Галки тепла накричали.
Где бабка ни бери, а внука корми!
Где беде быть, там ее не миновать.
Где вороне ни летать, а все навоз клевать.
Где грех, там и смех.
Где жить, тем богам и молиться.
Где жить, тем и слыть.
Где закон, там и обида.
Где кабачок, там и мужичок.
Где клятва, тут и преступление.
Где коза прошла, там и солдат пройдет.
Где любовь, там и напасть. Полюбив, нагорюешься.
Где мера, там и вера.
Где наболело, там не тронь!
Где народ увидит, там и Бог услышит.
Где ни напьется, тут и подерется.
Где огурцы, тут и пьяницы.
Где свалюсь, там и лежу.
Где скакать хочется, там и тормозят.
Где ты был, там и будь!
Где хотите, там и бранитесь, а на кабаке помиритесь!
Где я лисой пройду, там три года куры не несутся.
Гладок, мягок, да на вкус гадок.
Глаза — как плошки, а не видят ни крошки.
Глаза с поволокой, роток с позевотой.
Глазами плачет, а сердцем смеется.
Глубже пахать — больше хлеба жевать.
Глупый-то свистнет, а умный-то и смыслит.
Глядит на меня, как черт на попа.
Глядит, ровно семерых проглотил, осьмым поперхнулся.
Гневайся, да не согрешай.
Говори с другими поменьше, а с собою побольше!
Говорить правду — терять дружбу.
Говоря про чужих, услышишь и про своих.
Гол, как сокол, а остер, как бритва.
Голова болит, заду легче.
Голова с лукошко, а мозгу ни крошки.
Голод проймет — станешь есть, что Бог дает.
Голодный волк сильнее сытой собаки.
Голосом пляшет, а ногами поет.
Голым родился, гол и умру.
Голытьба, голытьба, а подворотня решетчатая.
Гордому кошка на грудь не вскочит.
Горе в лохмотьях, беда нагишом.
Горе молчать не будет.
Горшок с котлом не наспорится.
Горя много, а смерть одна.
Гость не много гостит, да много видит.
Грех воровать, да нельзя миновать.
Грех не беда, да слава не хороша (Грибоедов).
Грех сладок, человек падок.
Грехов много, да и денег вволю.
Гроша не стоит, а глядит рублем.
Грудь лебедина, походка павлина, очи сокольи, брови собольи.
Грязь не сало; потер, оно и отстало.
Губа не дура, язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.
Гулять гуляй, да не загуливайся!
Давай дружить: то я к тебе, то ты меня к себе.
Давай жить сообща: ты купишь, а мы есть станем.
Давно занял грош на перевоз, да некуда ехать.
Давно ль не видались? — Да как расстались.
Давно, когда царь Горох с грибами воевал.
Дай — так не слышит; а на — так услыхал.
Дай Бог тому честь, кто умеет ее снесть.
Дай Бог умереть хоть сегодня, только не нам.
Дай вору хоть золотую гору — воровать не перестанет, а честного хоть засыпь золотом, не тронет.
Дай насосаться пиявке — сама отвалится.
Дай с ноготок, запросит с локоток.
Дай срок: будем мы и сами с усами.
Дай только ногу поставить, а весь-то я и сам влезу.
Дай яичко, да еще и облупленное.
Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет.
Два брата с Арбата, оба горбаты.
Два дурака дерутся, а третий смотрит (подпись на картине, где под третьим разумеется тот кто смотрит).
Двое пашут, а семеро руками машут.
Двое плешивых за гребень дерутся.
Девичий стыд до порога: переступила, так и забыла.
Девка красна до замужества.
Девушка невестица — бабушке ровесница.
Дед жил свиньей, а внук — поросенком.
Дедушка сед, а смерти на него нет.
Дело не в личности, а в наличности.
Дело учит, и мучит, и кормит.
День как день, да год не тот.
День пируют, а неделю голова с похмелья болит.
День плакать, а век радоваться (желание подруг невесты).
Деньга деньгу родит, а беда беду.
Деньги девать некуда, кошелька купить не на что.
Деньги не голова: наживное дело.
Деревня большая: четыре двора, восемь улиц.
Держи копеечку, чтоб не укатилась.
Держись друга старого, а дома нового!
Держись за авось, поколе не сорвалось.
Дети, дети, да куда ж мне вас дети?
Для друга последний кусок — съем.
Для милого дружка и сережку из ушка.
Для щей люди женятся, а для мяса (во щах) замуж идут.
До двух раз прощают и в третьи бьют.
До тридцати лет греет жена, после тридцати — рюмка вина, а после — и печь не греет.
Добрая слава за печкой спит, а худая по свету бежит.
Добро пожаловать, а сам за шапку.
Добро помнится долго, а лихое вдвое.
Доброе молчание — чем не ответ?
Доброта без разума пуста.
Добрый портной с запасом шьет.
Добрым делом не кори.
Долги помнит не тот, кто берет, а кто дает.
Долгие сборы на короткий век.
Долго сидели, да ничего не высидели.
Долго спать — с долгом встать.
Долгопузики (воронежские переселенцы в Астрахани, подпоясывающиеся низко).
Дома ешь, что хочешь, а в гостях, что велят.
Дома пан, а в людях болван.
Дома сидит, ни на кого не глядит.
Дома, как хочу, а в людях, как велят.
Домашняя дума в дорогу не годится.
Доплясались, что без хлеба остались.
Дорог хлеб, когда денег нет.
Доселе Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал.
Дочернины дети милее своих.
Друг сердечный; а как зовут, не знаю.
Дума за горами, а смерть за плечами.
Думаешь, поймал — ан сам попался.
Думай, не думай, а сто рублей деньги.
Дурак дурака и высидел.
Дурак закинет, а умный доставай.
Дурак любит красно, солдат любит ясно.
Дурака бьют, а умный не суйся!
Дураки о добыче спорят, а умные ее делят.
Дураку и Бог простит.
Дураку по пояс, а умный сух пройдет.
Душа душу знает, а сердце сердцу весть подает.
Душа согрешила, а тело в ответе.
Его пустили погреться, а он уж и детей крестить.
Едешь на день, а хлеба бери на неделю!
Едят да мажут, а нам и не кажут.
Ездил черт в Ростов, да напугался крестов.
Ел ли, не ел, а за обед почтут.
Есть и читать вместе — память проглотишь.
Есть слезы — есть и совесть.
Есть что слушать, да нечего кушать.
Есть шуба и на волке, да пришита.
Ехал бы в гости, да люди не зовут.
Ехал к Фоме, а заехал к куме.
Ехал, да не доехал: опять поедем — авось доедем.
Ешь кашу, да говори нашу.
Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами!
Ешь пироги, а хлеб вперед береги!
Ешь щи с мясом, а нет, так хлеб с квасом.
Жалует царь, да не жалует псарь.
Жаль, жаль, а пособить нечем.
Жаль, жаль, да и Бог с тобой!
Ждали теленка, а дал Бог ребенка.
Жди толку, положа зубы на полку!
Желай по силам, тянись по достатку.
Жена взбесилась и мужа не спросилась.
Жена мужа любила: в тюрьме место купила.
Жена мужа не бьет, а под свой нрав ведет.
Жена не лапоть: с ноги не сбросишь.
Жена ублажает — лихое замышляет.
Женатые на посиделки не ходят.
Жене спускать — добра не видать.
Женился богатый на сонливой: оба счастливы.
Женился на скорую руку да на долгую муку.
Жениться — не чихнуть: можно наперед сказать.
Жених весел, всему браку радость.
Женишься раз, а плачешься век.
Жену выбирай не глазами, а ушами (по доброй славе).
Жив буду — не забуду.
Живем — покашливаем, ходим — похрамываем.
Живем в неге, а ездим в телеге.
Живем не на радость, и пришибить некому.
Живем шутя, а помрем вправду.
Живет — не тужит, никому не служит.
Живет за рекой, а к нам ни ногой.
Живи по-старому, а говори по-новому!
Живи, да не заживайся!
Живи, коли можется; помирай, коли хочется.
Живой пес лучше мертвого льва.
Живу, как живется, а не как люди хотят.
Живы родители — почитай, померли — поминай!
Живы, поколе Господь Бог грехам терпит.
Жизнь висит на нитке, а думает о прибытке.
Жизнь дает один только Бог, а отнимает всякая гадина.
Жил в неге, а ездил в телеге.
Жил помаленьку, а помер вдруг.
Жить грустно, а умирать тошно.
За ватагу нищих одного богача не выменяешь.
За вороток, да и на холодок.
За все берется, да все не удается.
За все берется, да все не удается.
За дело побьют — повинись да ниже поклонись.
За мой ж грош, да я же не хорош.
За молодым жить весело, а за старым хорошо.
За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
За недосугом когда-нибудь без покаяния умрешь.
За свой труд попал в хомут.
За собой слова не удержав, за людьми не удерживают.
За спрос, что за показ, денег не берут.
За тем дело стало, что денег мало.
За худого замуж не хочется, а доброго негде взять.
За чужую душу не божись!
Заболит нос — высунуть на мороз, сам отвалится и здоров будет.
Забот полон рот, а перекусить нечего.
Забота не съела, так скука одолела.
Забрал себе в голову, так хоть тресни!
Задком, кувырком, да и под горку.
Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.
Закрыть глазки, да лечь на салазки.
Залетела ворона в царские хоромы: почету много, а полету нет.
Замахнись, да не ударь.
Замуж идет — песни поет, а вышла — слезы льет,
Запас мешку не порча.
Запасливый лучше богатого.
Записался в прихвостни, так вперед не забегай!
Запор да замок — святое дело.
Заработанный ломоть лучше краденого каравая.
Затянул бы я песню, да подголосков нет.
Захотел у калачника дрожжей!
Захочет коза сена — будет у воза.
Зацепился за пень, да и стоит день.
Зачать легко, а родить трудно.
Зачем далеко? И здесь хорошо.
Зачем домой, как все с собой?
Зашибить дрозда.
Звал волк козу на пир, да коза нейдет.
Звали гостей, да посадили глодать костей.
Здорово, сват! — Прощай, брат!
Здравствуй ты, здравствуй я, здравствуй, милая моя!
Здравствуй, стаканчик, прощай, винцо!
Зимой волка бойся, а летом — мухи.
Злому — смерть, а доброму — воскресение.
Знает сила правду, да не любит сказывать.
Знает сорока, где зиму зимовать.
Знает толк, как свинья в апельсинах.
Знай почитай, умру — поминай.
Знай, кошка, свое лукошко!
Знай, солдат, честь: погрелся, да и вон!
Знать не знаю, ведать не ведаю (ответ лодсудимого).
Знать, будем мы и на том свете на бар служить: они будут в котле кипеть, а мы дрова подкладывать.
Зови гостей поглодать костей!
www.hobobo.ru
Добро — Милость — Зло
Автор: PDV · 17.05.2010
Хранители сказок | Даль В.И. Пословицы русского народа
- Добрым путем бог правит. Добрый (или: Нужный) путь бог правит.
- Доброму бог помогает. Доброму бог на помочь.
- Богу приятно, а царю угодно.
- С добрым жить хорошо. В добре хорошо жить.
- С доброхотом всякому в охотку.
- Делать добро спеши (или: поспешай).
- Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
- Доброе дело и в воде не тает (или: не тонет).
- Доброе дело крепко (или: споро).
- Доброе дело на век (или: на два века: на этот и на тот).
- Доброму делу не кайся. Сделав добро, не кайся (не попрекай).
- Добрым делом не кори.
- Добро худо переможет. Не устоять худу против добра.
- Лихо помнится, а добро век не забудется.
- Добро и во сне хорошо.
- На свете не без добрых людей.
- Злой не верит, что есть добрые люди.
- Не век жить, а век поминать.
- Доброму добрая память.
- Ласковое слово не трудно, а споро.
- Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
- Ласково слово многих прельщает.
- Ласково слово — что весенний день.
- Его ласка не коляска: не сядешь да не поедешь.
- На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся.
- На ласковое слово не сдавайся, на противное не осержайся.
- На сердитое слово не осержайся, а на ласковое не надейся.
- Гнева не пугайся, на ласку не кидайся.
- Горьким быть — расплюют, сладким — проглотнут.
- Горького проклянут, а сладкого проглотят.
- Сердитого невзлюбили, а милостивого с кругу сбили.
- Плохого бога (т. е. идола) и телята лижут.
- Не корми калачом, да не бей в спину кирпичом.
- Не кори барин слугу хлебом, а слуга барина бегом (т. е. работой).
- Не все таской, ино и лаской.
- Не все по затылку, ино и по головке.
- Не все хлыстом, ино и свистом.
- Духом кротости, а не палкой по кости.
- Не все линьком, ино и свистком (матросок.).
- Не бей мужика дубьем (или: дубиной), бей его рублем (полтиной).
- Милостивому человеку и бог подает.
- Болезному (или: Несчастному, т. е. наказанному преступнику) милость творить — с господом богом говорить.
- Милость и на суде хвалится. Красна милость и в правде.
- Милость подпора правосудию.
- Он мухи не убьет. Он и во сне комара не убьет.
- Наш Авдей никому не здлодей.
- Мудрость змеина, незлобивость (или: кротость) голубина.
- И у курицы сердце есть.
- Такой сякой немазаный (ласка).
- Кого дедушка любит, тому и косточки в руки. Всякое даяние благо.
- На милость образца нет. Не худо, что просвира с полпуда.
- Не подуйте на нас холодным ветром.
- Жаль, жаль, а пособить нечем.
- Жилы рвутся от тяжести, слезы льются от жалости.
- Сердце кровью обливается. Сердце кровью подплывает.
- Жаль девки — потеряла (или: погубила) парня.
- Не жалей того, кто скачет; жалей того, кто плачет (и наоборот).
- Жалеть коня — истомить себя.
- Гостей разжалобить — не самому заплакать.
- От жали (или: жалости) не плакать стать.
- Его плачем не разжалобишь.
- Немилостивому мил не будешь.
- От лихого не услышишь доброго слова.
- Не взяла бы лихота, не возьмет и теснота.
- Не теснота губит, лихота.
- У каменного попа, да железные просвиры.
- Его копейка нищему руку прожжет.
- На что на того сердиться, кто нас не боится?
- Хорошо того бить, кто плачет, а учить, кто слушается.
- Гневайся, да не согрешай.
- Гневаться — дело человеческое, а злопомнить — диавольское.
- Гнев — человеческое, а злопамятство — диавольское.
- Зла за зло не воздавай.
- Кривого кривым (худого худым) не исправишь.
- Заднего не поминать (или: не помнить). Старого не поминать.
- Старого пономаря не перепономаривать стать.
- Не поминай лихом.
- Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу в гневе.
- Язык держи, а сердце в кулак сожми.
- Кто гнев свой одолевает, крепок бывает.
- Господин гневу своему — господин всему.
- Не всяк злодей, кто часом лих.
- Туча не без грому, хозяин (или: господин) не без гнева.
- Где гнев, там и милость.
- У часу гнев, у часу милость.
- Хотя осердится, да после смирится (т. е. помирится).
- Согрелся — осердился, простыл — остудился.
- Бог простит, только вперед не каверзи.
- Виноватого бог простит, правого царь пожалует.
- Бог ему (или: тебе) судья. Господь с тобой.
- Суди бог обидчика (грешника), а человек прощает.
- Тому тяжело, кто помнит зло. Мста (месть) не мзда.
- Откуда вред, туда и нелюбовь.
- Всякая щель пищит (т. е. где горе, там и жалоба).
- Тебе потехи, да мне худые смехи.
- За добро постоим, а на зло настоим.
- Не дразни собаку, так не укусит.
- Сердитая собака волку корысть.
- Бьют волка и в чужом колке.
- Распазить да навоз возить (т. е. на тебе).
- На сердитых воду возят.
- Злой человек не проживет в добре век.
- У сердитого губа толще, а брюхо тоще (или: тоньше).
- Не на мать: губ не надуешь (т. е. привык на мать дуться).
- Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.
- Не бей в чужие ворота плетью; не ударили бы в твои дубиной (или: обухом).
- Не избывай постылого: приберег бог милого.
- Кути и мути, да норови, как бы самому уйти.
- Кабы свинье рога — всех бы со свету сжила.
- Бодливой корове бог рог не дает.
- Бодливая корова комола живет.
- Сердит, да бессилен — свинье брат.
- Под чужую голову идти — наперед свою нести (или: свою навстречу нести).
- О чужой голове биться — свою на кон ставить.
- Хорошо кукуешь — да на свою б голову.
- Пропади мой злодей, меня не избыв, а избывши меня — хоть три века живи. Пропади мой лихой, не изведши меня, а изведши меня и пр.
- Ешь собака собаку, а последнюю черт съест (или: а последняя удавись).
- Когда б на крапиву не мороз, то б с нею и ладов не было.
- Коли б на хмель не мороз, так он бы через тын перерос.
- Худая трава из поля вон.
- Бодливую корову с поля долой (или: из стада вон).
- Во зле жить — по миру ходить.
- Лихо до дна, а там дорога одна.
- Желание грешных погибает.
- Сердцем ничего не возьмешь (или: не сделаешь).
- Сердце делу не в помощь (или: не поможет).
- Не сердись, печенку испортишь (или: печенка лопнет).
- Не стало (или: Не хватило) легких, так заговорил печенкой.
- Сердито — неумно, а хлопотливо — несбойливо.
- Сердитый с горшками не ездит (потому что перебьет).
- Сердцем притчи (или: притки) не изломишь.
- Сердцем и соломинки не переломишь.
- Сердись не сердись, а лучше покорись.
- Чем сердиться (или: браниться), так лучше помириться.
- Сердцем копья у недруга не переломишь.
- Сердце не дробит — голова не болит.
- Старуха три года на мир сердилась, а мир того и не знал.
- Сердилась баба на торг, а торг про то не ведает.
- Сердита кобыла на воз, а прет его под гору и в гору.
- Скачет баба задом и передом, а дело идет своим чередом.
- Сердитого унимать — пуще поднимать.
- Сердитому кланяться, а он пуще чванится.
- Сердитый умрет — никто его не уймет.
- Рассердился — никого не спросился.
- Душа не стерпит, так сердце возьмет. Возьмет сердце, как душа не стерпит.
- У злой Натальи все люди канальи.
- У кого желчь во рту, тому все горько.
- Каков ни есть: не перерожать его стать.
- Это слабость его. Это его слабая струна (или: сторона).
- Он на эту ногу немножко храмлет (или: прихрамывает).
- В нем блох много. Ох-ох, много в тебе блох.
- Извелся человек — никуда не годен.
- Взял с сердцем, так и ешь с перцем.
- Приткнуть кому грош (казанск., бедняк, назло богачу, втыкает ему в избу грош, и тот должен разориться).
- Лезть на стену. Себя не помнит, на стену лезет.
- Горяч молодец уродился.
- Сердце яро, место мало, расходиться негде.
- За собакой палка не пропадет (т. е. припомнит).
- Сердитому палка найдется. Сердитый найдет палку.
- От него ни крестом, ни пестом не отделаешься.
- От него ни отмолиться, ни отбиться.
- Ни отмолиться, ни отплеваться, ни отлаяться, ни отчураться.
- От черта крестом, от свиньи пестом, а от лихого человека — ничем.
- Дьяволом подложен, бесом опушен.
- У него черт в подкладке, сатана в заплатке.
- Не надо и беса, коли ты здеся.
- В очью назло делает. Пальцем тычет, словом притыкает.
- Назло да наперекор, да людям в укор.
- Не из корысти собака кусает, из лихости.
- Змея кусает не для сытости, а ради лихости.
- Он давно на него зубы скалит.
- Он давно на меня нож точит.
- Беда, как расходился. Так ходенем и ходит.
- Кошкой в глаза мечется.
- Расходится, так и черт ему не брат.
- Наш Козьма все бьет со зла (или: бьет с козла).
- Сказали: бешеных всех перевешали; неправду сказали: одного не связали.
- Дураки да бешены, знать, не все перевешаны.
- Сытый волк смирнее завистливого человека.
- Как ворон крови ждет (или: зырит).
- Ему на голодный зуб не попадайся.
- Смотрит, как волк на теля.
- Глядит, ровно семерых проглотил, осьмым поперхнулся.
- Не гляди на меня комом, гляди россыпью.
- Бирюком (или: волком, медведем) смотрит.
- Глядит, как змея из-за пазухи. Ястребом смотрит.
- Косится, как середа на пятницу.
- В кривом глазу и прямое криво. В кривом зеркале и рот набоку.
- Надулся, как индюк (как индейский петух).
- Надулся, как мышь на крупу.
- Замашка воловья — глядеть исподлобья.
- Что остробучился, ровно черт на попа?
- С ободранного шкуру дерет. С одного вола две шкуры дерет.
- С живого кожу дерет. Дерет с живого и с мертвого.
- Ты — чтоб живот поправить, а он кишки вовсе вон теребит (горшок, накинутый на брюхо).
- Сжалился волк над ягненком, покинул кости да кожу.
- Кобыла с волком тягалась: один хвост да грива осталась.
- Пожалел волк кобылу: покинул хвост да гриву.
- С тобой водиться — что в крапиву садиться.
- С тобой знаться — от людей отстать.
- Про твое здоровье и говорить скоромно.
- Как на лес взглянет, так и лес вянет.
- На что ни взглянет — все вянет.
- Где ногой ступит — трава не растет.
- Где я лисой пройду, там три года куры не несутся.
- Хоть его в сад посади, и сад привянет.
- Словно топор: не обрежет, так зашибет.
- Пивица (пиявица) вопьется — год не сорвется.
- Как душа черна, так и мылом не смоешь.
- Хоть сам наг пойду, а недруга без рубахи пущу.
- Сам наг пойду, а тебя как бубна пущу.
- Хоть рыло в крови, да наша взяла.
- Не дал шапки отец, так пусть уши мерзнут.
- Запустить кому гусара (т. е. досадить. Буквально: пощекотать сонного в носу).
- Подпустить кому кузьку (досадить).
- Я тебе покажу кузькину мать. Узнаешь ты кузькину мать.
- Подкузьмить кого (т. е. поддеть).
- Приставить кому горчишник (т. е. досадить).
- Подсыпать кому перцу. Запустить кому шпильку.
- Подвести кого под сюркуп (от карточн. игры).
- Подвести дела под монастырь (убить короля тузом).
- Всучить кому щетинку. Влить кому щей на ложку.
- Задать кому закуску. На-ка, раскуси.
- Это невестке на отместку.
- Отсмеять насмешку (т. е. отомстить).
- Я им заварил ушицу (или: кашицу), путь расхлебывают.
- Согнуть кого в дугу (или: в три дуги; в три погибели).
- Сжить кого со свету. Согнать с бела света.
- Подпустить кому петуха. Посадить красного петуха на кровлю (т. е. поджечь).
- Я бы его в ложке утопил. Он тебя и в ложке утопит.
- Я тебе это нарежу на бирку. Ты у меня нарезан на бирке.
- Не поваляв куска, собака не съест.
- Собака и хлеба не съест, не порычав.
- Не поворчав, кошка куска не съест.
- Кабы ему песий хвост, так сам бы себе бока настегал.
- Сердце с перцем, душа с чесноком.
- Шипит, как каленое железо, когда плюнешь.
- Кому надо собаку ударить, тот и палку сыщет.
- Комолая корова — хоть шишкою, да боднет.
- Не справясь с коровой, да подойник оземь.
- Не смога с кобылой, да по оглоблям.
- Сердит, что не тем боком корова почесалась.
- Видно, не той ногой (или: невпопад) порог переступил.
- Левой ногой с постели ступил.
- Такое сердце взяло, что сам бы себе язык перекусил.
- Точить на кого зубы. Острить на кого когти.
- Мечется, как бешеная (или: угорелая) кошка.
- Подержал не долго, а пальцы знать.
- Где ни ухватит, там след когтей покинет.
- Не с доброго умысла злы коренья копают.
- Избывает его, как лихую траву из поля.
- Силен враг, и горами качает (прибавка: не токмо человеком).
- Он сатане в дядьки годится.
- Его сам сатана пестовал.
- Хорош: давал за него черт грош, да спятился.
- Смотреть не на что, держать немочно.
- Лыком сшит, оборничком подпоясан.
- Хорош бы ты парень, да ни к черту не годишься.
- Ты ему слово, а он тебе десять.
- Сколько милости, а вдвое лихости. Много милости, а больше лихости.
- Сердце соколье, а смельство воронье.
- Летами не стар, да с лихости пропал.
- Удобрилась мачеха до пасынка: велела в заговенье щи выхлебать.
- Ешьте, дорогие гости: все одно будет (т. е. надо) собакам выкинуть.
- Сера, что свинья, а зла, что змея.
- Родной ты отец — да только не своим деткам.
- Умирает, а ногой дрягает.
- Умирает, а зелье хватает. Змея умирает, а зелье хватает.
- Калач в руки, а камень в зубы.
- Дела, дела, как сажа бела (т. е. так белы).
- Улица-то прямая, да хата кривая.
Хранители сказок | Даль В.И. Пословицы русского народа
hobbitaniya.ru
«ПОСЛОВИЦЫ РУССКОГО НАРОДА»
«ПОСЛОВИЦЫ РУССКОГО НАРОДА»
1
«Собрание пословиц — это свод народной, опытной премудрости, цвет здорового ума, житейская правда народа», — пишет Даль; собирать и изучать пословицы — значит сделать «какой-нибудь свод и вывод, общее заключение о духовной и нравственной особенности народа, о житейских отношениях его». В творчестве народа привлекает Даля не только творчество («дар созиданья»), больше — созидатель, даром этим обладающий: народ.
Собирали пословицы и прежде. Еще в конце семнадцатого века составлен был свод «Повестей или пословиц всенароднейших», ибо они «зело потребны и полезны и всеми ведомы добре». В Далево время делу этому много и упрямо служил профессор Иван Михайлович Снегирев. У Снегирева накоплено было около десяти тысяч пословиц, он тоже видел в них отражение исторических событий, общественного и семейного быта, но полагал, что создавались пословицы в избранном, «высшем» кругу, народ же лишь принимал и распространял мудрые речения, открывая в них «сродные русскому добродушие, милосердие, терпение». Митрополит Евгений, один из тогдашних духовных владык, назвал книгу Снегирева «курсом национальной морали»; владыка светский, государь Николай Павлович пожаловал автора бриллиантовым перстнем. Снегирев — серьезный ученый, но он не исследовал пословицы, чтобы узнать и понять свой народ, он полагал, что знает народ и понимает его, и, из этого исходя, собирал (подбирал!) пословицы. Снегиревские сборники называются «Русские в своих пословицах» и (позднейший) «Русские народные пословицы» — заголовки по существу отличны от Далева: «Пословицы русского народа».
Снегирев (каковы бы ни были взгляды его) — ученый, для него пословицы распространены в народе, проверены и обточены веками; находились люди, пытавшиеся распространять в народе пословицы. Смешно, однако, по-своему и знаменательно: попытка насадить в народе пословицу — признание ее силы и действенности.
Екатерина Вторая (которая и русского-то не знала толком) с помощью секретарей сочиняла «сентенции» вроде «Милость — хранитель государева» или «Где любовь нелицемерная, тут надежда верная». Уже при Дале, в конце сороковых годов, какой-то анекдотический Кованько через министра Уварова поднес царю нелепый сборник «Старинная пословица вовек не сломится, или Опытное основание народного мудрословия в двух частях», в коем «изложение есть одной великой мысли духа народного» — любви к государю; назвать пословицами измышления автора невозможно: «Собака на владыку лает, чтоб сказали: ай, Моська, знать, она сильна, коль лает на слона» (высочайше приказано было выпустить книгу вторым изданием).
Ничуть не хотим умалить ученых заслуг Снегирева (кстати, высоко ценимого Далем), но в его взгляде — «С пословицы совлекли ее царственно-жреческое облачение и одели ее в рубище простолюдина и вмешали ее в толпу черни» — и в попытках «свыше» внедрить пословицу в народ есть нечто подспудно общее; оно, это общее, в корне противоречит Далеву убеждению, что пословицы народом созданы и лишь в народе существуют: «Признавая пословицу и поговорку за ходячую монету, очевидно, что надо идти по них туда, где они ходят; и этого убеждения я держался в течение десятков лет, записывая все, что удавалось перехватить на лету в устной беседе» («ходить по них», по пословицы, — сказано все равно, что «по грибы», — уже в этом оттенке приоткрывается способ Далева собирательства!).
2
Нет, Даль не пренебрег трудами предшественников, в «Напутном» к собранию своему он поминает добрым словом и Снегирева, и Княжевича, издавшего в 1822 году «Полное собрание русских пословиц и поговорок», и других радетелей на общем с ним поприще, поминает даже старинного пиита Ипполита Богдановича с его попытками превратить пословицу в «кондитерскую премудрость» («Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит» у Богдановича превратилось в: «Кормленый волк не будет пес — корми его, а он глядит на лес»), поминает Крылова и Грибоедова, поскольку «включал в сборник свой» те их изречения, которые ему приходилось «слышать в виде пословиц», но основной источник труда его не печатные сборники, а «живой русский язык», «по который ходил» он туда, где жил нетронутым, неискаженным язык этот, — в самый народ.
«В собрании Княжевича (1822) всего 5300 (с десятками) пословиц; к ним прибавлено И. М. Снегиревым до 4000; из всего этого числа мною устранено вовсе или не принято в том виде, как они напечатаны, до 3500; вообще же из книг или печати взято мною едва ли более 6000, или около пятой доли моего сборника. Остальные взяты из частных записок и собраны по наслуху, в устной беседе». В собрании Даля более тридцати тысяч пословиц, а точно — 30 130.
Пословицы в труде Даля нередко противоречивы: об одном предмете народ подчас мыслит по-разному: «Мудрено, что тело голо, а шерсть растет — мудреней того». Народ в царя верил: «Без царя — земля вдова», но все же «Государь — батька, а земля — матка», и тут же опыт-подсказка: «До неба высоко, до царя далеко», «Царю из-за тына не видать». Народ в бога верил: «Что богу угодно, то и пригодно», но все же «Бог и слышит, да не скоро скажет», и опыт-подсказка: «На бога надейся, а сам не плошай!» Народ в правду верил: «Кто правду хранит, того бог наградит», но все же «У всякого Павла своя правда», и опыт-подсказка: «Правду говорить — никому не угодить», «Правда в лаптях; а кривда хоть и в кривых, да в сапогах». Даль объяснял: «Самое кощунство, если бы оно где и встретилось в народных поговорках, не должно пугать нас: мы собираем и читаем пословицы не для одной только забавы и не как наставления нравственные, а для изучения и розыска, посему мы и хотим знать все, что есть».
3
Труд Даля, вопреки названию, — не одни пословицы; подзаголовок разъясняет: «Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и проч.». В «Напутном» Даль толкует: пословица — «коротенькая притча», «суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности»; поговорка — «окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы» («Поговорка — цветочек, а пословица — ягодка») и т. д. Но мы, не покидая окончательно разговора о составе, поспешим к построению труда его.
Немногочисленные и необъемные собрания Далевых предшественников строились обычно «по азбучному порядку». Встречались, впрочем, и редкие исключения: известный ученый Востоков, к примеру, небольшой рукописный свод имевшихся у него пословиц расположил в порядке «предметном», выбирая из несметного богатства изреченных сокровищ те, что открывали «добродетели» человеческие. Сам перечень «добродетелей» необычайно характерен: осторожность, рассудительность, бережливость, умеренность, благонравие; как хотелось, должно быть, все это узреть в народе и как не укладывалось в «добродетели», заранее вписанные в тетрадочку Востоковым, то, что думал, чувствовал и отчеканил в изречения народ!..
Новизна построения Далева труда не в том, что «предметный порядок» расположения пословиц никому прежде в голову не приходил, а в том, что Даль не к определенным понятиям подбирал пословицы, а шел наоборот: собранные тысячи разделил по содержанию и смыслу. Не всегда удачно (подчас пословица может быть отнесена не к одному — к нескольким разрядам, подчас одна пословица встречается и в нескольких разрядах), но это мелочи, издержки, главного Даль добился: «народный быт вообще, как вещественный, так и нравственный», в труде его открывается.
Даль сознавал возможные издержки: «Принятый мною способ распределения допускает бесконечное разнообразие в исполнении… Смотря по полноте или обширности, частности и общности толкования пословицы, можно ее перемещать из одного разряда в другой сколько угодно и еще утверждать, что она не на месте». Но, посмеивался Даль, «расстричь их и расположить в азбучном порядке может всякий писарь» и тем самым доставить образованному обществу забавную игру: «загадывать на память пословицы и справляться, есть ли они в сборнике». Издержки Даль сознавал и упреки предвидел, однако он в правоте своей был твердо и неколебимо убежден, он убежден был, что в главном не ошибся: «Обычно сборники эти издаются в азбучном порядке, по начальной букве пословицы. Это способ самый отчаянный, придуманный потому, что не за что более ухватиться. Изречения нанизываются без всякого смысла и связи, по одной случайной и притом нередко изменчивой внешности. Читать такой книги нельзя: ум наш дробится и утомляется на первой странице пестротой и бессвязностью каждой строки; приискать, что понадобилось, нельзя; видеть, что говорит народ о той либо другой стороне житейского быта, нельзя; сделать какой-нибудь вывод, общее заключение о духовной и нравственной особенности народа, о житейских отношениях его, высказавшихся в пословицах и поговорках, нельзя; относящиеся к одному и тому же делу, однородные, неразлучные по смыслу пословицы разнесены далеко врознь, а самые разнородные поставлены сподряд…»
Вот пример простой (ничтожный даже, если на Далевы несметные запасы поглядеть), но «У бедного и два гроша — куча хороша»: выпишем у Даля полтора десятка пословиц и поговорок, чтобы лучше строение труда его понять. Вот они — сначала по азбучному порядку:
Б — «Богатство с деньгами, голь с весельем»
В — «Вино надвое растворено: на веселье и на похмелье»
Г — «Где закон, там и обида»
Д — «Дуга золоченая, сбруя ременная, а лошадь некормленая»
Е — «Ехал наживать, а пришлось и свое проживать»
Ж — «Житье — вставши да за вытье»
К — «Кто законы пишет, тот их и ломает»
М — «Муж пьет — полдома горит, жена пьет — весь дом горит»
Н — «Небом покрыто, полем огорожено»
О — «Одна рюмка на здоровье, другая на веселье, третья на вздор»
П — «Продорожил, ничего не нажил, а продешевил да два раза оборотил»
Р — «Рубище не дурак, а золото не мудрец»
С — «Свой уголок — свой простор»
Т — «Торг — яма: стой прямо; берегись, не ввались, упадешь — пропадешь»
Ч — «Что мне законы, были бы судьи знакомы»
Каждое изречение по-своему метко, умно, однако все вместе они пока ни о чем не говорят — они разобщены: просто выписанные подряд полтора десятка народных изречений. Но вот те же пословицы и поговорки как они у Даля — по содержанию и смыслу:
Достаток — убожество
«Житье — вставши да за вытье»
«Богатство с деньгами, голь с весельем»
«Рубище не дурак, а золото не мудрец»
Двор — дом — хозяйство
«Свой уголок — свой простор»
«Небом покрыто, полем огорожено»
«Дуга золоченая, сбруя ременная, а лошадь некормленая»
Закон
«Где закон, там и обида»
«Кто законы пишет, тот их и ломает»
«Что мне законы, были бы судьи знакомы»
Торговля
«Продорожил, ничего не нажил, а продешевил да два раза оборотил».
«Ехал наживать, а пришлось и свое проживать»
«Торг — яма: стой прямо; берегись, не ввались, упадешь — пропадешь»
Пьянство
«Вино надвое растворено: на веселье и на похмелье»
«Муж пьет — полдома горит, жена пьет — весь дом горит»
«Одна рюмка на здоровье, другая на веселье, третья на вздор»
Признаемся: не случайно именно из этих разделов Далева сборника выписали мы примеры, — помним, что Даль на сотнях пословиц раскрыл перед деятелями Географического общества семейный быт на Руси; судя по одному из писем его, он предполагал также, основываясь на пословицах, показать, «что именно народ говорит» о бедности, о доме, о законах, о торговле, о пьянстве. Читая подряд две-три сотни пословиц на одну тему, можно постигнуть мнение народное, сквозь толщу метких и веселых слов увидеть золотой песок на дне, мудрость, отстоявшуюся в веках.
4
«На пословицу ни суда, ни расправы» — Даль не пытался, ему и в голову не приходило не то что пригладить пословицу, но — чего проще! — припрятать: в труде своем он отдавал народу то, чем владел, без оглядки и без утайки. Труд вышел из-под пера его неприглаженный, непричесанный — рыжими огненными вихрами торчали, бросаясь в глаза, будто дразня, речения вроде: «Царь гладит, а бояре скребут», «Попу да вору — все впору», «Господи прости, в чужую клеть пусти, пособи нагрести да вынести», «Барин за барина, мужик за мужика», «Хвали рожь в стогу, а барина в гробу». Это поместил в своем сборнике тот самый Даль, который призывал освобождать крестьян умеренно и аккуратно; тот самый, который советовал остерегаться слов «свобода», «воля» — они-де воспламеняют сердца, а в сборнике пословиц его: «Во всем доля, да воли ни в чем», «Воля велика, да тюрьма крепка», и тут же: «Поневоле конь гужи рвет, коли мочь не берет», «Терпит брага долго, а через край пойдет — не уймешь».
Люди, чье меткое и мудрое слово становилось пословицей, крестьяне русские, верили в бога и подчас не меньше, чем в бога, верили в надёжу-государя, веками повиновались барам и терпеливо сносили гнет и бесправие. Но эти же люди, неведомые творцы пословиц, всякий день убеждались, что милостив бог не ко всякому и что редко сбывается надежда на справедливость — «Бывает добро, да не всякому равно»; истощалось терпение — «Жди, как вол обуха!», шла брага через край — «Пока и мы человеки — счастье не пропало»; поднимались деревни, волости, губернии, присягали Стеньке и Пугачу, усадьбы барские горели, и города сдавались крестьянскому войску; дрожали в страхе шемяки-чиновники («Подьячий — породы собачьей; приказный — народ пролазный»), и поп-обирала («Попово брюхо из семи овчин сшито») прятался в своей кладовой между пузатыми мешками; новые пословицы рождались.
Осторожный Даль сотню повестушек готов был под спудом держать — пусть «гниют», лишь бы спать спокойно, а сотню пословиц из собрания своего выбросить не захотел, хотя и предвидел: «Сборник мой… мог бы сделаться небезопасным для меня» — и в том не ошибся. Даль ни одной пословицы выбросить не пожелал — тут дело взгляда, убеждения: Даль не придумывал народ с помощью пословиц, а показывал, как в пословицах, разных, нередко противоречивых, раскрывается народ. Даль здесь близок по взгляду Добролюбову, который тоже видел в пословицах «материал для характеристики народа». Любопытно: из одного и того же неиссякаемого источника, из Далева собрания, черпали запасы и Лев Толстой для речей любимца своего, покорного и умиротворенного «неделателя» Платона Каратаева, и участники революционного кружка, выбравшие из «Пословиц русского народа» самые крамольные, «кощунственные» и составившие из них агитационный (по Далю — «подстрекательский») раек.
5
Даль эту неисчерпаемость чувствовал и понимал — каждый в сборнике найдет свое. «В редьке пять еств: редечка триха, редечка ломтиха, редечка с маслом, редечка с квасом да редечка так», — народ неисчерпаем, и оттого так разна «ествами» острая редечка-пословица. В «Напутном» Даль писал: «Толковать остроту или намек, который читатель и сам понимает, — пошло и приторно… Самые читатели, как бы мало их ни нашлось, также не одинаковы, у всякого могут быть свои требования — не солнце, на всех не угреешь».
На всех Даль не угрел: начинается долгая, почти десятилетняя история напечатания «Пословиц русского народа»[86].
«Будет ли, не будет ли когда напечатан сборник этот, с которым собиратель пестовался век свой, но, расставаясь с ним, как бы с делом конченным, не хочется покинуть его без напутного словечка» — такими строками открывает Даль предисловие к своему труду и прибавляет: «Вступление это написалось в 1853 году, когда окончена была разборка пословиц; пусть же оно остается и ныне, когда судьба сборника решилась и он напечатан». Наверно, не случайно захотелось Далю «оставить и ныне» (и тем самым навсегда) горестную тревогу — «будет ли, не будет ли когда»: тяжелую, неравную борьбу за то, чтобы итог тридцати пяти лет жизни и труда увидел свет, остался людям, из прожитого века своего не выкинешь — и хорошо обошлось, да все сердце жжет…
Академия наук, куда попал труд Даля, поручила высказать суждение о нем двум членам своим — академику Востокову и протоиерею Кочетову.
Отзыв Востокова не слишком подробен и не враждебен, хотя и не вполне благожелателен: рядом со справедливыми замечаниями об ошибочных толкованиях отдельных пословиц (Даль к мнению Востокова прислушался) неудовольствие из-за присутствия пословиц на религиозные темы — «Прилично ли?..». В целом же: «Собирателю надлежало бы пересмотреть и тщательно обработать свой труд, который, конечно, содержит в себе весьма много хорошего». Бесстрастный аккуратист-академик не поленился отметить пословицы переводные — и с какого языка, указал, выписал пословицы литературного происхождения — и автора назвал…
Пунктуалист!
То ли дело протоиерей-академик, вот про этого не скажешь «бесстрастный» — сколько пылу, задору; про этого не скажешь «критик», «недоброжелатель» — враг!.. Протоиерей был ученый человек, участвовал в составлении академического «Словаря церковнославянского и русского языка», издал первый на русском языке опыт «науки нравственного богословия»; но можно по-разному знать и любить свой язык, по-разному ценить самородки народного ума и слова, а также иметь разные суждения о нравственности народной.
«По моему убеждению, труд г. Даля есть 1) труд огромный, но 2) чуждый выборки и порядка; 3) в нем есть места, способные оскорбить религиозное чувство читателей; 4) есть изречения, опасные для нравственности народной; 5) есть места, возбуждающие сомнение и недоверие к точности их изложения. Вообще о достоинствах сборника г. Даля можно отозваться пословицею: в нем бочка меду да ложка дегтю; куль муки да щепотка мышьяку».
Эта «щепотка мышьяку» Даля особенно разозлила: он ее все забыть не мог и спустя почти десять лет писал в «Напутном»: «Нашли, что сборник этот и небезопасен, посягая на развращение нравов. Для большей вразумительности этой истины и для охранения нравов от угрожающего им развращения придумана и написана была, в отчете, новая русская пословица, не совсем складная, но зато ясная по цели: «Это куль муки и щепоть мышьяку».
Даже «огромность» труда, которая вроде бы могла быть Далю в заслугу поставлена, для протоиерея — грех: «Через это смешал назидание с развращением, веру с суеверием и безверием, мудрость с глупостью…»; смешал «глаголы премудрости божьей с изречениями мудрости человеческой» («сие не может не оскорблять религиозное чувство читателей»); «священные тексты им искалечены, или неверно истолкованы, или кощуннически соединены с пустословием народным».
«Соблазн приходит в мир… в худых книгах»… «Не без огорчения благочестивый христианин будет читать в книге г. Даля»… «К опасным для нравственности и набожности народной местам в книге г. Даля можно еще отнести»… Про мудрость народа, про благочестивую нравственность его — протоиерей походя, а как до дела — без обиняков: «Нет сомнения, что все эти выражения употребляются в народе, но народ глуп и болтает всякий вздор»; Далев труд есть «памятник народных глупостей» (а Даль-то полагал, что мудрости народной!).
Кочетовскому под стать — как сговорились (а может, и сговорились!) — отзыв «светского» цензора, коллежского советника Шидловского. Коллежскому советнику разыгрывать ученого мужа незачем, но мужа бдительного нелишне: он вслед за Кочетовым твердит об «оскорблении религиозных чувств», главное же, не упускает случая ухватить «вредную двусмысленность». Раздел «Ханжество», а пословица — «Всяк язык бога хвалит»; раздел «Закон», а пословица — «Два медведя в одной берлоге не уживутся». Само «соседство» иных изречений неуместно, ибо может вызвать смех, заключая в себе понятия, которые «не должны бы находиться в соприкосновении»: «У него руки долги (то есть власти много)» и следом «У него руки длинны (то есть он вор)» — разве допустимо? Нет, недопустимо, никак нельзя: «Пословицы и поговорки против православного духовенства, казны, власти вообще, службы, закона и судей, дворянства, солдат (?), крестьян (?) и дворовых людей не только бесполезны (!), но, смею сказать, исключительно вредны»…
И вот ведь прелюбопытная особенность ревностных «охранителей»: им дают на отзыв труд Даля, а они все норовят и в строках, и между строк «открыть» неблагонамеренность, тайный умысел самого Даля, так их и подмывает донести: «Если этот сборник есть плод трудов человека, окончившего курс учения в одном из высших воспитательных заведений в России, человека, много лет состоящего на службе…»; или: «Правительство заботится о том, чтобы издать более книг назидательных, способных просвещать народ, а г. Даль…» Даль отвечал потом в объяснительной записке: «Я не вижу, каким образом можно вменить человеку в преступление, что он собрал и записал, сколько мог собрать, различных народных изречений, в каком бы то ни было порядке. А между тем отзывы эти отзываются какими-то приговорами преступнику».
Барон Модест Андреевич Корф, директор публичной библиотеки (и он же — член негласного комитета для надзора за книгопечатанием), рассудил по-своему: поскольку цель Далева труда «собрать все», сборник следует напечатать «в полном его составе», но поскольку это было бы «совершенно противно» «попечению правительства об утверждении добрых нравов», сборник следует напечатать «в виде манускрипта… в нескольких только экземплярах» — и то «к напечатанию сборника можно приступить за отзывами цензуры и министерства народного просвещения», да вдобавок — «не иначе как с особого высочайшего соизволения». Прелюбопытнейшая мысль Корфа: «Сборник пословиц, в том виде как он задуман и исполнен г. Далем, есть книга, для которой должно желать не читателей (!), а ученых исследователей, не той публики, которая слепо верит во все печатное… а такой, которая умеет возделать и дурную почву (!)». Даль всему народу хотел возвратить взятые у него сокровища, а Корф предлагал (как милость!) держать труд Даля для нескольких ученых мужей под замком, в главных библиотеках.
Но и скопческий проект Корфа не был осуществлен: за малым дело — высочайшего соизволения не последовало. Император Николай, благосклонно принимавший поделки про глупую Моську, которая на владыку лает, и щедро награждавший придуманное «охранителями» «мнение народное», не пожелал видеть напечатанным труд, который ум, душу и опыт народа открывал в народном слове.
Смешно: Корф писал в отзыве, что в пословицах, народом созданных, «множество лжеучений и вредных начал», «опасных для нашего народа», — царь, барон, протоиерей пытались отвадить народ от того, к чему он в течение долгих веков приходил мыслью и сердцем. Царь, барон, протоиерей, коллежский советник пытались процедить сквозь свое решето народную мудрость, которую как самую великую ценность пытался уберечь Даль. «Гуси в гусли, утки в дудки, вороны в коробы, тараканы в барабаны, коза в сером сарафане; корова в рогоже — всех дороже».
Сборник «Пословицы русского народа» увидел свет лишь в начале шестидесятых годов. На титульном листе, под заголовком, Даль поставил: «Пословица несудима».
Следующая глава
biography.wikireading.ru
Язык — Речь
Автор: PDV · 17.05.2010
Хранители сказок | Даль В.И. Пословицы русского народа
- Язык телу якорь. Язык с богом беседует.
- Мал язык, да всем телом владеет.
- Язык мал, великим человеком ворочает.
- Мал язык — горами качает. Языком, что рогачом.
- Язык — стяг, дружину водит. Язык царствами ворочает.
- Язык языку весть подает.
- Язык языку ответ дает, а голова смекает.
- Язык голову кормит (он же и до побоев доводит).
- Язык поит и кормит, и спину порет.
- Язык хлебом кормит и дело портит.
- До чего язык не договорится! Языце, супостате, губителю мой!
- Что знает, все скажет, и чего не знает, и то скажет.
- Мокрая пличка (черпачок): что ни поплещет, то и захлещет (язык).
- Язык один, и в будни и в праздник.
- Язык до Киева доведет (и до кия, т. е. до палки, побоев).
- Язык доведет до кабака.
- Колокольню видим, а кабака доспроситься можно.
- Красна речь слушаньем (а беседа смиреньем).
- Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
- Один говорит — красно, двое говорят — пестро.
- Во многословии не без пустословия.
- Во многом глаголании несть спасения.
- И глух, и нем — греха не вем.
- Бог дал два уха, а один язык.
- Сижу у печи да слушаю людские речи.
- Много знай, да мало бай! Много баить не подобает.
- Много говорено, да мало сказано.
- Много наговорено, да мало переварено.
- Лучше не договорить, чем переговорить.
- Лучше не досказать, чем пересказать.
- Чем завираться, лучше молча почесаться.
- На что перевирать, лучше смолчать.
- Поменьше говори, побольше услышишь.
- Слушай больше, а говори меньше.
- Кушай вареное, да слушай говорсное!
- Меньше бы говорил, да больше бы слушал.
- Меньше ври, больше ешь, спи да грезь на себя!
- Меньше говори, да больше делай!
- Кто мало говорит, тот больше делает.
- Кто много говорит, тот мало делает.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Языком не торопись, а делом не ленись.
- Никто за язык не тянет.
- Врать — своя неволя (охота).
- Рассказчики не годятся в приказчики.
- Хороший рассказчик — плохой приказчик.
- По разговорам всюды (годится), а по делам никуды.
- Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.
- Я тебе говорю не глум, а ты бери на ум!
- Кто меньше толкует, тот меньше тоскует.
- Зарубай, сглаживай, да никому не сказывай!
- Больше говорить — больше согрешить. Меньше говорить — меньше греха. Меньше врется — спокойнее живется.
- Говори с другими поменьше, а с собою побольше!
- Кто говорит, тот сеет; кто слушает — собирает (пожинает).
- Держи язык короче! Держи язык на привязи (на веревочке)!
- Держи язык за замком (за зубами)!
- Язык блудлив, что коза (что кошка).
- Блюди хлеб на обед, а слово на ответ!
- Блюди хлеба до обеда, а слово до ответа!
- Зерна мели, а много (а лишнего) не ври!
- Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами)
- Ешь больше, а говори меньше! Ешь калачи, да поменьше лепечи!
- Щи хлебай, да поменьше бай! Ешь капусту, да не мели попусту!
- Языком капусты не шинкуют. Языком и лаптя не сплетешь.
- Кто языком штурмует, не много навоюет.
- Горлом не возьмешь. Горлом изба не рубится (дело не спорится).
- Верти языком, что корова хвостом (что кочадыком)!
- Из пустого в порожнее переливает.
- О том, о сем, о пятом, десятом. О том, о сем, а больше ни о чем.
- Что про то говорить, чего нельзя воротить?
- Говори еще! «Нечего, и по щелям вымела».
- Тара-бара — и вышло ни два, ни полтора.
- Всю неделю говорил: ась, а в субботу сказал: что.
- Вздор вздором помножить, так и выйдет чепуха.
- На словах его хоть выспись (а на деле и головы не приклонишь).
- На думах — что на вилах; на словах — что на санях, а на деле — что в яме.
- На думе, что под дымом; на сказках, что на салазках.
- Думка чадна, недоумка бедна, а всех тошней пустослов.
- Звонко занес, да куда-то вынесешь! Звонко поешь, где-то сядешь!
- Скоро то говорится, а не скоро делается.
- Скоро сказано, кабы да сделано.
- Много говорить — перемота положить (перевязать язык).
- За кукушку (т. е. пустословие) бьют в макушку.
- В лесу кукушка, а в избе хлопушка (т. е. там что хочешь ври, а здесь молчи).
- Эка понесла: ни конному, ни крылатому не догнать!
- За твоим языком не поспеешь босиком.
- Шкуру на сапожки, язык на подошву.
- Не все годится, что говорится. Не все то варится, что говорится.
- Замолола безголова. Ври, не завирайся, назад оглядайся!
- Бай-бай, да и молви! Говори, говори, да сказывай.
- Два слова басен — да и все дело тут.
- Бормочет, что глухарь. Лепечет (Сокочет), как сорока. Тарантит, как сойка (как варакушка). Пищит, как цыпленок. Кричит (Зевает), как выпь. Воркует, как голубок. Поет, как канарейка. Каркает, как ворона. Пташкой щебечет.
- Мелет день до вечера, а послушать нечего.
- Говорит, ровно в стену горохом сыплет.
- Красно говорит, а слушать нечего.
- Чиста, личиста, да и говорить речиста.
- Говорит, как река льется. Много говорить — голова заболит.
- Долго прял, да коротко оттял (оттяпнул, отрезал).
- Недолгая речь хороша, а долгая — поволока.
- Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
- Долго говорить — тому же быть. Полно плести, пора домой брести!
- Полно путать, пора узлы вязать. Полно мотать, пора узел вязать.
- Молча отмолчишься, как в саду отсидишься.
- Не тебе бы говорить, да не мне бы слушать.
- Чья бы ни рычала, да твоя-то бы молчала.
- Молчи, глухая, меньше греха! Молчи, коли бог убил!
- В добрый час молвить, в худой промолчать.
- От слова не сбудется (не станется, не прикинется).
- Словом человека не убьешь. Слово не обух, в лоб не бьет.
- Словом не перелобанишь.
- Не все то делается (творится), что говорится.
- Все мы говорим, да не все по-говореному выходит.
- Все скоро сказывается, да не все скоро делается.
- За ветром в поле не угоняешься; за всякое слово не поверстаешься.
- Мало ль чего говорят, да не все перенять.
- Не все перенять, что по воде несет; не во все вклепаться, что люди говорят.
- Язык лепечет, а голова не ведает.
- Язык болтает, а голова не знает.
- Язык ворочается, говорить хочется.
- Пустая мельница и без ветру мелет.
- Сперва подумай, а там и скажи! Э, дура, не пасеная речь!
- Ври сдуру, что с дубу! Это так с морозу сорвалось.
- Как сорвалось (с языка), так и брякнулось (и совралось).
- Врет, как водой (как в уброд) бредет.
- Это на вей-ветер сказано. На пусты лесы звонит.
- Язык наперед ума рыщет.
- Язык без костей — мелет. Язык — балаболка.
- Язык мягок: что хочет, то и лопочет (чего не хочет, и то лопочет).
- Язык, что вехотка: все подтирает.
- Язык — жернов: мелет, что на него ни попало.
- Мелева много, да помолу нет (т. е. нет толку в речах).
- Затвердила сорока Якова одно про всякого.
- На язык нет пошлины. Со вранья пошлин не берут.
- Про одни дрожди не говорят трожды.
- И то переговорено, что еще не сварено.
- Нечего про то и говорить, чего в горшке не варить!
- Что о том и говорить, чего не варить!
- Что про то говорить,чего ни парить, ни варить!
- Чего не видят, тем и не бредят. Не видишь, так и не врешь.
- Есть у него шишка лишку: во рту мышка.
- У него ласточкин роток: зевок с локоток.
- Вавило — широкое рыло. Мала ворона, да рот широк.
- Бьет языком (баба), что шерстобит струной жильной.
- Плети лапти не языком, а кочадыком! Плетет, что кочадыком.
- Языком плетет, что коклюшками. Языком кружева плетет.
- Говорить — десятерых отставить, да ее одное приставить.
- И шьет и порет, и лощит и плющит (языком).
- И клочит и валяет, и гладит и катает (языком).
- За словом в карман не полезет. Пасеное словцо за щекой.
- У него на всякий спрос есть ответ.
- На его спросы ответов не напасешься.
- Наговорил с три короба. Лепеталось бы, да не дремалось.
- Наговорили, что наварили, а глядь — ан и нет ничего.
- На словах — блажен муж, а на деле — вскую шаташася!
- На словах, что на гуслях, а на деле, что на балалайке.
- На словах, что на санях, а на деле, что на копыле.
- На словах, что на перинке, а проснешься — наголе.
- Говорит день до вечера, а слушать нечего.
- Бабий язык — чертово помело.
- Хорошо говоришь, да было бы что слушать.
- Такую занес, что уши вянут (что лист на дереве вянет).
- Так врет, что с души прет. Врал бы, да меру знал бы.
- Понес (Занес) чуху, чепуху, дребедень, галиматью.
- Нисенитницу затянул (южное; бестолочь, ни то ни се).
- Околесицу (Неоколесную) несет. Не помнит божьих дней.
- Как станет городить — себя не помнит, людей забывает.
- Городит околесную (неоколесную). Колесит окольную.
- Мели, кривая; грош на полке (т. е. за мною).
- Ну, это пошло: зачинается-починается (т. е. сказка, пустая длинная речь).
- Это сказка на салазках. Это докучная сказка (бесконечная).
- Лезет с языком, что с пирогом (навязчив).
- И красно и цветно, да линюче.
- И красно и пестро (говорит), да пустоцветом.
- Понес аллилуию с маслом (правильнее: алалу с маслом, от гл. алалыкать, картавить, говорить невнятно; болтать вздор, молоть).
- Проврался, что прокрался. Врал много, а переврать не умеет.
- Рассказал, как размазал. Толкуй больной с подлекарем!
- С твоим здоровьем и говорить скоромно.
- С ним натощак не сговоришь.
- С тобой надо говорить, гороху наевшись.
- Нечего говорить, да: а? Нечего говорить, так: тово-воно, как оно.
- Примером будучи сказать.
- Он-де врет-де, а я-де перевираю-де-де.
- Не для чего другого, прочего иного, как для единой единственности и совершенного компанства.
- Язык мой — враг мой. Свой язычок первый супостат.
- Язык мой — враг мой: прежде ума (наперед ума) глаголет.
- Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
- Мужик ражий, да язык-то вражий.
- Язык до добра не доведет.
- Лишнее слово в досаду (во грех, в стыд) вводит.
- Лишнее говорить — себе вредить (болячку вередить).
- Не все сказывай, что поминается (что помнится, что отрыгается).
- Ртом болезнь входит, а беда выходит.
- Большое вяканье доводит до бяканья.
- От одного слова — да на век ссора.
- Из-за пустых слов пропал, как пес.
- Худое слово доведет до дела. За худые слова слетит и голова.
- Кто говорит, что хочет, сам услышит, чего и не хочет.
- Говоря про чужих, услышишь и про своих.
- Кто бы и знал, коли б не сам сказал.
- Всякая сорока от своего языка гинет.
- Достается сычке от своего язычка.
- Кабы на сойку (сороку) не свой язычок (век бы по воле летала).
- Когда бы у дятла не свой носок, никто бы его в дупле не нашел.
- Сама скажет сорока, где гнездо свила.
- Птица пост — сама себя продает.
- Никто бы про тебя не знал, когда бы сам не сболтал.
- Взвыла собака на свою голову.
- Ты, язычок, смалчивай: за тебя я бедку плачивал.
- Для красного словца не пощадит ни матери, ни отца.
- Ради красного словца не пожалеет родного отца.
- Красноплюй заговорит, всех слушателей переморит.
- Есть что слушать, да нечего кушать.
- Кум да кума (беседа), да кубышка вина.
- Он роди язык (т. е. он красно говорит).
- Сказал красно — по избам пошло; а смолчится — себе пригодится.
- Вежества не купи, умелось бы говорить.
- Что на уме, то и на языке. Что ни видит, то и бредит.
- Говорить, так договаривать; а не договаривать, так и не говорить.
- Сколько ни таимничать, а будет сказаться.
- Коротко да ясно. Отзвонил да и с колокольни.
- Отрубил да и в шапку. Сказал, что отрубил.
- Говорит направо, а глядит налево.
- Речист, да на руку нечист. И речисто, да нечисто.
- Говорит красно, да слушать тошно.
- Без хлеба, без соли — худая беседа. Вранья на на зуб не положишь.
- То не обед, что соврешь в мясоед.
- Говорил бы много, да сосед у порога.
- Говорил бы и про тебя, да боюся тебя.
- Сказал бы словечко, да волк недалечко.
- Сказал бы, да лишние бревна (сучки) в стене есть.
- «Знал бы, так не сказал бы», то-то, не знавши говорить не надо.
- Как тут говорить, где не дадут рта отворить?
- Говорить беда, а молчать другая. Мать сыра земля, говорить нельзя.
- Короток язык, так вытянут, а длинен, так окоротают.
- За такую (За нелюбую) погудку смычком по рылу бьют.
- Ваши слова — хоть в Библию, а наши и в татарские святцы (в татарский пролог) не годятся.
- Во хмелю что хошь намелю, а проснусь — отопрусь.
- Сказать — смешно, утаить — грешно. Этого ни спеть, ни сказать.
- Смешно, потешно разговаривать про ночешно.
- Не всякому слуху верь, не всякую правду сказывай!
- Не всякую речь (правду) сказывай! Не всяку думку при людях думай!
- Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
- Умей сказать, умей и смолчать! Не всё вслух да в голос.
- На духу сказано, так знай про себя! На духу сказано, так знай грудь да подоплека!
- Не всякому сказывай, что по деньге редька!
- Из избы copy не выноси, а в уголок копи (а под лавку копи, т. е. не разноси семейных вестей. Крестьяне copy не метут на двор или улицу, а мечут в печь, когда затопят ее, потому что по copy, как по следу, знахарь может наслать порчу).
- Как видит, так и бредит.
- Рот нараспашку, язык на плечо.
- Говоришь по совету (тайком, советно), а выйдет по всему свету.
- Свинья скажет борову, а боров всему городу.
- Знала б наседка, узнает и соседка.
- Не ждет баба спроса, сама все скажет. Что вода в решете.
- Каковы свойства, таковы и речи. Знать сороку по язычку.
- Он зубаст, он остер на язык. У него язык как бритва.
- Не ножа бойся, языка. Бритва скребет, а слово режет.
- Видно, у него язык чешется. Почесать язык (врать вздор).
- У него язык длинен. У него язык длинней лизуна (т. е. коровьего языка).
- Речист, как наш Феклист. Лепетливее (крикливее) наседки.
- Когда он заговорит, то и собаке не даст слова сказать.
- Бойся вышнего, не говори лишнего!
- Говори, да не проговаривайся (да не заговаривайся)!
- Ври, да не завирайся! Ври, да знай меру!
- Звони, да не зазванивайся! Звони, звони, да и перезванивай!
- Зажми рот, да не говори с год!
- Без хлопот — зажать лучше рот. Поболтал, да и за щеку.
- Губы да зубы — два запора (забора), а удержу нет.
- Иже не ври же, Фита не болтай! Иже не ври же, его же не пригоже (семинар.).
- Языку каши дай! Смолчи язычок! Накорми язык (замолчи).
- Прикуси язык! Набери в рот воды!
- Вот тебе сахарный кусок, заткни себе роток!
- Заткни рот рукавицей! Заткни хайло онучей! Зажмурь кадык!
- Загороди рот запором, заставь заставкой!
- Глотку раздерешь — не зашьешь. Нишни: квашня ушла.
- Молчи, пора рожь толчи! Полно молоть, потолки!
- Говорит (поет, играет) хорошо, а замолчит — еще лучше.
- Долго не говорит — ум копит; а вымолвит — слушать нечего.
- Долго (Недолго) думал, да хорошо соврал.
- Один язык перемелется (примелется), другой переболтается.
- Сболтнул бы коток, да язык короток (т. е. нет воли).
- Говорить было немало, да разума (да речей) не стало.
- Много не договорено, да и говореное-то еще не сварено.
- Замолчал, как воды в рот набрал.
- Замолчал, будто кислым залило. Замолчал, как с пахтанья.
- Не доищется (не доискался) слова.
- Нем (Бессловесен), как рыба. Нем, как безголосая рыба.
- Разговорчив, как устрица. Беседлив, как тюлень.
- Тихий ангел пролетел (все вдруг замолчали).
- Играть в молчанки. Перемалчиваться взапуски.
- Сошлись кой о чем помолчать. Немая беседушка.
- Молчанкой никого не обидишь. Кто молчит, не грешит.
- На молчок не разевай роток! Молча, губами не разводи!
- Доброе молчанье чем не ответ? Тихое молчанье никому не ответ.
- Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
- Доброе молчанье лучше худого ворчанья.
- Кто молчит, тот двух научит.
- Молчок — сто рублей. Молчанье (Молчок) — золотое словечко.
- Сказанное словцо — серебряное, не сказанное — золотое.
- Сказано — серебро, не сказано — золото. Молча легче.
- Он на мах (на ветер, на вей-ветер) слова не молвит.
- Складно бает, да дела не знает.
- Кланяться горазд, а говорить не умеет.
- Он спроста не говорит: растопырит слово, что вилы, да и молчит.
- Он говорит вприкуску (т. е. чопорно, осторожно).
- У него слово слову костыль подаст.
- Слово за словом на тараканьих ножках ползет (лепится).
- Он речь сквозь зубы цедит. Говорит, что в цедилку цедит.
- Слово к слову приставляет, словно клетки городит.
- Слово за словом вперебой идет. Слово за слово цепляется.
- Говорит, что родит (с потугами).
- Слово вымолвит, ровно жвачку пережует.
- Да выплюнь, не жевамши (говори, что ли).
- Слово по слову, что на лопате подает.
- Говорит, что клеит. Говорит, что плетень плетет.
- Прожуй слово, да и молви! Разжевав слова, да выплюнь.
- Говорит, что клещами вертит.
- Будь хоть дураком, да болтай языком (работают).
- Мужик кочадычком, а чистоплюйка язычком.
- Этого сразу не выговоришь. С морозу не выговоришь. Натощак не выговоришь. Этого прозванья, не облизнувшись, не выговоришь. Этого, не свихнув языка, не проговоришь.
- Свой язык, своя и говоря (произношение, выговор).
- Не подпрячь ли заике, один не вывезет.
- Он говорит с присвистом. Причмокивает да пришепетывает.
- Суконный язык (шепелявый, картавый).
- Слово не стрела, а пуще стрелы (а разит).
- Языком, что помелом возит. У него вехотка во рту.
- Слово не стрела, а сердце сквозит (язвит).
- Слово не обух, а от него люди гибнут.
- От языка не уйдешь. Язык везде достанет.
- Язык змеиный (злобный, клеветник).
- Чужой роток — не свой хлевок, не затворишь.
- Чужой рот — не огород, не притворишь.
- На чужой роток не накинешь платок.
- На чужой рот не пуговицу нашить.
- Глаза не зажать, а языку каши не дать.
- Рот не ворота, клином (запором) не запрешь.
- На то пасть дана, чтобы зевать.
- Языком не расскажешь, так и пальцами не растычешь.
- Языком болтай, а рукам воли не давай!
- Языком, как хошь, а руками не ворошь.
- Языком хоть ноги лижи, а руки покороче держи.
- Нечего руками рассуждать, коли бог ума не дал.
- На язык пошлины нет. Безоброчная мельница.
- Говорить не устать, да в какую стать?
- Говорить не устать, было бы что сказать.
- Вымолвить не хочется, так и язык не ворочается.
- Воздух словами не наполнить. Всего не переговоришь.
- До нас люди жили — много говорили; не помрем, так и мы поврем.
- В прохладе живем: язык болтает, и ветерок продувает.
- Сколько ни говорить, а с разговору сытым не быть.
- Сколько ни толковать, а всего не перетолковать (не пережевать).
- Говорили сегодня, говорить и завтра.
- Говори так, чтоб надолго стало (всего враз не переврешь).
- Люди говорят, так люди и слушают.
- Недаром говорится то и то.
- Коли один говорит, так двое глядят да двое слушают (т. е. два глаза, два уха и один рот).
- Без языка и колокол нем.
- Не стать говорить, так и бог не услышит.
- Дитя не заплачет — мать не знает.
- Чье правое дело, тот говори смело!
- За правое дело говори смело (стой смело).
- На великое дело — великое слово. От избытка уста глаголют.
- Молчан-собака не слуга во дворе.
- Молчать, так и дело не скончать. Твой намек мне невдомек.
- О чем дитя плачет — и мать не разумеет.
- Не пройми копьем, пройми языком!
- Живое слово. Живым словом победить.
- Живое слово дороже мертвой буквы.
- Хорошую речь хорошо и слушать. Красную речь красно и слушать.
- Сядем рядком да поговорим (да перетолкуем) ладком.
- И невелика беседа, да честна.
- Красно поле пшеном, а беседа умом.
- С тобой разговориться, что меду напиться.
- Твоими бы устами да мед пить.
- Что кого веселит, тот про то и говорит.
- Что у кого болит, тот о том и говорит.
- Есть, словко — как мед сладко; а нет, словко — как полынь горько.
- Сидит, как свеча горит, говорит, что рублем дарит.
- Что слово молвит, то рублем подарит.
- Короткие речи и слушать неча (нечего).
- В чужой беседе всяк ума купит.
- Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
- И дорого б дал за словечко, да не выкупишь.
- Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.
- Сказанное слово в кадык назад не ворочается.
- Слово выпустишь, так и крюком (и валом) не втащишь.
- Что выплюнешь, того не схватишь.
- И плевка на лету не перехватишь.
- Молвишь — не воротишь, а плюнешь — не подымешь (не проглотишь).
- Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.
- Языком не слизнешь.
- Кстати промолчать, что большое слово сказать.
- На кого проговор не живет? Обмолвка — не обида.
- Ошибка в слове — не спор. Не всякое слово (лыко) в строку.
- Иное слово пропускай мимо ушей!
- Лучше ногою запнуться, нежели языком.
- В чем проговорился, с тем и простился (в ряде).
- В чем проврался, в том и поплатился.
- Совралось — как с языка сорвалось.
- Проврался, что в карты проигрался.
- К пиву едется, к слову молвится.
- Слово слово родит, третье само бежит.
- На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся!
- От приветливых слов язык не отсохнет.
- Ласковое слово и кость ломит.
- И собаку ласково примолвишь, так хвостом вертит (так не скоро укусит).
Хранители сказок | Даль В.И. Пословицы русского народа
hobbitaniya.ru