Сократ (469-399 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Сократ был одним из родоначальников философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед.
Сократ — цитаты и афоризмы.
17 Сентября 2011
К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе.
4 Сентября 2011
Друзья при счастливых обстоятельствах должны являться лишь по приглашению, а в несчастьях — без приглашения, сами по себе. И
4 Сентября 2011
Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.
4 Октября 2011
Я знаю только то, что ничего не знаю.
4 Сентября 2011
Ученость — это сладкий плод горького корня. И
27 Сентября 2011
Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим.
28 Сентября 2011
Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом.
29 Сентября 2011
Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
24 Сентября 2011
Красота — это королева, которая правит очень недолго.
23 Сентября 2011
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
25 Сентября 2011
Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного как образование самого себя и своих ближних.
7 Сентября 2011
Когда слово не убьет, то палка не поможет.
28 Сентября 2011
Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество.
15 Сентября 2011
Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.
15 Сентября 2011
Настоящему мастеру слова следует не с пустяками возиться и не то внушать слушателям, что им бесполезно, а то, что и их избавит от бедности, и другим принесет великие блага.
15 Сентября 2011
Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это яд, тем более опасный, что он приятен.
24 Сентября 2011
Заговори, чтобы я тебя увидел.
19 Сентября 2011
Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так нельзя лечить тело, не леча душу.
14 Сентября 2011
Я знаю только то, что ничего не знаю.
2 Сентября 2011
Высшая мудрость — различать добро и зло.
17 Сентября 2011
Хороший советчик лучше любого богатства.
21 Сентября 2011
Лучшая приправа к пище — голод.
15 Сентября 2011
Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека.
9 Сентября 2011
Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.
8 Сентября 2011
Принимайся говорить в двух случаях: или когда предмет своей речи обдумал ты ясно, или когда сказать о чем-нибудь необходимо; потому что только в этих двух случаях речь лучше молчания, а в остальных случаях гораздо лучше молчать, чем говорить. И
30 Сентября 2011
Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
2 Сентября 2011
Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.
23 Сентября 2011
Одна из первых обязанностей дружбы состоит в том, чтобы предупреждать просьбы друзей.
millionstatusov.ru
Изречения Сократа
Сократ: учитель, философ, воинСтадничук Борис
* * *
Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя и чтобы тебе не остаться вовсе без друзей, потому что, как только они заметят твою неблагодарность к родителям, никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит благодарность.
* * *
В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества – приличие, а признак щегольства – излишество.
* * *
Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, и молодого, и старого, заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше.
* * *
Во время осады все горевали о своей участи, а я жил, так же ни в чем не нуждаясь, как в дни наивысшего благоденствия нашего отечества.
* * *
Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.
* * *
Доброта не приходит от владения многими вещами; наоборот, лишь доброта превращает владения человека в достоинство.
* * *
Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, – это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека.
* * *
Если бы теперь, когда меня Бог поставил в строй, обязав, как я полагаю, жить, занимаясь философией и испытуя самого себя и людей, я бы вдруг испугался смерти или еще чего-нибудь и покинул строй, это был бы ужасный проступок. И за этот проступок меня в самом деле можно было бы по справедливости привлечь к суду и обвинить в том, что я не признаю богов, так как не слушаюсь прорицаний, боюсь смерти и воображаю себя мудрецом, не будучи мудрым. Ведь бояться смерти, афиняне, – это не что иное, как приписывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто не знает ни того, что такое смерть, ни даже того, не есть ли она для человека величайшее из благ; между тем ее боятся, словно знают наверное, что она – величайшее из зол.
* * *
Если с друзьями, просматривая сокровища древних мужей, которые они оставили нам в своих сочинениях, встретим что-либо хорошее и заимствуем, то считаем это великой прибылью для себя.
* * *
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
* * *
Есть много путей преодоления опасностей, если человек хоть что-то готов говорить и делать.
* * *
Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена – станешь исключением, если плохая – философом.
* * *
Избегнуть смерти нетрудно, афиняне. А вот что гораздо труднее – это избегнуть испорченности: она настигает стремительнее смерти.
* * *
Как мне кажется, Антифонт, ты представляешь себе мою жизнь настолько печальной, что предпочел бы, я уверен, скорее умереть, чем жить, как я… А по моему мнению, не иметь никаких потребностей есть свойство божества, а иметь потребности минимальные – это быть близким к божеству.
* * *
Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может.
* * *
Кто из нас совершил дела более полезные и славные на вечные времена, тот и победитель.
* * *
Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это яд, тем более опасный, что он приятен.
* * *
Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым – чтобы не срамить своей красоты, безобразным – чтобы воспитанием скрасить безобразие.
* * *
Наслаждение, роскошь – вот что вы называете счастьем, а я думаю, что ничего не желать – вот блаженство богов, и потому нуждаться лишь в небольшом есть приближение к этому высшему счастью.
* * *
Началось у меня это с детства. Возникает какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня от того, что я, бывало, намерен делать, а склонять к чему-нибудь никогда не склоняет.
* * *
Но вот уже время идти отсюда, мне – чтобы умереть, вам – чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это ни для кого не ясно, кроме Бога.
* * *
Подобно тому как один человек получает наслаждение от заботы о своей земле, другой – от заботы о своем коне, так и я каждый день наслаждаюсь тем, что становлюсь лучше. Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.
* * *
Сила тебе не поможет завязать и сохранить дружбу, ибо друг – это животное, которое можно поймать и приручить лишь добротой и любовью.
* * *
Совершеннейшим из людей можно считать того человека, который стремится к совершенству; счастливейшим же из людей можно считать того, кто сознает, что он уже достигает своей цели.
* * *
Странно было бы, мне кажется, если бы человек, ставши пастухом стада коров и уменьшая число и качество коров, не признавал себя плохим пастухом; но еще страннее, что человек, ставши правителем государства и уменьшая число и качество граждан, не стыдится этого и не считает себя плохим правителем государства.
* * *
У меня нет учеников, а только друзья, мы учимся вместе.
* * *
Удивительно, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы камню придать подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня.
* * *
Что боги предоставили людям познать и делать, тому должно учиться, а что людям неизвестно, о том – стараться узнать волю богов.
* * *
Что есть Бог, я не знаю. Я знаю, чем Он не является.
* * *
Я вам предан, афиняне, и люблю вас, но слушаться буду скорее Бога, чем вас, и, пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать… Могу вас уверить, что так велит Бог, и я думаю, что во всем городе нет у вас большего блага, чем это мое служение Богу… послушаетесь вы Анита или нет, отпустите меня или нет, но поступать иначе я не буду, даже если бы мне предстояло умирать много раз.
* * *
Я всю жизнь жил в Афинах, и эти законы меня защищали – они определяли, как мне жить, трудиться, растить детей. И я не выступал против них (законов). Я не уехал из этого города, хотя имел такую возможность. И теперь, когда один из этих законов применили против меня, я не стану бежать, потому что тогда рухнет все здание законов, – я этого не хочу.
* * *
Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.
* * *
Я ухожу отсюда, приговоренный вами к смерти, а мои обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе и несправедливости. И я остаюсь при своем наказании, и они при своем. Так оно, пожалуй, и должно было быть, и мне думается, что это правильно.
Следующая глава
Разговор Сократа У Сократа был молодой друг по имени Евфидем, а по прозвищу Красавец. Ему не терпелось стать взрослым и говорить громкие речи в народном собрании. Сократу захотелось его образумить. Он спросил его:«Скажи, Евфидем, знаешь ли ты, что такое справедливость?» —
ПЛАТОН АПОЛОГИЯ СОКРАТА После обвинительных речей[32]Как подействовали мои обвинители на вас, о мужи-афиняне, я не знаю; что же меня касается, то от их речей я чуть было и сам себя не забыл так убедительно они говорили[33]. Тем не менее, говоря без обиняков, верного они ничего
Сборник нравоучений и афоризмов «Изречения Исихия и Варнавы» К тому же разряду литературных произведений, что и два предыдущих – «Пчела» и «Менандр», принадлежит и сборник «Изречения Исихия и Варнавы».Сторонись похвалы, стыдись же укора.Меч губит многих, но злой язык
Приложение Плутарх изречения царей и полководцев (фрагменты)[305] Фемистокл 1. Фемистокл подростком увлекался женщинами и пьянством, но после того как Мильтиад разбил варваров при Марафоне, застать его за такими беспутствами стало невозможно. Когда люди удивились такой
2.6.5. За что убили Сократа? Сократ родился и умер в Афинах. Последнее ему пришлось сделать по приговору своих сограждан.Его отцом был каменотес (скульптор), а матерью — повитуха. Между прочим, очень уважаемые специальности в самые разные исторические периоды и у самых
Глава 13 КАЗНЬ СОКРАТА Критическая оппозиция демократииВесной 399 года, по приговору Афинского суда, Сократ выпил бокал смертельного яда цикуты. Чтобы понять круговращение темных сил, побудивших афинян казнить семидесятилетнего философа, необходимо дополнить наш беглый
«Мыслильня» Сократа Школа Сократа, если верить Аристофану, находится непосредственно в его доме. Во всяком случае Сократа можно застать здесь в любое время суток. Здесь же ночуют и все его ученики, причем страдают от клопов и блох, но ни за что не сходят в баню
Глава 4 Уход Сократа Двадцать лет спустя Через двадцать лет, стоя перед афинским судом, постаревший Сократ словно переживал дежавю. Обвинение, выдвинутое против него, было похоже на конспект комедии Аристофана. Только теперь ему пришлось подняться с места не для того,
Несколько уроков Сократа Но, конечно, гладкими человеческие отношения бывают только на бумаге. Конфликты в таком деле, как командование десятитысячной армией, неизбежны. Особенно если речь заходит о снабжении. Понятно, что ни одно племя, ни один народ, через территорию
Глава 7 После Сократа Человек идеи Ксенофонт и Платон «хранили в памяти» разных Сократов и, соответственно, разную мудрость. Ксенофонт – в основном житейскую, человеческую, обращенную к миру и людям. А Платон – философскую. Ксенофонт взял с собой «сократову
Афоризмы Сократа * * *Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.* * *Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.* * *Бывают ситуации, когда совесть важнее сохранения собственной жизни.* * *Быть довольным – это наше природное богатство, роскошь –
history.wikireading.ru
Сократ
Завистники (…) только те, кто горюет по поводу счастия друзей.
Трудно (…) найти врача, который знал бы лучше, чем сам человек, (…) что полезно ему для здоровья.
[Перед началом суда над Сократом один из его друзей спросил:] «Не следует ли (…) подумать тебе и о том, что говорить в свою защиту?» – Сократ (…) отвечал: «А разве (…) вся моя жизнь не была подготовкой к защите?»
Горячо преданный Сократу, но простодушный человек, некий Аполлодор, сказал: «Но мне особенно тяжело, Сократ, что ты приговорен к смертной казни несправедливо». Сократ, говорят, погладил его по голове и сказал: «А тебе (…) приятнее было бы видеть, что я приговорен справедливо?»
Ходил я к поэтам (…) и спрашивал у них, что именно они хотели сказать, чтобы, кстати, и научиться у них кое-чему. Стыдно (…) сказать вам правду, а сказать все-таки следует. (…) Чуть ли не все там присутствовавшие лучше могли бы объяснить то, что сделано этими поэтами, чем они сами. (…) Не мудростью могут они творить то, что они творят, а какою-то прирожденною способностью и в исступлении, подобно гадателям и прорицателям; ведь и эти тоже говорят много хорошего, но совсем не знают того, о чем говорят.
Мудрейший тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего-то по правде не стоит его мудрость.
Нет такого человека, который мог бы уцелеть, если бы стал откровенно противиться (…) большинству и хотел бы предотвратить все то множество несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в государстве. Нет, кто в самом деле ратует за справедливость, тот, если ему и суждено уцелеть на малое время, должен оставаться частным человеком, а вступать на общественное поприще не должен.
[Сократ] говаривал, что сам он ест, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.
Если бы кто-нибудь должен был взять ту ночь, в которую он спал так, что даже не видел сна, сравнить эту ночь с остальными ночами и днями своей жизни и, подумавши, сказать, сколько дней и ночей прожил он в своей жизни лучше и приятнее, чем ту ночь, то, я думаю, не только всякий простой человек, но и сам Великий царь нашел бы, что сосчитать такие дни сравнительно с остальными ничего не стоит. Так если смерть такова, я (…) назову ее приобретением, потому что таким-то образом выходит, что вся жизнь ничем не лучше одной ночи.
Поменьше думайте о Сократе, но главным образом – об истине.
[Последние слова:] Мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте. (Петуха приносили Асклепию, богу врачевания, выздоравливающие. Сократ считал, что смерть для его души – выздоровление и освобождение от земных невзгод.)
Говорят, Еврипид дал ему [Сократу] сочинение Гераклита и спросил его мнение; он ответил: «Что я понял – прекрасно; чего я не понял, наверное, тоже».
Часто он [Сократ] говаривал, глядя на множество рыночных товаров: «Сколько же есть вещей, без которых можно жить!»
Удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, – настолько они не в цене.
[Красота -] недолговечное царство.
[Сократ] говорил (…), что он знает только то, что ничего не знает.
Человеку, который спросил, жениться ему или не жениться, он [Сократ] ответил: «Делай, что хочешь, – все равно раскаешься».
Когда он [Антисфен] стал выставлять напоказ дыру в своем плаще, то Сократ, заметив это, сказал: «Сквозь этот плащ я вижу твое тщеславие!»
Сократу однажды пришлось увещевать (…) [Алкивиада], который робел и страшился выступать с речью перед народом. Чтобы ободрить и успокоить его, Сократ спросил: «Разве ты не презираешь вон того башмачника?» – и философ назвал его имя. Алкивиад ответил утвердительно; тогда Сократ продолжал: «Ну, а этого разносчика или мастера, шьющего платки?» Юноша подтвердил опять. «Так вот, – продолжал Сократ, – афинский народ состоит из подобных людей. Если ты презираешь каждого в отдельности, тебе следует презирать и всех купно».
Когда ему [Сократу] сказали: «Афиняне осудили тебя на смерть», он ответил: «А природа осудила их самих».
Видя, что правительство тридцати [тиранов] убивает самых славных граждан и преследует тех, кто обладает значительным богатством, Сократ (…) сказал: «(…) Никогда не было столь отважного и дерзкого трагического поэта, который вывел бы на сцену обреченный на смерть хор!»
Когда в старости Сократ захворал и кто-то спросил его, как идут дела, философ ответил: «Прекрасно во всех смыслах: если мне удастся поправиться, я наживу больше завистников, а если умру – больше друзей».
Нетрудно хвалить афинян среди афинян.
Сократ, когда он уже был приговорен к смерти и заключен в темницу, услышав, как один музыкант распевал под аккомпанемент лиры стихи Стесихора, попросил того учить его, пока есть еще время; на вопрос певца, какая ему от этого польза, когда ему предстоит умереть послезавтра, Сократ ответил: «Чтобы уйти из жизни, зная еще чуть-чуть больше».
У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.
Я знаю только то, что ничего не знаю.
Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.
Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!
Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.
Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.
Есть одно только благо – знание и одно только зло невежество.
Высшая мудрость – различать добро и зло.
Мудрость – царица неба и земли.
Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.
Хороший советник лучше любого богатства.
Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.
Заговори, чтобы я тебя увидел.
Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.
Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это – яд, тем более опасный, что он приятен.
Распаляется пламя ветром, а влечение – близостью.
Красота – это королева, которая правит очень недолго.
Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло.
Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая – станешь философом.
В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества – приличие, а признак щегольства – излишество.
Когда слово не бьет, то и палка не поможет.
Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души.
Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.
Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более уравновешенным.
Лучшая приправа к пище – голод.
Нельзя врачевать тело, не врачуя души.
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
vsebasni.ru
Сократ
Мы приблизимся к истине только настолько, насколько мы удалимся от жизни. К чему мы, любящие истину, стремимся в жизни? К тому, чтоб освободиться от тела и от всего зла, вытекающего из жизни тела. Если так, то как же нам не радоваться, когда смерть приходит к нам?
Человек с чувствительным пищеварением хватается за то и другое, но при избыточном разнообразии еда только раздражает, а не питает. Так что всегда читайте проверенных авторов, и если даже вы отклонитесь от них, всегда возвращайтесь назад. Каждый день принимайте немного средства от нищеты, смерти и других горестей. И если вы только что в спешке охватили сразу несколько тем, остановитесь на одной из них, чтобы в течении дня осмыслить ее и переварить.
Хороший советник лучше любого богатства.
Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.
Люди требуют свободы слова в обмен на свободу мысли, которая у них отсутствует.
Единственная истинная мудрость — в осознании, что мы по сути ничего не знаем.
Заговори, чтобы я тебя увидел.
Как много, однако, существует такого, в чём я не нуждаюсь.
Назначение философии не в умозрительных догадках и построениях картины мира, а в раскрытии того, как людям следует жить, чем руководствоваться, как оказывать воздействие на других и на самого себя. Повседневная жизнь человека – это искусство. Основное познание должно быть направлено на себя, на деятельность своей души по поиску истины и смысла жизни.
Мудрость — это знать, насколько мало мы знаем.
citaty.info