Peskarlib.ru > Русские авторы > Евгений ПЕРМЯК
Добавлено: 12 февраля 2011 | Просмотров: 79405
Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя — наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости — колбасы.
Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать — только глазеть.
Шел Костя на ярмарку лесом, шел — да заблудился. Вдруг видит — голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.
— Покажи мне, голубь, дорогу, — просит Костя. — Я тебе денежку дам.
Голубь на это отвечает:
— Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?
— А я Федин товарищ, — отвечает Костя.
— Тогда другое дело, — говорит голубь. — Покажу.
Показал голубь Косте дорогу, и тот дальше пошел. Идет и видит: мост через реку снесло, а как брод найти, не знает. Вдруг, смотрит, плотвичка к нему подплывает и говорит:
— Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.
И показала.
Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.
Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:
— Не горюй! Жди меня тут.
А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.
Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.
Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчел.
Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.
— Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!
Тот глазам не верит.
— Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал.
— Теперь я всегда таким буду, — говорит Костя и товарища обнимает.
Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».
Евгений Пермяк
Мать-мачеха
Снесла непутевая Кукушка три яйца. Одно — в иволгино гнездо, другое — в желнино, третье — в щеглиное. Снесла беззаботная мать и улетела в веселые леса куковать, годы предсказывать, людям голову морочить, свою душеньку тешить. Читать…
Евгений Пермяк
Золотой гвоздь
Без отца Тиша рос, в бедности. Ни кола, ни двора, ни курицы. Только клин отцовской земли остался. По людям Тиша с матерью ходили. Маялись. И ниоткуда ни на какое счастье надежды у них не было. Совсем мать с сыном руки опустили… Читать…
peskarlib.ru
Е. Пермяк. Две пословицы
О детях и для детей
Ответы к стр. 28 — 29
Евгений Пермяк
Две пословицы
Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя — наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости — колбасы. Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать? Только глазеть. Шёл Костя на ярмарку лесом, шёл да заблудился. Вдруг видит — голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают. — Покажи мне, голубь, дорогу! — просит Костя. — Я тебе денежку дам. Голубь на это отвечает: — Зачем же мне твоя денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал? — А я Федин товарищ, — отвечает Костя. — Тогда другое дело, — говорит голубь. — Покажу. Показал голубь Косте дорогу, и тот дальше пошёл. Идёт — и видит: мост через реку снесло, а как брод найти, не знает. Вдруг смотрит — плотвичка к нему подплывает и говорит: — Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу. И показала. Пришёл Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Столько времени копил! Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чём дело, и говорит Косте: — Не горюй! Жди меня тут. А у собак известно нюх хороший. Они всё могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут. Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула. Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идёт Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчёл. Пришёл Костя к себе в деревню, нашёл Федю и подаёт ему семиголосую гармошечку: — Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек! Тот глазам не верит. — Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал! — Теперь я всегда таким буду, — говорит Костя и товарища обнимает.
Ничего не понимает Федя. Что с Костей произошло? Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». «Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».
1. Кто написал это произведение? Подчеркни имя, отчество и фамилию автора.
Проиведение «Две пословицы» написал Евгений Андреевич Пермяк.
2. Сделай модель обложки.
3. Кто помогал Косте? Запиши.
Голубь, плотвичка, кудлатая собака.
4∗. Что шепнула Косте собака на ярмарке? Допиши предложение.
А шепнула она ему две пословицы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». «Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 2 класс. Ефросинина Л. А. 2014 г.
ГДЗ. 2 класс
e-razumniki.ru
Пермяк Е. А. — Две пословицы | Развивайка
Евгений Андреевич Пермяк — Две пословицы
Евгений Пермяк
Две пословицы
Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя — наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости — колбасы. Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать? Только глазеть. Шёл Костя на ярмарку лесом, шёл да заблудился. Вдруг видит — голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают. — Покажи мне, голубь, дорогу! — просит Костя. — Я тебе денежку дам. Голубь на это отвечает: — Зачем же мне твоя денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал? — А я Федин товарищ, — отвечает Костя. — Тогда другое дело, — говорит голубь. — Покажу. Показал голубь Косте дорогу, и тот дальше пошёл. Идёт — и видит: мост через реку снесло, а как брод найти, не знает. Вдруг смотрит — плотвичка к нему подплывает и говорит: — Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу. И показала. Пришёл Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Столько времени копил! Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чём дело, и говорит Косте: — Не горюй! Жди меня тут. А у собак известно нюх хороший. Они всё могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут. Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула. Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идёт Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчёл. Пришёл Костя к себе в деревню, нашёл Федю и подаёт ему семиголосую гармошечку: — Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек! Тот глазам не верит. — Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал! — Теперь я всегда таким буду, — говорит Костя и товарища обнимает.
Ничего не понимает Федя. Что с Костей произошло? Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». «Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».
razviwaika.ru
Е пермяк две пословицы — Пословицы и поговорки
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
«А. Митта. Шар в окошке.
Е. Пермяк. Две пословицы»
УЧИТЕЛЬ:
Тема «А. Митта. Шар в окошке. Е. Пермяк. Две пословицы»
Цели урока:
образовательные: познакомить учащихся с новыми произведениями, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий «ярмарка», «пригоршня», «гривенник»;
развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование: компьютер и проектор, портреты писателей А. Митты и Е. Пермяка, карточки на доске по сказкам В. Сутеева, макеты обложек произведений, карточки для фонетической зарядки, аудиозаписи, учебник и хрестоматия, рабочие тетради
Учебник: . Литературное чтение.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия
Ход урока
1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока.
Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
На сегодняшнем уроке мы будем
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
План рассказа составлять,
Выразительно читать.
2.Актуализация полученных ранее знаний и умений.
— На дом вчера вы получили творческое задание, которое вы выполняли по группам.
1 группа работала в библиотеке, она искала различные сказки В. Сутеева. Готовьте свое задание у доски.
2 группа разыскивала героев сказок В. Сутеева. Возьмите маркеры и работайте на другой стороне доски.
3 группа составляла модель обложки произведения В. Сутеева, которое вы читали дома, вспоминала, чем отличается рассказ от сказки.
— Кто из вашей группы будет составлять модель обложки?
4 группа отрабатывала выразительное чтение.
— Послушаем выразительное чтение по ролям. Прочитать по ролям отрывок на с. 46 в учебнике.
— Молодцы! А теперь послушаем ответ 3 группы, кто у вас отвечает? Докажите, почему это сказка? (Сказка — это произведение устного народного творчества. Главное в сказке — вымысел, фантазия. Рассказ- это небольшое произведение. В нем автор описывает события, которые бывают в жизни).
-Ребята, а как считаете вы, кто же из героев сказки лучше?
Сутеев открывает нам мир человеческих отношений. Какие сказки Владимира Григорьевича Сутеева вы нашли в библиотеке? Дадим слово 1 группе.
— А каких героев сказок вы знаете? Дадим слово 2 группе.
— Ребята, а кого бы вы еще дополнили?
Работа в тетрадях.
— Откройте рабочие тетради, назовите героев сказки «Кто лучше?».
— Какой была девочка?
— Какое слово вы не захотели отмечать в своей тетради?
— Какие загадки вы записали дома в свои тетради о героях сказки? Прочитайте.
3. Сообщение новой темы урока.
— На сегодняшнем уроке мы продолжим складывать кирпичики нашего дома добра и дружбы, который мы начали строить 1 сентября. Мы положили кирпичики доброты, трудолюбия, уважения, а сегодня мы закладываем одни из самых важных кирпичиков – кирпичики дружбы. Ребята, вы помните наш «Фонарик дружбы», сегодня мы зажжем его вновь, чтобы в нашем доме было тепло и уютно.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо, звучит тихая мелодия
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
Много сказок, много рассказов написано о дружбе, а мы сегодня будем знакомиться только с двумя произведениями. Ваша задача определить, каков жанр и тема этих произведений?
— На уроке мы будем много читать. Прежде, чем читать сделаем речевую разминку.
3.Речевая разминка.
— Итак, вперед, разминка ждет!
Упражнение 1.Артикуляционная гимнастика.
— Открыть рот, кончиком языка поднять к верхним зубам, потом опустить вниз, повернуть вправо, влево, кругом.
Упражнение 2. Развитие высоты голоса.
а) Повышение и понижение голоса при произнесении гласных:
У У У У
У У У У
У У
О О О ОО О О О
О О
а а а а
а а а а
а а
и и и и
и и и и
и и
э э э э
э э э э
Упражнение3. Дыхательная гимнастика.
Погасите активным и прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей (фу! –фу! –фу!)
Упражнение 4.На развитие интонационной выразительности речи.
Мы завтра идем в поход.
Прочитайте
Печально
Удивлённо
Радостно
— Молодцы! Мы готовы к дальнейшей работе.
4.Организация восприятия и усвоения учащимися материала.
—Девизом нашей дальнейшей работы мы возьмем слова из замечательной детской песни, давайте прочитаем все вместе.
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много.
— Сегодня мы знакомимся с произведением А. Митта «Шар в окошке».
(1 абзац читаю сама, а дальше чтение текста про себя самостоятельно)
— Прочитайте, что же случилось с Колей дальше.
Работа с текстом.
— Почему Коле стало хорошо?
— Какие друзья у Коли?
5. Организация осмысления учащимися нового материала
— Нам нужно подготовиться к подробному пересказу этого текста. Давайте составим план. Разложите эти карточки в нужном порядке по сюжету текста.
Составление плана.
Определение тона чтения.
— Ребята, давайте, определим тон чтения всего текста.
В начале текста? (печальный, скучный)
В середине текста? (удивленный)
В конце текста? (радостный)
Словарная работа.
— Давайте поработаем над некоторыми словами и выражениями.
Компресс
— Поднимите руки, кому мама хоть раз ставила компресс.
-Четко проговаривайте за мной.
Нос от капель щиплет
— Обратите внимание на длительную паузу.
Нельзя,//заразиться могут.
Чтение текста по составленному плану.
6. Первичная проверка понимания рассказа
Пересказ по плану.
-Давайте попробуем подробно пересказать этот текст по плану.
Составление модели обложки.
—Автор, тема, жанр произведения, название.
7. Организация деятельности школьников в рабочей тетради.
— О ком или о чем этот рассказ?
— Какими вы представляете друзей Коли?
— Какая пословица подходит к этому рассказу?
Физкультминутка (по Базарному).
Левой рукой покажите красный шарик на стене и внимательно посмотрите на него, правой рукой покажите зеленый шарик на стене и внимательно посмотрите на него, найдите шарик на потолке и посмотрите на него, а теперь посмотрите на шарик в книге (смена фокуса зрения).
8. Организация восприятия и усвоения учащимися нового произведения
Знакомство с произведением Е. Пермяка «Две пословицы».
— Познакомимся с новым произведением Евгения Андреевича Пермяка «Две пословицы».
Ваша задача: выяснить жанр и тему произведения. Доказать свою точку зрения. Составить модель обложки произведения.
Не все слова в тексте вам будут понятны, давайте разберемся.
Словарная работа.
Ярмарка — большая торговля с развлечениями
Пригоршня – горсть (ладонь)
Медяки – медные копейки
Пятак – 5 копеек
Гривенник 0 копеек
Глазеть – смотреть с удивлением
Плотвичка – вид мелкой рыбы
Кудлатая (……….) собака
Семиголосая гармошечка (звучат все семь нот)
Познакомить вас с текстом мне помогут Валерия и Дима.
9. Организация осмысления учащимися нового материала
Составление обложки.
— Кто автор?
— Жанр, тема? Почему?
— Как называется это произведение?
Работа по тексту. Выборочное чтение.
— Прочитайте словесный портрет Кости, Феди.
— Кто помогал Косте?
— Что шепнула собака Косте на ярмарке?
— Давайте разберем сюжетную линию сказки по нашей схеме.
-С чего начинается сюжет сказки?
-Как развивается действие?
— Самый напряженный момент?
— Как продолжается действие?
— Чем заканчивается сюжет сказки?
( на экране появляются две пословицы)
— Как вы можете объяснить смысл этих пословиц?
10. Первичная проверка понимания рассказа: выборочное чтение по схеме развития сюжетной линии сказки.
Вывод.
— озаглавил свое произведение «Две пословицы»?
— О дружбе сложено так много песен, а одну из них мы пели на уроке музыки. Давайте вспомним эти слова и прочитаем хором.
Друг в беде не бросит.
Лишнего не спросит.
Вот что значит настоящий
Верный друг!
11. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке: сравнение двух произведений (жанр, тема, выводы)
— Мы рассмотрели два произведения. Давайте сравним модели обложек.
— В чем отличия?
— Чем похожи эти произведения?
— Чему учит рассказ А. Митты «Шар в окошке»?
— Чему учит сказка Е. Пермяка «Две пословицы»?
12. Разноуровневое домашнее задание.
1. Прочитать два текста с.47-50
2. Подготовить подробный пересказ «Шар в окошке».
3. 1 группа. Разбить сказку Е. Пермяка «Две пословицы» на части в соответствии со схемой развития сюжета.
4. 2 группа. В рабочей тетради выполнить задание на с.28-29 по произведению «Две пословицы».
13. Рефлексия.
— У вас на столах лежат нарисованные шарики. Они у вас будут грустить или радоваться после нашего урока. Нарисуйте ваше отношение. Покажите друг другу. А к нам на урок стучится красный шарик, который на своей ниточке унесет наш привет всем людям, которые нуждаются в добром и надежном друге.
_________________________________ Е.А.Пермяк «Две пословицы» ТЕСТ Что покупал Федя, как только у него появлялись деньги? а) игрушки б) оружие в) корм для животных Федя не поехал на ярмарку, потому что: а) мама не разрешила б) Костя не взял с собой в) не было денег 3. На ярмарку Костя шёл через: а) город б) лес в) поле 4. Первым на дороге Костя повстречал: а) собаку б) голубя в) старичка-лесовичка 5. Дорогу через речку показала Косте: а) щучка б) плотвичка в) ставридка 6. На ярмарке у Кости украли: а) деньги б) велосипед в) всё вместе 7. Вора нашла: а) полиция б) кошка в) собака 8. Чего Костя НЕ купил? а) гармошку б) сладости в) балалайку 9. Когда Костя подарил Феде гармошку, тот: а) удивился б) поблагодарил в) попросил ещё и конфет 10. Какую пословицу собачка НЕ прошептала Косте? а) «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.» б) «Бережливым быть хорошо, а добрым лучше.» в) «Друзья познаются в беде.»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Е. Пермяк «Две пословицы», главная мысль и краткое содержание. Какай жанр?
-
Краткое содержание
Жили-были два друга, Костя, который денюжки копил и Федя, который деньги тратил на угощение животным.
Один раз взял Костя денег из копилки и пошел на ярмарку да заблудился. А чтобы птицы и животные ему помогли дорогу найти прикинулся Фединым другом.
Пришел на ярмарку, а деньги у него и вытащили. Помогла собака Косте как Фединому другу найти его деньги и что-то сказала ему на ушко.
На обратной дороге Косте всех зверей угощал на свои деньги и Феде гармошку купил. Федя удивился, а Костя пообещал другу всегда таким оставаться.
Все дело в том, что собака сказала на ушко Косте. А сказала она ему всем известные пословицы.
Главная мысль в сказке quot;Две пословицыquot;, что добро человеку возвращается и не все на деньги можно купить, поэтому лучше иметь хорошего, чем иметь много денег.
-
Краткое содержание сказки Две пословицы
по жанру произведение сказка, т.к. разговаривают животные
авторская, литературная, т.к. есть автор
по теме сказка о детях, т.к. главный герой мальчик Костя
это произведение учит тому, что главное в жизни благодарность, доброта, душевная щедрость, дружба
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
«А. Митта. Шар в окошке.
Е. Пермяк. Две пословицы»
УЧИТЕЛЬ: Бугакова Ольга Григорьевна
Тема «А. Митта. Шар в окошке. Е. Пермяк. Две пословицы»
Цели урока:
образовательные: познакомить учащихся с новыми произведениями, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий «ярмарка», «пригоршня», «гривенник»;
развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование: компьютер и проектор, портреты писателей А. Митты и Е. Пермяка, карточки на доске по сказкам В. Сутеева, макеты обложек произведений, карточки для фонетической зарядки, аудиозаписи, учебник и хрестоматия, рабочие тетради
Учебник: Л. А. Ефросинина. Литературное чтение.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия
Ход урока
1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока.
Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
На сегодняшнем уроке мы будем
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
План рассказа составлять,
Выразительно читать.
2.Актуализация полученных ранее знаний и умений.
— На дом вчера вы получили творческое задание, которое вы выполняли по группам.
1 группа работала в библиотеке, она искала различные сказки В.Сутеева. Готовьте свое задание у доски.
2 группа разыскивала героев сказок В.Сутеева. Возьмите маркеры и работайте на другой стороне доски.
3 группа составляла модель обложки произведения В. Сутеева, которое вы читали дома, вспоминала, чем отличается рассказ от сказки.
— Кто из вашей группы будет составлять модель обложки?
4 группа отрабатывала выразительное чтение.
— Послушаем выразительное чтение по ролям. Прочитать по ролям отрывок на с. 46 в учебнике.
— Молодцы! А теперь послушаем ответ 3 группы, кто у вас отвечает? Докажите, почему это сказка? (Сказка — это произведение устного народного творчества. Главное в сказке — вымысел, фантазия. Рассказ- это небольшое произведение. В нем автор описывает события, которые бывают в жизни).
-Ребята, а как считаете вы, кто же из героев сказки лучше?
Сутеев открывает нам мир человеческих отношений. Какие сказки Владимира Григорьевича Сутеева вы нашли в библиотеке? Дадим слово 1 группе.
— А каких героев сказок В.Г.Сутеева вы знаете? Дадим слово 2 группе.
— Ребята, а кого бы вы еще дополнили?
Работа в тетрадях.
— Откройте рабочие тетради, назовите героев сказки «Кто лучше?».
— Какой была девочка?
— Какое слово вы не захотели отмечать в своей тетради?
— Какие загадки вы записали дома в свои тетради о героях сказки? Прочитайте.
3. Сообщение новой темы урока.
— На сегодняшнем уроке мы продолжим складывать кирпичики нашего дома добра и дружбы, который мы начали строить 1 сентября. Мы положили кирпичики доброты, трудолюбия, уважения, а сегодня мы закладываем одни из самых важных кирпичиков – кирпичики дружбы. Ребята, вы помните наш «Фонарик дружбы», сегодня мы зажжем его вновь, чтобы в нашем доме было тепло и уютно.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо, звучит тихая мелодия
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
Много сказок, много рассказов написано о дружбе, а мы сегодня будем знакомиться только с двумя произведениями. Ваша задача определить, каков жанр и тема этих произведений?
— На уроке мы будем много читать. Прежде, чем читать сделаем речевую разминку.
3.Речевая разминка.
— Итак, вперед, разминка ждет!
Упражнение 1.Артикуляционная гимнастика.
— Открыть рот, кончиком языка поднять к верхним зубам, потом опустить вниз, повернуть вправо, влево, кругом.
Упражнение 2. Развитие высоты голоса.
а) Повышение и понижение голоса при произнесении гласных:
У У У У
У У У У
У У
О О О О О О О О
О О
а а а а
а а а а
а а
и и и и
и и и и
и и
э э э э
э э э э
Упражнение3. Дыхательная гимнастика.
Погасите активным и прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей (фу! –фу! –фу!)
Упражнение 4.На развитие интонационной выразительности речи.
Мы завтра идем в поход.
Прочитайте
Печально
Удивлённо
Радостно
— Молодцы! Мы готовы к дальнейшей работе.
4.Организация восприятия и усвоения учащимися материала.
—Девизом нашей дальнейшей работы мы возьмем слова из замечательной детской песни, давайте прочитаем все вместе.
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много.
— Сегодня мы знакомимся с произведением А.Митта «Шар в окошке».
(1 абзац читаю сама, а дальше чтение текста про себя самостоятельно)
— Прочитайте, что же случилось с Колей дальше.
Работа с текстом.
— Почему Коле стало хорошо?
— Какие друзья у Коли?
5. Организация осмысления учащимися нового материала
— Нам нужно подготовиться к подробному пересказу этого текста. Давайте составим план. Разложите эти карточки в нужном порядке по сюжету текста.
Составление плана.
Определение тона чтения.
— Ребята, давайте, определим тон чтения всего текста.
В начале текста? (печальный, скучный)
В середине текста? (удивленный)
В конце текста? (радостный)
Словарная работа.
— Давайте поработаем над некоторыми словами и выражениями.
Компресс
— Поднимите руки , кому мама хоть раз ставила компресс.
-Четко проговаривайте за мной.
Нос от капель щиплет
— Обратите внимание на длительную паузу.
Нельзя,//заразиться могут.
Чтение текста по составленному плану.
6. Первичная проверка понимания рассказа
Пересказ по плану.
-Давайте попробуем подробно пересказать этот текст по плану.
Составление модели обложки.
—Автор, тема, жанр произведения, название.
7. Организация деятельности школьников в рабочей тетради.
— О ком или о чем этот рассказ?
— Какими вы представляете друзей Коли?
— Какая пословица подходит к этому рассказу?
Физкультминутка (по Базарному).
Левой рукой покажите красный шарик на стене и внимательно посмотрите на него, правой рукой покажите зеленый шарик на стене и внимательно посмотрите на него, найдите шарик на потолке и посмотрите на него, а теперь посмотрите на шарик в книге (смена фокуса зрения).
8. Организация восприятия и усвоения учащимися нового произведения
Знакомство с произведением Е.Пермяка «Две пословицы».
— Познакомимся с новым произведением Евгения Андреевича Пермяка «Две пословицы».
Ваша задача: выяснить жанр и тему произведения. Доказать свою точку зрения. Составить модель обложки произведения.
Не все слова в тексте вам будут понятны, давайте разберемся.
Словарная работа.
-
Ярмарка — большая торговля с развлечениями
-
Пригоршня – горсть (ладонь)
-
Медяки – медные копейки
-
Пятак – 5 копеек
-
Гривенник 0 копеек
-
Глазеть – смотреть с удивлением
-
Плотвичка – вид мелкой рыбы
-
Кудлатая (……….) собака
-
Семиголосая гармошечка (звучат все семь нот)
Познакомить вас с текстом мне помогут Валерия и Дима.
9. Организация осмысления учащимися нового материала
Составление обложки.
— Кто автор?
— Жанр, тема? Почему?
— Как называется это произведение?
Работа по тексту. Выборочное чтение.
— Прочитайте словесный портрет Кости, Феди.
— Кто помогал Косте?
— Что шепнула собака Косте на ярмарке?
— Давайте разберем сюжетную линию сказки по нашей схеме.
-С чего начинается сюжет сказки?
-Как развивается действие?
— Самый напряженный момент?
— Как продолжается действие?
— Чем заканчивается сюжет сказки?
( на экране появляются две пословицы)
— Как вы можете объяснить смысл этих пословиц?
10. Первичная проверка понимания рассказа: выборочное чтение по схеме развития сюжетной линии сказки.
Вывод.
— Почему Евгений Пермяк озаглавил свое произведение «Две пословицы»?
— О дружбе сложено так много песен, а одну из них мы пели на уроке музыки. Давайте вспомним эти слова и прочитаем хором.
Друг в беде не бросит .
Лишнего не спросит.
Вот что значит настоящий
Верный друг!
11. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке: сравнение двух произведений (жанр, тема, выводы)
— Мы рассмотрели два произведения. Давайте сравним модели обложек.
— В чем отличия?
— Чем похожи эти произведения?
— Чему учит рассказ А. Митты «Шар в окошке»?
— Чему учит сказка Е.Пермяка «Две пословицы»?
12. Разноуровневое домашнее задание.
-
Прочитать два текста с.47-50
-
Подготовить подробный пересказ «Шар в окошке».
-
1 группа. Разбить сказку Е.Пермяка «Две пословицы» на части в соответствии со схемой развития сюжета.
-
2 группа. В рабочей тетради выполнить задание на с.28-29 по произведению «Две пословицы».
13. Рефлексия.
— У вас на столах лежат нарисованные шарики. Они у вас будут грустить или радоваться после нашего урока. Нарисуйте ваше отношение. Покажите друг другу. А к нам на урок стучится красный шарик, который на своей ниточке унесет наш привет всем людям, которые нуждаются в добром и надежном друге.
poslovica-pogovorka.ru