала для меня всем. Мы дружили с ней с самого детства, но лишь одно различало нас я была из богатой семьи, а она из простой деревенской. Всё же это не мешало нам дружить.
Но один раз я совершила совсем не дружелюбный поступок. В наш городок однажды приехал аттракцион, родители дали мне денежек и я веселая побежала кататься на машинках и прочих игрушках, совсем забыв об Ане.
Я почти уже дошла до аттракциона, как кто-то схватил меня за руку и это была Аня.
- Привет, — сказала Аня, улыбнувшись.
- Привет, — недовольно ответила я, — Что тебе от меня надо?
- Поиграешь со мной в прятки? – спросила он.
- Нет! – грубо ответила я, — Не хочу с тобой играть, я пойду кататься на аттракционах.
Я ушла, а Аня вся заплаканная, стояла на том же месте. Кататься на аттракционах мне для по начала было очень весело, но потом понимая, что рядом нет Ани, я стала грустить, поэтому я пошла домой. На следующий день, как только я пришла в школу, сразу побежала к Ане просить прощения. Она простила меня и мы снова подружились.
С того момента я поняла насколько дорога мне Аня и, что нельзя менять человека на какую-то игрушку. Ведь друзья и родители это всё, что есть у нас на этой земле.
Заключение
Народная мудрость — это опыт накопленный сотнями лет развития человечества. Каждому народу на планете Земля свойственны те или иные манеры поведения, особенности общения. Помимо всего прочего, каждый народ имеет свой набор пословиц и поговорок. Именно пословицы и поговорки стали истинным воплощением народной мудрости.
uchitelya.com