Цитаты и афоризмы шопенгауэр

А. Шопенгауэр: афоризмы цитаты мысли Артур ШОПЕНГАУЭР, немецкий философ            Люди похожи на дикобразов, идущих по ледяной снежной пустыне: они жмутся друг к другу от холода и страха, и колют др...

Артур ШОПЕНГАУЭР, немецкий философ   

     

  Люди похожи на дикобразов, идущих по ледяной снежной пустыне: они жмутся друг к другу от холода и страха, и колют друг друга своими иглами.   Кто не любит одиночества – тот не любит свободы. С точки зрения молодости, жизнь – это бесконечное будущее. С точки зрения старости – очень короткое прошлое. Человеческую жизнь нельзя назвать ни длинной, ни короткой, так как она именно и служит масштабом, которым мы измеряем все остальные сроки. Природный ум может заменить собою образование, но никакое образование не в силах заменить природного ума. Будем откровенны: как бы тесно не связывала людей дружба, любовь и брак, вполне искренно человек желает добра лишь самому себе. Каждый человек имеет в другом зеркало, в котором он может ясно разглядеть свои собственные пороки. Однако он обычно поступает при этом, как собака, которая лает на зеркало, предполагая, что видит там не себя, а другую собаку. Любой ум остаётся незамеченным тем, кто сам его не имеет. Постоянный приток чужих мыслей тормозит и заглушает собственные. Мы редко думаем о том, что имеем, но всегда беспокоимся о том, чего у нас нет. Обидеть человека — легко, исправить — невозможно. Есть только одно прирождённое заблуждение и состоит оно в том, что мы рождены для счастья. Самая дешёвая гордость – гордость национальная. Убогий человечек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит. В национальном характере мало хороших черт: ведь это характер толпы. Каждая нация насмехается над другой, и все они в одинаковой мере правы.      Государство —  намордник для животного, называющегося человеком. В практической жизни от гения проку не больше, чем от телескопа в театре. Все негодяи, к сожалению, общительны. Если шутка прячется за серьезное – это ирония; если серьезное за шутку – юмор. Жениться – значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. Не будучи в состоянии обмениваться мыслями, люди перебрасываются картами. Никто не жил в прошлом, никому не придется жить в будущем; настоящее и есть форма жизни.

Нужно

прожить долго, чтобы понять, как коротка жизнь. Первые сорок лет нашей жизни составляют текст, а дальнейшие тридцать лет – комментарии к этому тексту, дающие нам понять его истинный смысл. Ставить кому-нибудь памятник при жизни значит объявить, что нет надежды на то, что потомство его не забудет. То, что люди зовут судьбой, – это по большей части глупости, совершенные ими самими. Читать – значит думать чужой головой, вместо своей собственной. • Красота — это открытое рекомендательное письмо, заранее завоевывающее сердце. • Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг. • Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса, — сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, — как будто бы освежился купаньем в чистом источнике. • Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон: лишь в сообществе с другими он может сделать многое. • Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля. • Из личных свойств непосредственнее всего способствует нашему счастью веселый нрав. • Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика — когда они переходят меру справедливости. • Карточная игра — явное обнаружение умственного банкротства. Не будучи в состоянии обмениваться мыслями, люди перебрасываются картами. • Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. • Сострадание — основа всей морали. • Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать. • Чтобы жить среди мужчин и женщин, мы должны позволить каждому человеку быть самим собой. Если мы абсолютно осудим какого-либо человека, то ему не останется ничего другого, кроме как относиться к нам, как к смертельным врагам: ведь мы готовы предоставить ему право существовать лишь при условии, что он перестанет быть самим собой. • Эмпирические науки, когда ими занимаются только ради них самих, без всякой философской цели, подобны лицу без глаз. • У людей вообще замечается слабость доверять скорее другим, ссылающимся на сверхчеловеческие источники, чем собственным головам. • Час ребенка длиннее, чем день старика. • Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь. • Ставить кому-либо памятник при жизни — значит объявить, что нет надежды на то, что потомство его не забудет. • С точки зрения молодости жизнь есть бесконечно долгое будущее; с точки зрения старости — очень короткое прошлое. • Только веселость является наличной монетой счастья; все другое — кредитные билеты. • Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. • Ежели не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства. • Есть одна только врожденная ошибка — это убеждение, будто мы рождены для счастья. • Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. • Тщеславие делает человека болтливым. • В старости нет лучшего утешения, чем сознание того, что все силы в молодости отданы делу, которое не стареет. Болезнь есть целебное средство самой природы с целью устранить расстройство в организме; следовательно, лекарство приходит лишь на помощь целительной силе природы. Сродство гениальности и добродетели основано на следующем: ставить кому-либо памятник при жизни значит объявить, что нет надежды на то, что потомство его не забудет. То, что есть в человеке, бессомненно, важнее того, что есть у человека. То, что люди зовут судьбой, это по большей части глупости, совершенные ими самими. Только веселость является наличной монетой счастья; все другое — кредитные билеты. Тщеславие делает человека болтливым. У людей вообще замечается слабость доверять скорее другим, ссылающимся на сверхчеловеческие источники, чем собственным головам. У толпы есть глаза и уши и немногое сверх этого. Убогий человечек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит. Ученые — это те, кто начитался книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества это те, кто читал непосредственно в книге Вселенной. Философия, собственно говоря, есть стремление познавать в представлении то, что не принадлежит представлению и что тем не менее в нас самих сокрыто, потому что иначе мы были бы только представлением. Христианство учит: «Возлюби ближнего как самого себя». Я же говорю: «Познай на деле и в действительности самого себя не только в ближнем, но и в далеком». Час ребенка длиннее, чем день старика. С точки зрения молодости жизнь есть бесконечно долгое будущее; с точки зрения старости — очень короткое прошлое. Самая дешевая гордость — это гордость национальная. Самое действительное утешение в каждом несчастии и во всяком страдании заключается в созерцании людей, которые еще несчастнее, чем мы, — а это доступно всякому. Самоубийца именно потому и перестает жить, что не может перестать хотеть. Сигара может послужить хорошим суррогатом мысли. Оптимизм представляется мне не только нелепым, но и поистине бессовестным воззрением, горькой насмешкой над невыразимыми страданиями человечества. Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон: лишь в сообществе с другими он может сделать многое. Первая заповедь женской чести заключается в том, чтобы не вступать во внебрачное сожительство с мужчинами, дабы каждый мужчина вынуждался к браку, как к капитуляции. Первые сорок лет нашей жизни составляют текст, а дальнейшие тридцать лет комментарии к этому тексту, дающие нам понять его истинный смысл. По образу жизни, стремлениям и нравам насекомых и низших животных можно рассматривать как первые шаги природы; наши собственные свойства, качества и стремления находятся у них в зачаточном состоянии. Находить противоречия в мире значит не владеть истинным критицизмом и принимать два за одно. Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг. Не зависит ли гениальность от совершенства живого воспоминания? Ибо благодаря лишь воспоминанию, связывающему отдельные события жизни в стройное целое, возможно более широкое и глубокое разумение жизни, чем то, которым обладают обыкновенные люди. Не оспаривайте ничьих мнений; сообразите только, что если бы вам захотелось опровергнуть все нелепости, в которые люди верят, то вы могли бы достигнуть Мафусаилова возраста и все-таки не покончили бы с ними. Никто не жил в прошлом, никому не придется жить в будущем; настоящее и есть форма жизни. Нужно долго прожить, состариться, чтобы понять, как коротка жизнь. Карточная игра — явное обнаружение умственного банкротства. Не будучи в состоянии обмениваться мыслями, люди перебрасываются картами. Если б возможно было прозревать будущее так, как мы знаем прошедшее, тогда день смерти казался бы нам столь же близким, как прошлое, например, детство. Если шутка прячется за серьезное — это ирония; если серьезное за шутку — юмор. Есть одна только врожденная ошибка — это убеждение, будто мы рождены для счастья. Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. Жизнь и сновидения — страницы одной и той же книги. Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля. Из личных свойств непосредственнее всего способствует нашему счастью веселый нрав. Иной зоолог бывает в сущности не чем иным, как регистратором обезьян. Институт пажей я объясняю тем, что владетельные князья охотно держали при своих дворах сыновей своих вассалов в качестве заложников. Интеллектуальность, или представляемость — слишком слабый, вторичный, поверхностный феномен, чтобы на нем могла покоиться сущность всего остального; мир хотя и представляется в интеллекте, но он из него не вытекает, как учил Фихте. Истинная дружба — одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или где-то существуют. Истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собою. Глупец гоняется за наслаждениями и находит разочарование; мудрец же только избегает горя. Глупец подобен сонливому, грезящему каторжнику, мудрец, напротив, подобен каторжнику бодрствующему, видящему свои оковы и слышащему их лязг. Воспользуется ли он бодрствованием для совершения побега? Гордость есть внутреннее убеждение человека в своей высокой ценности, тогда как тщеславие есть желание вызвать это убеждение в других, с тайной надеждой усвоить его впоследствии самому. Делаемся ли мы высокомерными или, напротив, смиренными при виде убожества других? На одного оно действует так, на другого иначе — ив этом сказывается различие характеров. До меня философы заняты были учением о свободе воли; я же учу о всемогуществе воли. Дружба основывается на взаимном благе, на общности интересов; но как только интересы столкнулись — дружба расторгается: ищи ее в облаках. Ежели не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства. К какому выводу в конце концов пришли Вольтер, Юм и Кант? К тому, что мир есть госпиталь для неизлечимых. Каждая нация насмехается над другой, и все они в одинаковой мере правы. Каждого писателя следует толковать так, как он сам того пожелал бы. Такого отношения требует, с одной стороны, справедливость, с другой — польза самого изучения. Каждому из нас доступно следующее утешение: смерть так же естественна, как и жизнь, а там, что будет, — это мы увидим. Когда я слушаю музыку, мне часто представляется, что жизнь всех людей и моя собственная суть сновидения некоего вечного духа и что смерть есть пробуждение. Королей и слуг называют лишь по имени, а не по фамилии. Это две крайние ступени общественной лестницы. Красота — это открытое рекомендательное письмо, заранее завоевывающее сердце. Лучше обнаруживать свой ум в молчании, нежели в разговорах. Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди. Мы жили и снова будем жить. Жизнь есть ночь, проводимая в глубоком сне, часто переходящем в кошмар. Образование относится к естественным преимуществам интеллекта, как планеты и спутники к солнцу. Ибо обыкновенный, образованный человек говорит не то, что сам думает, а что другие думали, и делает не то, что мог бы сам сделать, а то, чему научился от других. Объективно — честь есть мнение других о нашей ценности, а субъективно — наша боязнь перед этим мнением. Обыватель — это человек, постоянно и с большой серьезностью занятый реальностью, которая в самом деле нереальна. Одиночество есть жребий всех выдающихся умов. Одним из существенных препятствий для преуспеяния рода человеческого следует считать то, что люди слушаются не того, кто умнее других, а того, кто громче всех говорит. Сколько бы раз ни погибала, вследствие космических переворотов, земная поверхность со всеми живыми существами и сколько бы ни появилось новых, — все это будет не что иное, как лишь перемена декорации на всемирной сцене. Следует воздерживаться в беседе от всяких критических, хотя бы и доброжелательных замечаний: обидеть человека легко, исправить же трудно, если не невозможно. Смерть Сократа и распятие Христа принадлежат к характернейшим признакам человечества. Со смертью каждого человека исчезает и некий мир, который он носил в голове своей. Чем интеллигентнее была голова, тем отчетливее, яснее, значительнее был и мир, и тем ужаснее исчезновение его. Со смертью животного исчезает только убогая рапсодия или эскиз какого-то мира. Собираясь в житейский путь, полезно захватить с собой огромный запас осторожности и снисходительности; первая предохранит от вреда и потерь, вторая — от споров и ссор. Сообразовать философию с видами властей и делать ее орудием для добывания денег и должностей, по моему, все равно, что причащаться с целью утолить голод и жажду. Сострадание — основа всей морали. Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать. Человек избегает, выносит или любит одиночество сообразно с тем, какова ценность его Я. Человеческую жизнь нельзя, в сущности, назвать ни длинной, ни короткой, так как в сущности она именно и служит масштабом, которым мы измеряем все остальные сроки. Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь. «Через грех смерть вошла в мир», — говорит христианское учение. Но смерть есть лишь преувеличенное, резкое, кричащее, тяжеловесное выражение того, что есть сам мир. Следовательно, вернее будет сказать: мир есть сплошной грех. Читать значит думать чужой головой вместо своей собственной. Что для спящего его сновидения, то для умершего, может быть, появление его живущим, если только привидения имеют реальность и в объективном смысле. Эгоизм, вооруженный разумом, старается избегнуть своих же собственных дурных последствий, направляющихся против него самого. Эмпирические науки, когда ими занимаются только ради них самих, без всякой философской цели, подобны лицу без глаз. Я не думаю, чтобы у гениального человека мог быть большой рот: эта черта слишком напоминает животное. Кроме того, я придерживаюсь того мнения, что лоб и глаза служат выражением интеллекта, а рот — выражением воли. В математике ум исключительно занят собственными формами познавания — временем и пространством, следовательно, подобен кошке, играющей собственным хвостом. В минуту смерти эгоизм претерпевает полное крушение. Отсюда страх смерти. Смерть поэтому есть некое поучение эгоизму, произносимое природой вещей. В национальном характере мало хороших черт: ведь субъектом его является толпа. В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле. В практической жизни от гения проку не больше, чем от телескопа в театре. В старости нет лучшего утешения, чем сознание того, что все силы в молодости отданы делу, которое не стареет.

Читайте также:  Афоризмы про глаза

ЖИЗНЬ, ФАКТЫ,  КОРОТКАЯ БИОГРАФИЯ:

Артур Шопенгауэр — немецкий философ-пессимист. Шопенгауэр родился в г. Данциг (совр. Гданьск) 28 февраля 1788 г. Его отцом был обеспеченный торговец, образованный человек, горячий поклонник Вольтера. Мать будущего философа являлась писательницей и держала литературный салон. Систематического образования Шопенгауэр в детские годы не получил. Девятилетним мальчиком Артур оказался в Гавре: туда его отправил отец к своему партнеру и другу для обучения коммерции. В 1799 г. он становится воспитанником частной гимназии в Рунге — элитарном заведении. Несколько месяцев в течение 1803 г. он получал образование в Уимблдоне, побывал в других европейских странах. Обучаться премудростям торгового дела продолжил в 1705 г., когда его устроили в контору крупной гамбургской компании. Артур следовал, скорее, воле отца, чем собственным устремлениям. Тем не менее будущий философ на всю жизнь сохранил благодарность родителям за то, что имел возможность заниматься любимым делом, не думая о заработке. Весной 1705 г. Шопенгауэр-старший погиб, и мать дала возможность Артуру выстраивать жизнь по собственному сценарию. Потратив два года на подготовку, в 1809 г. Шопенгауэр становится студентом медицинского факультета Геттингенского университета, а спустя полгода, не забывая о медицине, переводится на философский факультет, особый интерес проявляя к наследию И. Канта. В 1811 г. он переезжает в Берлин и в октябре этого же года становится доктором философии — эту степень присвоил Шопенгауэру Йенский университет, получив от него диссертацию. Вскоре увидела свет первая его работа — «О четверояком корне закона достаточного основания». В марте 1818 г. был окончен первый том главного труда жизни — «Мир как воля и представление». Его философ написал в Дрездене, куда переехал в 1814 г. после серьезного ухудшения отношений с матерью. Первое издание имело несчастливую судьбу и стало причиной глубокого разочарования. Расстроенный Шопенгауэр уезжает путешествовать в Италию, а летом 1820 г. обосновывается в Берлине и получает в местном университете звание приват-доцента. Известен и такой факт из его биографии: пробные лекции Шопенгауэра совершенно не понравились Гегелю. Профессором ему так и не удалось стать, поэтому он уволился из университета и весной 1822 г. снова отправился на юг Европы. Вернувшись на родину, он в 1831 г. на долгие годы покидает Берлин в связи с эпидемией холеры; новым местом его жительства становится Франкфурт-на-Майне. Все, что выходило из-под его пера, представляло собой дополнение к первому тому главного сочинения или же предназначалось для его популяризации. В 1839 г. Шопенгауэр стал обладателем премии Королевского норвежского научного общества: таким образом была отмечена его конкурсная работа «О свободе человеческой воли». В 40-ых гг. он заявил о себе как один из первых в стране членов зоозащитных организаций. В 1843 г. увидело свет новое издание труда «Мир как воля и представление», который становится двухтомным. Последняя работа – «Парерга и паралипомена» (1851) — имела большой успех, Шопенгауэр становился все более и более знаменитой личностью, однако духовное одиночество было его постоянным спутником. Учение Шопенгауэра, изложенное в его главной работе и дополнениях к ней, получило название пессимистической философии. Шопенгауэр считал этот мир наихудшим из возможных, говорил о бессмысленности жизни, невозможности достичь удовлетворения, что становится глубинной причиной неотвратимых страданий, ждущих каждого человека, считал счастье иллюзорным. Распространенной его система воззрений стала во 2-ой половине XIX ст.; его идеи, а также афористичность стиля работ оказали влияние на мировоззрение целого ряда крупных мыслителей, среди которых был Фридрих Ницше, З. Фрейд, К. Юнг, Альберт Эйнштейн, Льва Толстого. Артур Шопенгауэр скончался во Франкфурте-на-Майне 21 сентября 1860 г.                                         ……………………………………………………………….. © Copyright: Артур Шопенгауэр (афоризмы)   

Читайте также:  Афоризмы про космос

aforizmo.ru

Цитаты Артура Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр (1788860 гг.) — немецкий философ, один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп.

Шопенгауэр Артур — цитаты и афоризмы.

4 Октября 2011

Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.

29 Сентября 2011

Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.

4 Октября 2011

Ежели не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства.

26 Сентября 2011

У людей вообще замечается слабость доверять скорее другим, ссылающимся на сверхчеловеческие источники, чем собственным головам.

Художница Жизни 26 Декабря 2016

Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так — все ночи напролет.

22 Сентября 2011

Есть одна только врожденная ошибка — это убеждение, будто мы рождены для счастья.

30 Сентября 2011

Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать.

24 Сентября 2011

Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса, — сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, — как будто бы освежился купаньем в чистом источнике.

Читайте также:  Цитаты афоризмы сальвадор дали

16 Сентября 2011

Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон: лишь в сообществе с другими он может сделать многое.

4 Октября 2011

Только веселость является наличной монетой счастья; все другое — кредитные билеты.

24 Сентября 2011

Из личных свойств непосредственнее всего способствует нашему счастью веселый нрав.

millionstatusov.ru

Афоризмы Артура Шопенгауэра

Немецкий мыслитель, представитель философии пессимизма – Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 г., Данциг, ныне Гданьск, Польша.

Один из самых известных мыслителей иррационализма, увлекался мистикой, изучал философию Канта и философские идеи Востока (Упанишады), критиковал своих современников Гегеля и Фихте.

Артур Шопенгауэр происходил из состоятельной купеческой семьи. Получил среднее образование в Гамбурге, впоследствии учился в гимназии в Готе, брал уроки по древним языкам. В совершенстве владел латинским, английским, французским, итальянским и испанским языками.

В 1809 г. поступил в Гёттингенский университет на медицинский факультет, а затем перешёл на философский.

Переехал в Берлин, где посещал лекции Фихте и Шлейермахера. Докторскую диссертацию «О четверояком корне закона достаточного основания» защитил в Йенском университете в 1813 г.

В 1819 г. опубликовал свой основной философский труд «Мир как воля и представление», популяризацией которого Шопенгауэр занимался до самой своей смерти.

В 1831 г. из-за эпидемии холеры покидает Берлин и поселяется во Франкфурте-на-Майне, где жил в уединении до самой смерти.

В 1839 г. получил премию Королевского норвежского научного общества за конкурсную работу «О свободе человеческой воли».

Был старым холостяком, славился своей внутренней и душевной свободой, здоровье ставил на первое место, отличался резкостью суждений. Был крайне честолюбив и подозрителен. Панически боялся умереть от заразной болезни и, чуть прознав о возможной эпидемии, сразу же менял место жительства. В последние десять лет жизни Шопенгауэр, наконец получил признание, на которое тщетно уповал все предшествующие годы.

21 сентября 1860 г. Шопенгауэр скончался от пневмонии. На могильном камне философа всего два слова: «Артур Шопенгауэр».

Оставленные нам в наследство афоризмы Шопенгауэра содержат легкий налет мистицизма и пессимизма.

+3 Загрузка… В рубрике: Богатство 0 Загрузка… В рубриках: Женщины, Мужчины Загрузка… В рубриках: Здоровье, Счастье +5 Загрузка… В рубрике: Брак Загрузка… В рубриках: Жизнь, Сон Загрузка… В рубрике: Жизнь Загрузка… В рубриках: Болезнь, Здоровье 0 Загрузка… В рубрике: Любовь Загрузка… В рубрике: Слава Загрузка… В рубриках: Будущее, Молодость, Прошлое, Старость

best-aphorisms.ru

Оцените статью
Статус