О детях и для детей
Ответы к стр. 18
Евгений Пермяк
Смородинка
Танюша много слышала о черенках, а что это — не знала. Однажды отец принёс пучок зелёных прутиков и сказал: — Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать. Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки — чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша: — Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек? А отец отвечает: — Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст. Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их. Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелёгкая это работа. Сперва надо дёрн снять, потом комья разбить. А дёрн у земли толстый да жёсткий. И комья твёрдые. Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой. Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать. Пришёл долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки. К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста. Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку: — Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растёт. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.
1. Укажи + жанр произведения.
сказка + рассказ стихотворение
2. Прочитай пословицы. Укажи +, какая из них подходит к рассказу.
+ Счастье и труд рядом живут. Труд кормит, а лень портит.
3. Составь слово из первых букв названий нарисованных животных и предметов. Раскрась рисунки.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 2 класс. Ефросинина Л. А. 2014 г.
ГДЗ. 2 класс
e-razumniki.ru
Е. Пермяк. Две пословицы
Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя — наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости — колбасы.
Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать — только глазеть.
Шел Костя на ярмарку лесом, шел — да заблудился. Вдруг видит — голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.
— Покажи мне, голубь, дорогу, — просит Костя. — Я тебе денежку дам.
Голубь на это отвечает:
— Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?
— А я Федин товарищ, — отвечает Костя.
— Тогда другое дело, — говорит голубь. — Покажу.
Показал голубь Косте дорогу, и тот дальше пошел. Идет и видит: мост через реку снесло, а как брод найти, не знает. Вдруг, смотрит, плотвичка к нему подплывает и говорит:
— Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.
И показала.
Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.
Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:
— Не горюй! Жди меня тут.
А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.
Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.
Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчел.
Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.
— Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!
Тот глазам не верит.
— Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал.
— Теперь я всегда таким буду, — говорит Костя и товарища обнимает.
Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».
volshcebnojeslovo.blogspot.com
Урок литературного чтения «Две пословицы» 2 класс
Урок литературного чтения во 2 классе.
Е.Пермяк «Две пословицы»
Учитель: Леоненко Татьяна Анатольевна
Тема. Произведения о детях и для детей. «Две пословицы».
Материал. Е.Пермяк. «Две пословицы».(учебник «Литературное чтение. 2 класс» ,рабочие тетради, автор Л.А.Ефросинина, презентация, карточки с «заместителями», разноцветные лепестки со словами: доброта, благодарность, дружба, душевная щедрость).
Цель (учебные задачи):
-
формировать умение работать с текстом произведения;
-
обогащать читательский опыт детей;
-
расширять круг детского чтения по теме произведения о детях и для детей;
-
формировать читательские умения, используя такие виды работы:
-
аналитическое чтение (анализ сюжета);
-
выборочное чтение (работа с иллюстрацией);
-
просмотровое чтение (выбор незнакомых слов);
-
формировать специальные читательские умения: правильно называть произведения (автор и заголовок), тему и жанр произведения;
-
знакомить с литературоведческими понятиями;
-
обогащать речь учащихся (подбор синонимов к словам), расширять словарь;
-
формировать нравственные понятия: «дружба», «благодарность», «доброта», «душевная щедрость»;
-
учить сравнивать произведения одного автора, сходные по тематике, но разные по жанру;
-
формировать универсальные учебные действия:
личностные (нравственно-этическая ориентация, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, самоопределение, эмпатия, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности);
регулятивные (саморегуляция ,оценка ,целеполагание, волевая саморегуляция, планирование, познавательная инициатива, оценка результата работы, контроль, познавательная саморегуляция, осуществление самоконтроля и контроля, коррекция, контроль и оценка процесса и результатов деятельности );
познавательные (общеучебные универсальные действия, анализ, синтез, обобщение, умозаключение, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка учебной задачи совместно с учителем, построение речевых высказываний, выдвижение гипотез и их обоснование, структурирование знаний, рефлексия ,поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, )
коммуникативные (учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением – оценка действия партнёра и своих собственных)
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
– Итак, урок литературного чтения. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку.
– Я желаю вам хорошего настроения.
– От чего зависит хорошее настроение?
(От хорошей погоды, от хорошего самочувствия, от друзей, которые рядом с тобой…)
– Безусловно, причин, от которых оно зависит, много. И, конечно, здорово, когда рядом настоящие друзья.
Речевая разминка
– Прочитайте предложение. ( Друзья познаются в беде).
(
Слайд 2)
– Прочитайте с вопросительной интонацией, каждый раз голосом выделяя разные слова. (Слайды 3,4,5)
–
Прочитайте с утвердительной интонацией. (Слайд 6)
– К какому жанру относится? (Это пословица).
– Что такое пословица? (Пословица – произведение устного народного творчества, которое имеет поучительный смысл. Краткое мудрое изречение )
– Определите тему. (О дружбе)
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?(Высказывания детей)
– Как думаете, с какой целью я предложила вам эти задания?
(Может будем читать произведения о дружбе. Может будем знакомиться с произведениями, в которых есть пословицы…)
– Давайте проверять наши предположения.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
– Прочитайте записи.(Слайд 7)
-
Пичугин мост
-
Смородинка
-
Две пословицы
-
Торопливый ножик
– Что вы можете о них сказать? (Это заголовки произведений)
– Что общего у этих произведений? ( Автор – Е.Пермяк. Это рассказы о детях.)
– Все ли произведения вам знакомы? (Не знакомились с произведением «Две пословицы».)
– Можете сказать, кто автор произведения? (Точно сказать не можем, можем предположить, что автор – Е.Пермяк)
– Можете по заголовку определить жанр произведения? (Можем только предположить.)
– А тему? (Тоже не можем.)
– А предположить? (Можем предположить, что это произведение о детях)
– Как проверить? (Познакомиться с текстом произведения.)
–Давайте найдём это произведение в учебнике. Как быстро найти?
(По содержанию. По содержанию увидели, что автор произведения – Е.Пермяк.)
– Все ли предположения проверили? (Остались вопросы, на которые мы не ответили.)
– Сформулируйте цели нашего урока. (Познакомиться с произведением Е.Пермяка «Две пословицы», выяснить к какому жанру относится, какова его тема, определить главную мысль произведения)
III. Работа с произведением Е.Пермяка «Две пословицы»
(
Е. Пермяк
«Две пословицы»
Слайд 8)
1.Слушание. (Читает учитель.)
– Я буду читать, а вы слушайте.
–Правила слушания помните? Давайте их соблюдать.
2.Первичное восприятие.
– Ожидали такую развязку? (Высказывания детей)
–Что чувствовали, когда слушали. (Жалость, радость, возмущение, обиду, удивление.)
– В какой момент? В какой части текста? (Дети поясняют так: «Я чувствовал радость, когда Костя изменился. Это происходило в конце теста.)
3.Анализ произведения.
–Как начинается произведение? Прочитайте. (Читают.)
–Какие непонятные слова встретились? (Дети зачитывают слова, значения которых они не знают.)
– Где найти их значение? (В учебнике, нашем словаре, с.71)
–Кто из ребят отправился на ярмарку? (Костя)
–Докажите словами теста. (Дети находят ответ в тексте произведения и зачитывают.)
–Вам понятно значение слова «ярмарка»? (Ярмарка-это торговое место, с развлекательными мероприятиями.)
–Каким словом можно заменить слово «глазеть»? (Словом смотреть.)
–Какое более точное? (Глазеть – смотреть бессмысленно. Смотреть из праздного любопытства.)
– Благополучно ли Костя добрался до ярмарки?
–Кто ему помогал? (Голубь, плотвичка.)
–Какое незнакомое слово встретилось? (Брод. Значение смотрим в словарике.)
–Вы сказали, что испытывали чувство обиды. В какой момент это происходило. Прочитайте.
– Какое по интонации видим предложение?(Восклицательное.)
–Прочитайте так, чтобы было понятно, какие чувства испытывал Костя.
–Кто помог Косте вернуть деньги? Расскажите.
–Поясните значение слова «кудлатая». (Лохматая.)
– Чем заканчивается произведение? Прочитайте.
– Как выглядит семиголосая гармошечка? Что ещё может помочь кроме словаря представить, как она выглядит? (Иллюстрация в учебнике.)
IV. Физкультминутка (Дети поют, с помощью пальцев рук показывают расположение нот на нотном стане)
До- мой новый-новый дом
Ре-ребята во дворе
Ми — моих игрушек мир
Фа- фамилия моя
Соль — найдем мы на столе
Ля- поем мы ля-ля-ля
Си- сироп мы пьем с водой
И опять рисуем Дом!
V. Работа над образом героя
– Мы проследили, как развивались события. Давайте определим всех героев произведения. На столе лежат полоски, в которые вы должны вписать «заместителей». Работаем в парах. Когда будете готовы – встаньте, пожалуйста.
– Сверьте свою работу с образцом.
(
Слайд 9)
– Просигнальте, у кого так?
– Есть другие варианты?
– Что вызвало затруднение? (Плохой человек, потому что две буквы.)
– Как вы думаете, кто главный герой? (Главный герой – Костя, так как основные события происходят с ним.)
–
Давайте рассмотрим, как складывались взаимоотношения Кости с остальными героями. (Слайд 10)
–Что проявляет голубь по отношению к Косте? (Помощь.)
– А Костя? (Благодарность.)
– А плотвичка? (Помощь.)
– Что проявляет Костя по отношению к плотвичке? (Благодарность.)
– Какие отношения складываются у кудлатой собаки с Костей? (Кудлатая собака помогает Косте, даёт совет. А как благодарит Костя, мы не видим в тексте, но думаем, что Костя обязательно отблагодарит собаку.)
– Кого ещё отблагодарил Костя? (Своего друга Федю. Подарил ему семиголосую гармошечку.)
– Каким был Костя в начале произведения?
– Как автор говорит об этом? Прочитайте.
– Каким мы его видим в конце произведения? (Он стал щедрым, благодарным.)
– Почему он изменился? (Он понял, что без друзей очень трудно.)
– Кто помог ему понять это? ( Собака. Она прошептала две пословицы.)
– Прочитайте первую пословицу.
(Слайд 11)
— Определите тему. (О дружбе.)
– Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей.)
– Прочитайте вторую пословицу. Определите тему. (О доброте.)
– Поясните?
– Какую главную мысль хотел донести автор до читателей? (Главное в жизни – дружба, доброта, душевная щедрость человека.)
VI. Включение в систему знаний и закрепления
– Кто написал это произведение? (Е.Пермяк.)
– Обратимся к тетради и выполним задание на с.28.
– Прочитайте. (Прочитайте, подчеркни фамилию, имя, отчество автора.)
– Что нового узнали об авторе? (Отчество – Андреевич.)
– Чтобы написать такое произведение, какими качествами должен обладать автор? (Он – добрый, умный, добродушый, любит детей.)
– Рассмотрите его портрет.
(Слайд 12)
– Вернёмся к началу урока, вспомним, что предполагали.
– Теперь можете определить, к какому жанру относится это произведение? (Это – сказка, т.к. разговаривают животные.)
— Какая сказка? (Авторская, литературная.)
– Какова тема этой сказки? (Это сказка о детях, т.к. главный герой-Костя.)
– Выполним в тетради задание №2. (Составь модель обложки произведения.)
– Что может помочь в составлении обложки? (Памятка в конце тетради.)
– Сверьтесь, пожалуйста, с образцом. (Не согласны, т.к. это сказка, а не рассказ.)
(
Слайд 12,13)
– Что можете сказать по модели обложки? (Сегодня на уроке мы читали сказку Е.А.Пермяка, эта сказка о детях.)
– Какие произведения подойдут к предыдущей модели?
( «Пичугин мост», «Смородинка», «Торопливый ножик».)
(
Слайд 14)
– Что общего у всех этих произведений? (Автор – Е.А.Пермяк. Тема – о детях.)
VII. Домашнее задание (на выбор)
– Дома я предлагаю выполнить следующие задания:
(Слайд 14)
На дом:
-
выполнить задания в тетради 3,4;
-
рассказать об одном из мальчиков (памятка 6);
-
найти пословицы о дружбе, о доброте.
VIII.Рефлексия
– Итак, сегодня на уроке мы познакомились с произведением Е.А.Пермяка «Две пословицы».
– Чему учит это произведение? (Учит тому, что главное в жизни — доброта, душевная щедрость, дружба.)
– У вас на столах лежат лепестки, на которых написаны эти качества. Выберите, пожалуйста, самые важные, которые должны быть у человека. (Дети выбирают лепестки.)
– Я вижу, что вы выбрали все эти качества. Значит, они все важны
для человека. (Слайд 16)
– Из этих лепестков мы собрали цветок качеств, необходимых человеку. Лепестков у цветка много, но не все заполнены. Почему? (Это не все качества, необходимые человеку.)
– Мы будем читать новые произведения, узнавать другие хорошие качества и постепенно заполнять наш цветок.
– В исполнении ребят звучит песня «Дорога добра». (Звучит песня «Дорога добра».)
infourok.ru
Евгений Пермяк — Смородинка: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих
Танюша много слышала о черенках, а что это такое — не знала.
Однажды отец принес пучок зеленых прутиков и сказал:
— Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.
Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки — чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:
— Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?
А отец отвечает:
— Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.
Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.
Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелегкая это работа. Сперва надо дерн снять, потом комья разбить. А дерн у земли толстый да жесткий. И комья твердые.
Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.
Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Все сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать.
Пришел долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.
К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А еще через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.
Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку:
— Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растет. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.
skazki.rustih.ru