Афоризмы мудрости конфуций

Конфуций Подробности Опубликовано: 25.12.2014 06:01 Автор: indra Конфуций ( кит.孔子 Кун-Цзы или кит. 孔夫子 Кун Фу-Цзы ) — древний мыслитель и философ Китая. Известный ныне во всём мире он оказал боль...

Подробности Опубликовано: 25.12.2014 06:01 Автор: indra

Конфуций ( кит.孔子 Кун-Цзы или кит. 孔夫子 Кун Фу-Цзы ) — древний мыслитель и философ Китая. Известный ныне во всём мире он оказал большое и глубокое влияние на жизнь Китая и всей Восточной Азии впоследствии став философской системой известной как Конфуцианство. В возрасте чуть более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог. А после падения династии Цинь его учение достигло статуса государственной идеологии вплоть до начала XX столетия, лишь временно уступая место буддизму и даосизму.

По настоящему его имя звучит — КУН ЦЮ (孔丘 Kǒng Qiū), хотя в писаниях и литературе звучит Кун-Цзы. Оказался ппервым педагогом Поднебесной в возрасте, всего лишь, 20-ти лет. В период Сражающихся царств школа Конфуция была всего лишь одной из многих тогда существовавших школ, которая после победы легизма и падения Цинь возродилась до статуса государственной идеологии. Сохранившей сей статус вплоть до начала XX столетия. Это позволило принять фигуру Конфуция в религиозный пантеон.

Конфуций родился в знатном роде Кун. Его родословная воспетая средневековыми авторами и изученная исследователями восходит к верному, — за это и награждённым титулом чжу хоу и уделом Сун, — Вэй-Цзы. По проществии веков, род Кун обеднел и утратил своё былое влияние.

Родился Конфуций около 551 году до н.э. в г.Цюйфу в царстве Лу, став сыном 63-летнего Шулян Хэ и семнадцатилетней наложницы Янь Чжэнцзай. Отец, вскорости скончался через полтора года после рождения мальчика. Его мать после интриг и плохого отношения старших жён, завидовавших ей, была вынуждена покинуть дом и обосноваться самостоятельно на чужбине. В связи с чем с раннего детства Конфуций много работал.

Известные книги Конфуция:Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства. Из классических книг произведением Конфуция несомненно можно считать только Чуньцю («Весна и Осень», летопись удела Лу с 722 по 481 г. до н. э.); затем весьма вероятно, что он редактировал Ши-цзин («Книга стихотворений»).

Умер Конфуций, где и родился, в 479 году до н.э. Сам Конфуций описал свой жизненный путь всего в нескольких строчках:

  • «В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
  • В 30 лет — я обрёл прочную основу.
  • В 40 лет — я сумел освободиться от сомнений.
  • В 50 лет — я познал волю Неба.
  • В 60 лет — я научился отличать правду от лжи.
  • В 70 лет — я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

Мудрость от Конфуция:

  • Не жалуйтесь по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен.
  • Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей.
  • Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, – размышление; второй, самый легкий, – подражание; третий, самый горький, – опыт.
  • Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем.
  • Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
  • Благородный человек винит себя, а ничтожный – других.
  • Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте – и Вы поймете.
  • Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.
  • Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.
  • Мы доверяем своим глазам — но им нельзя верить; мы полагаемся на свое сердце — но и на него не стоит полагаться. Запомните же, ученики: поистине нелегко познать человека!
  • Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
  • Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами.
  • Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.
  • Молчание — великий друг, который никогда не изменит.
  • Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправить их.
  • Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок.
  • Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.
  • Если так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?
  • Если сам прям, то всё исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.
  • Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.
  • Благородный муж думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле — и быть голодным. Он может посвятить себя учению — и принимать щедрые награды. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности
  • Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.
  • Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.
  • В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение.
  • Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.
  • Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.
  • Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.
  • Достаточно, чтобы слова выражали смысл.
  • Достойный человек не идет по следам других людей.
  • Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.
  • Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.
  • Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, недостоин зваться таковым.
  • Да не ослепляет тебя ни дружба насчет недостатков твоего друга, ни ненависть насчет хороших качеств твоего врага.
  • Для народа человеколюбие нужнее, чем огонь и вода. Я видел, как от огня и воды погибали, но не видел, чтобы кто-нибудь погиб от человеколюбия.
  • Благородный муж с достоинством ожидает велений неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.
  • Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается.
  • Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.
  • Блажен тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.
  • Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства.
  • Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.
  • В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
  • Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — вот что можно назвать учением о человеколюбии.
  • В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
  • Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.
  • Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
  • Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя.
  • Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.
  • Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.
  • Жаловаться на неприятную вещь — это удваивать зло; смеяться над ней — это уничтожить его.
  • Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие.
  • Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.
  • Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.
  • Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека — и познаешь степень его человечности.
  • Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?
  • К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.
  • Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.
  • Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу.
  • Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.
  • Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?
  • Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.
  • Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.
  • Не имей друзей, которые уступали бы тебе в моральном отношении.
  • Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром».
  • Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года жизни, не мечтал бы занять высокий пост.
  • Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, — огорчаюсь, если я не понимаю людей.
  • Не печалься о том, что никто не знает тебя, а стремись быть тем, кого могут знать.
  • Не поговорить с человеком, который достоин разговора, — значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора недостоин, — значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.
  • Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.
  • Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.
  • Не усвоив приличий, не утвердишься.
  • Ныне почитать родителей — это значит уметь кормить. Но и лошади, и собаки могут тоже получить пропитание. Как же отличить одно от другого, если не будет самой почтительности?
  • Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью.
  • Перед человеком к разуму три пути: путь размышления — это самый благородный; путь подражания — это самый легкий; путь личного опыта — самый тяжелый путь.
  • Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром.
  • Полезные друзья — это друг прямой, друг искренний и друг, много слышавший. Вредные друзья — это друг лицемерный, друг неискренний и друг болтливый.
  • Попытайтесь быть хотя бы немного добрее — и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.
  • По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.
  • Посещать и слушать злых людей — это уже начало злого дела.
  • Посылать людей на войну не обученными — значит предавать их.
  • Почтительность без знания должного превращается в самоистязание. Осторожность без знания должного превращается в трусость. Храбрость без знания должного превращается в безрассудство. Прямодушие без знания должного превращается в грубость. Если государь чтит родителей, то и простой люд будет человечным. Если господин не забывает старых друзей, то и слуги его не будут бездушными.
  • Почтительный сын — это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.
  • Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе — вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть — это зависит только от нас самих.
  • Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях?
  • При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.
  • Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: с ним говорить, когда слова не доходят до него, — это опрометчивость; не говорить, когда слова до него дошли бы, — это скрытность; и говорить, не наблюдая за выражением его лица, — это слепота.
  • Самые достойные мужи избежали оков целого света, за ними шли те, которые избежали привязанности к определенному месту, за ними — те, которые избежали соблазнов плоти, за ними — те, которые смогли избежать злословия.
  • Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном.
  • Сердитый человек всегда полон яда.
  • Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.
  • Служа отцу с матерью, увещевайте их как можно мягче. Если ваши советы не возымеют действия, будьте по-прежнему почтительны и смиренны. Даже если вы раздосадованы в душе, не высказывайте своего недовольства.
  • Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.
  • Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе — они станут развязными, если удалишь от себя — возненавидят.
  • С ученым, который, стремясь к истине, в то же время стыдится плохого платья и дурной пищи, не стоит рассуждать.
  • Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.
  • Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.
  • Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.
  • Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, конченый человек.
  • Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.
  • Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.
  • Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
  • Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
  • Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — выше этого нет ничего.
  • Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам.
  • Утром познав истину, вечером можно умереть.
  • У сдержанного человека меньше промахов.
  • Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.
  • Учись, словно не можешь обрести и будто опасаешься утратить.
  • Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встретил человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой».
  • Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.
  • Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно!
  • Если ты ненавидишь — значит тебя победили
  • Почтительность без знания должного превращается в самоистязания. Осторожность без знания должного превращается в трусость. Храбрость без знания должного превращается в безрассудство. 

    Прямодушие без знания должного превращается в грубость.

  • Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания. А затем послал к той женщине своего ученика, и тот спросил ее: — Вы так убиваетесь — похоже, скорбите не впервой?— Так оно и есть, — ответила женщина. — Когда-то от когтей тифа погиб мой свекор. После от них же погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.— Отчего же вы не покинете эти места? — спросил Конфуций.— Здесь нет жестоких властей, — ответила женщина.

    — Запомни это, ученик, — сказал Конфуций. — Жестокая власть свирепее тигра.

Читайте также:  Смешные афоризмы еврейские

Рекомендуем похожие материалы:

Социальные закладки:

Комментарии в сетях:

  • Facebook
  • ВКонтакте

Download SocComments v1.3

inkusto.com

Афоризмы Конфуция: мудрость на все времена — Женский Гид

«Ты просто Конфуций!» — подобными словами мы иногда выражаем свое почтение умственными способностями кого-то из окружающих. Но чаще всего о самом «прототипе», герое нашего сравнения знаем лишь отдельные общеизвестные факты.

Сегодня мне хочется поближе познакомить вас, уважаемые читатели блога, с этой неординарной личностью. Вместе с вами мы прикоснемся к истокам его мудрости и перечтем афористичные высказывания восточного мыслителя.

Читая публикации о людях, наделенных знаниями о мире, умением их применить в жизни и даром предвидения, мы порой задаемся вопросом: а чем восточная философия отличается от западной? На мой взгляд, сходства больше, чем различий. Если это истинная мудрость, то она восходит к единому источнику. Тем не менее, у восточных гуру есть и свои особенности. Какие? Надеюсь, что после знакомства с цитатами и афоризмами Конфуция мы станем ближе к разгадке этой многовековой тайны.

Откуда что взялось: детство и юность

У себя на родине его звали имени Кун-фу-цзы, что значит «Учитель из рода Кун», или к нему обращались просто и безошибочно точно: Учитель. А имя Конфуций – это уже латинизированная форма. Годами жизни его принято считать 551-479 до н.э.

Удивительно, что до нашего времени дошли, чаще всего, в пересказах и записях более поздних учеников и толкователей, многочисленные изречения и афоризмы Конфуция.

На его учении базируется философия сразу нескольких восточных народов6 китайцев, японцев, корейцев, вьетнамцев. Конфуцианство иногда называют религией, но это гораздо более широкая система взглядов, морально-этических норм, духовных ценностей. Он говорил о государстве и обществе, о семье и нравственных основах бытия. Говорил как человек, который обрел эти знания особым духовным зрением, откровением. И ему верили, шли за ним.

Главное его убеждение, золотое правило поведения: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Кажется, так просто. Но прошли века и тысячелетия, а сегодня этот призыв все так же актуален, как и в древности. Этому совету так сложно следовать, или мы просто недостойны называть себя человеком разумным? На эти и иные вопросы бытия, наших отношений с миром и друг с другом вновь и вновь наталкивают цитаты и афоризмы, мудрые высказывания Конфуция.

Местом рождения одного из мощнейших умов древности является Цюйфу (это нынешняя провинция Шаньдун). Он происходил из древнего, аристократического, хотя и обедневшего рода. Шулян Хэ, отец будущего гения, в двух браках не смог обрести здорового наследника: рождались дочери, а единственный сын от второй жены был неизлечимо болен, по нашим понятиям, он был инвалидом с детства.

Наконец, отец будущего гения отважился на третий брак, с юной наложницей. И тут случилось чудо: она подарила счастливому супругу здорового крепыша, долгожданного наследника. Но через три года отца не стало.

Мать оказалась женщиной высоконравственной, много времени уделяла воспитанию сына. Ее чистые душевные качества потом во многом способствовали становлению его представлений об идеальном обществе и гармоничном человеке.

Но ранняя утрата отца тоже оказала на него серьезное влияние: пришлось рано начать трудиться, заниматься самообразованием, поисками истины. С раннего детства, овладев грамотой, будущий основатель философского учения очень много читал. Потом многое из прочитанного он творчески осмыслил, сплав мыслей достойных мудрецов прошлого преобразовался в афоризмы Конфуция.

А когда начал «традиционно» учиться, с легкостью овладел умениями, что по тем временам считались необходимыми: не только писать, читать и считать, но и воспринимать музыку, грамотно участвовать в ритуальных церемониях, управлять колесницей и прицельно стрелять из лука.

В его «послужном списке» должность смотрителя складов и госземель, которую он занимал в ранней юности, благодаря своим несомненным знаниям и умениям, невероятному трудолюбию и чувству ответственности. Но он понимал, что это – не его призвание.

В возрасте 22 лет юноша стал первым в будущей славной когорте частных китайских учителей. Прошло немного времени, а его уже считали лучшим, самым знаменитым, востребованным педагогом в Поднебесной. В его школе получали образование дети из самых разных слоев населения, независимо от уровня благосостояния.

Странствия и возвращение

Самые остроумные афоризмы и цитаты Конфуция рождались в общении с людьми, в его длительных странствиях, где он набирался впечатлений и постигал окружающий мир «на ощупь».

Правда, изначально особой охоты к перемене мест у юноши не отмечалось. Как и положено философу, он хотел бы заниматься созерцанием, пребывая в покое. Но его неординарные способности и взвешенный подход к решению наболевших проблем помогли очень быстро взлететь по карьерной лестнице. Молодой мыслитель получил престижную должность министра правосудия.

Но тут же таилась и серьезная опасность: завистников у юного «карьериста» было предостаточно. Они использовали такое мощное оружие как клевета. Удар оказался прицельным, правитель поверил наветам и изгнал верного сподвижника с подвластной ему территории.

Так Конфуций поневоле стал странником, бродячим проповедником. В соседних землях его не раз уговаривали остаться, поселиться у них, но дервиш был непреклонен. Он решил, что таким образом сама Судьба дает ему шанс учить, просвещать максимальное число людей.

Целых 13 лет длилось это необычное паломничество. Афоризмы мудрости Конфуция звучали в разных уголках Китая и за его пределами. Вернувшись в родные края, он полностью посвятил себя любимому делу – педагогической миссии. Считается, что к концу жизни количество его последователей составляло порядка трех тысяч человек.

Он не считал философию абстрактной наукой, оторванной от жизни. Напротив, своим примером старался показывать, насколько актуальны постулаты его учения, насколько они применимы к разным житейским ситуациям.

Биографы великого Учителя уверяют, что и дату своей кончины он знал заранее. И только после его ухода стало понятно, насколько огромную нишу он занимал в культуре страны. По счастью, у этого учения нашлись не просто почитатели, а толковые последователи, настойчивые продолжатели. Так сформировалось конфуцианство, ставшее с 136 года до н.э. официальным религиозным культом в Китае.

Самого философа стали обожествлять, по всей стране выросли храмы в его честь. Только в начале бурного 20-го века, когда пришла «мода» на ниспровержение вековых авторитетов, пошатнулась и эта мировоззренческая система. Конкретной отправной точкой стала Синьхайская революция 1911 года, установившая в стране республиканскую форму государственности.

Философия жизни и книга «Лунь-юй»

Цитаты и мудрые афоризмы Конфуция были собраны его учениками в книгу «Лунь-Юй» — «Беседы и Суждения». Она также известна в ряде европейских стран под названием «Аналекты Конфуция». Аналектами называют подборки цитат, метких изречений и коротких стихов. Термин восходит к греческому слову ανάλεκτα, что переводится как «вычитанное», «подобранное».

Почти полвека длилась работа по созданию этого уникального сборника, написанного на древнекитайском языке. Эту книгу обязательно изучали, более того, заучивали, чтобы демонстрировать свою ученость.

Провозглашая важность таких понятий как гуманность, благочестие, почитание старших и иных морально-этических основ общества, философ отнюдь не призывал к равенству и братству. Он считал справедливым деление общества на классы, но в то же время был уверен, что власть и богатство не даются просто по праву рождения, а должны быть заслужены.

В отличие, скажем, от христианской традиции, конфуцианство не считает нравственным образцом стремление к нищете духом. Нет, высокий уровень благосостояния – это несомненное достоинство, важно лишь добиваться его праведными средствами.

Конфуций сегодня

Цитаты и афоризмы, мудрые высказывания Конфуция подвергались сомнению, его учение пытались попросту искоренить с приходом к власти в Китае коммунистического правительства. Такова обратная сторона практически всех революций: есть большой соблазн разрушить все, построенное предшественниками, «до основанья». Но затем приходит отрезвление, осознание шаткости фундамента, в котором образовались опасные пустоты.

Читайте также:  Афоризмы о результатах обучения

В последние годы в Китае возрождают интерес к конфуцианству и личности Учителя. Разрабатываются туристические маршруты по местам, связанным с его именем, организуются памятные мероприятия, учение вновь находит почетное место в программах обучения школьников и студентов.

Объективности ради хочется отметить, что нынешние тексты «Лунь-юй» с цитатами и афоризмами Конфуция – это не перепечатка старых изданий. К сожалению, соотечественникам не удалось уберечь оригинальные тексты. Или мы пока не обнаружили эти первоисточники, возможно, искателей истины еще ждут подобные открытия. Но в эпоху правления династии Цинь труды Учителя целенаправленно уничтожались. Потом, спустя десятилетия, снова пришлось возрождать эти основополагающие труды. Именно поэтому сегодня можно встретить разные редакции изречений китайского гуру и противоречивые толкования его учения.

Добро и зло, добродетель и порок

Обширная категория цитат и афоризмов, мудрых высказываний Конфуция посвящена раздумьям о таких фундаментальных понятиях бытия и сознания как добро и зло. Мыслитель пришел к пониманию общности законов природы и человеческого развития.

Он был уверен: все в мире не просто взаимосвязано, но и подчинено единому алгоритму. Он лишь на первый взгляд кажется сложным. Но если следовать выработанному веками и тысячелетиями нравственному компасу, то в жизни не потеряешься, не собьешься с пути добродетели. И сам он внес свою лепту в создание подобных моральных ориентиров.

Учитель и сам был прилежным учеником, постигал наследие своих предшественников. Но не просто перефразировал, а действительно переосмысливал, добавляя свои выводы, выношенные, проверенные на практике суждения.

Трактуя христианские постулаты, мы часто с сомнением относимся к наставлениям наших великих правдоискателей, что и на зло надо отвечать добром. Мол, только так можно прервать цепочку зла, а иначе оно так и будет передаваться от одного человека к другому и снова возвращаться к нам.

Мысль глубокая, и в высоком, основополагающем смысле верная. Но, признайтесь, каждый из нас не раз задумывался, как реагировать на нанесенные нам обиды, особенно, если есть уверенность, что делается это вполне сознательно? Порой ведь хочется ответить «зеркально», но мы себя убеждаем, что это неправильно, что «Бог всё видит», и наказание когда-нибудь настигнет обидчика автоматически.

Но ведь и у нас в народе говорят: «Бог-то Бог, но и сам не будь плох!» И в той же Библии немало строк посвящено справедливому возмездию, причем, вполне рукотворному. И там же сказано о том, что самоуничижение паче гордости. А вот как найти верный «фарватер» между этими двумя «скалами» греха, уже решает каждый, и часто мы движемся впотьмах, без опытного кормчего.

Надежным «навигатором» в бушующем океане житейских страстей вполне могут стать афоризмы Конфуция, особенно те, что на первый взгляд кажутся парадоксальными, не укладывающимися в привычную систему ценностей. Вот как Учитель отвечал на вопрос, которым мы с вами, уважаемые читатели блога, часто задаемся: «За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром». Правда, неожиданно? В любом случае, «по справедливости» — это уже наш собственный нравственный выбор, меру этой адекватности ответной реакции устанавливаем мы. А кто-то там сверху всё оценивает и отмеряет нам заслуженное воздаяние…

***

Если сам прям, то всё исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.

Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок.

Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.

Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя.

Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве можно достичь мудрости, если не жить в его краях?

Отдельно – о благородстве

Много внимания в сочинениях восточного мудреца уделено благородству. И снова наблюдательный читатель наверняка отметит то же самое, что и мне показалось важным. Не всегда его наставления безупречны с точки зрения повседневного опыта. Скажем, вот эта сентенция: «Благородный помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот». Увы, — и вы, уважаемые завсегдатаи, и новые гости блога, не раз отмечали противоположное: именно те, кому есть что скрывать, особенно преуспевают в искусстве маскировки своих душевных и духовных червоточин. И распознать эти тщательно отретушированные дефекты бывает порой очень сложно.

Впрочем, жизнь и человек, конечно, далеко не линейные функции. Тут много нюансов, противоречий, встречных течений. Парадоксы чужого сознания хороши, в первую очередь, тем, что заставляют и нас призадуматься, может быть, подискутировать, или хотя бы попытаться как-то сменить акценты, выбрать иные углы зрения. И тогда мир и впрямь станет более интересным, разнообразным и многоцветным. Вот, например, как вам такое утверждение из собрания цитат и афоризмов Конфуция: «Благородный, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым». По-моему, достаточно спорно, не правда ли?..

***

Благородный в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.

Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он это первый замечает.

Благородный в своей жизни должен остерегаться трёх вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.

Благородный с достоинством ожидает велений Неба. Благородный думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно.

Благородный живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.

Благородный превыше всего почитает долг. Низкий человек поджидает удачу.

Благородный человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником.

Благородный знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.

Благородный не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя. Вот о таком человеке можно сказать, что он предан учению.

Благородный стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается.

Благородный думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле — и быть голодным. Он может посвятить себя учению — и принимать щедрые награды. Но благородный беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности.

Мужчина и женщина, родители и дети, друзья

А теперь я предлагаю вам «порцию» изречений и афоризмов Конфуция, описывающих наши взаимоотношения с самыми близкими людьми: семьей и ближайшим окружением, друзьями. Здесь каждого из нас ждут и большие радости, и крупные разочарования. Философ даже не морализует, а дает вполне конкретные полезные советы. Просто прочтите: может, пригодится, когда вы придете к осознанию, что пора «в консерватории что-то подправить».

***

Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе — они станут развязными, если удалишь от себя — возненавидят.

Почтительный сын — это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.

Не понимаю, как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?

В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение.

Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.

Знания и опыт, истина и мудрость

«Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению» — еще одна из многочисленных цитат и афоризмов Конфуция. Знания он считал абсолютным благом, высшей целью уважающего себя человека. Сам учился всю жизнь, передавал опыт многочисленным ученикам. А теперь и мы с вами, дорогие друзья, имеем возможность прикоснуться к этому бездонному источнику мудрости.

***

Если утром познаешь весь мир — вечером можно уже умирать.

Почтительность без знания должного превращается в самоистязание. Осторожность без знания должного превращается в трусость. Храбрость без знания должного превращается в безрассудство. Прямодушие без знания должного превращается в грубость.

Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий и путь опыта – это путь самый горький.

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

Ученый, ищущий истину, но стыдящийся бедной одежды и грубой пищи! О чем тут еще говорить!

Самое прекрасное зрелище на свете — вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь.

Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.

Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.

Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.

Молчание — великий друг, который никогда не изменит.

Мудрый человек не делает другим того, чего он не желает, чтобы ему сделали.

Не поговорить с человеком, который достоин разговора, значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, — значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.

Ступеньки к успеху, тропинки к счастью

Самые остроумные афоризмы и цитаты Конфуция, пожалуй, посвящены вопросам успешности и достижения счастья. Тем, кто страдает от козней завистников и прочих хулителей, он выдал универсальный рецепт обретения равновесия, посоветовав усвоить одну простую истину: «Если тебе плюют в спину — значит, ты идешь впереди!»

***

Пришло несчастье — человек породил его, пришло счастье — человек его вырастил.

Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты.

Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.


Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.

Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.


К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.

Когда вам кажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий.

Лишь когда приходят холода, становится ясно, что сосны и кипарисы последними теряют свой убор.

Непросто быть человеком

«Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку». В этой фразе, как и в других цитатах и мудрых афоризмах Конфуция сконцентрирован нравственный опыт многих поколений. Критиканов мы вокруг видим уйму, а желающих засучить рукава и хоть что-то поправить из того, что нам так претит, — гораздо меньше.

«Если Вы ненавидите, вас победили!» — еще одно точное наблюдение классика восточной этики и философии. Но, как и все мы, и великие Учителя склонны чуточку идеализировать прошлое и несколько пристрастно оценивать настоящее. Это заметно, скажем, в данной сентенции: «В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других».

***

Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.

По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.

Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.

Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве не тяжела она? Только смерть завершает его путь: разве не долог он?

Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем. Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.

Читайте также:  Альберт эйнштейн афоризмы и цитаты

Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.

Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.

Разве истинная человечность далеко от нас? Стоит возжелать ее, и она тут же окажется рядом!

Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.

Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.

Достойный человек не идет по следам других людей. Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью.

Это жизнь

Афоризмы мудрости Конфуция сложно скрупулезно разложить по полочкам. Его интересует всё и все, он наблюдателен, пытлив, где-то логичен и последователен, где-то спорен или выступает ниспровергателем устоявшихся истин. Проповедуя добросердечие, человеколюбие, он вдруг делает такое неожиданное, но крайне меткое наблюдение: «Любимец деревни – враг добродетели».

Он необъятен, как сама жизнь. Как говаривал другой мудрец, легендарный Козьма Прутков, «нельзя объять необъятное». Но попробовать, думается, стоит!

***

Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем еще, что такое жизнь?

Посылать людей на войну необученными — значит предавать их.

Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно свершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства.

Перед тем как мстить, вырой две могилы.

Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы его досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?

Незыблемая середина — эта добродетель, наивысшая из всех, но давно уже редка среди людей.

Порой мы видим многое, но не замечаем главного.

Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе — вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть — это зависит только от нас самих.

При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.

Об искусстве управления людьми

О чем мы чаще всего дискутируем, собираясь дружной компанией? Одна из постоянных тем застолий, вечеринок, прочих посиделок – это политика, общественная жизнь. Многие окружающие уверены, что они лучше государственных мужей знают, как грамотно управлять страной. И при этом разводят руками, когда какие-то проблемы встречаются в семье или в трудовом коллективе. Пожалуй, я не стану углубляться дальше в эти размышления, а просто представлю вашему вниманию соответствующие изречения и афоризмы Конфуция.

***

Если государь чтит родителей, то и простой люд будет человечным. Если господин не забывает старых друзей, то и слуги его не будут бездушными.Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность.

Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном.

Несдержанность в мелочах погубит великое дело.

Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.

Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.

Небо и Земля разделены, но они делают одно дело.

Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам.

О себе

И напоследок – несколько цитат и афоризмов Конфуция о самом себе.

***

Расширять познания, не хвастаясь перед другими; прилежно учиться, не чувствуя усталости; наставлять других, не зная разочарований, — все это дается мне без труда.

Я живу в уединении, дабы достичь своей цели, и следую должному, дабы претворить свою правду. Я слышал эти слова, но никогда не встречал такого человека.

Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.

Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, — огорчаюсь, если я не понимаю людей.

Я слышу и забываю.Я вижу и запоминаю.Я делаю и понимаю.

В любом селении из десяти домов найдется человек, который не уступит мне в добродетели. Но никто не сравнится со мной в любви к учению.

Видя перед собой добро, я бегу вперед так, словно боюсь отстать. Видя перед собой зло, я бегу прочь так, словно ступил ногой в кипящую воду.

Есть грубую пищу и пить ключевую воду, спать, положив голову на собственный локоть, — во всем этом есть своя радость. А неправедно приобретенные богатство и знатность для меня — что плывущие облака!

Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встречал человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой.

Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее.

Я поставил своей целью правду, сделал своим помощником добродетель, нашел себе опору в человечности и обрел свое отдохновение в искусствах.

Дорогие друзья, вот и подошло к завершению наше путешествие в этот удивительный мир потрясающих мыслей и остроумных наблюдений восточного мудреца. Пусть они напоминают нам о главном, пусть помогают справляться с трудностями и делать верный жизненный выбор. А я благодарю читателя моего блога Любовь Миронову за помощь в подготовке этого материала.

И напоследок я предлагаю посмотреть видео материал. 10 уроков жизни от Конфуция.

©

womensgid.ru

Конфуций: мысли и изречения мудреца Конфуция

  Мудрец Конфуций: читайте короткие мысли и лучшие изречения мудрейшего Конфуция.  Древняя мудрость в коротких высказываниях самых великих мудрецов. Конфуций: лучшие слова, коротко и очень мудро!

    Конфуций (551 г. до н. э. (Китай) – 479 г. до н. э.) Древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Если тебе плюют в спину, значит ты впереди. Лишь та – ошибка, что не исправляется. Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправлять их. Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра. Безумец жалуется, что люди не знают его, мудрец жалуется, что не знает людей. Молчание – верный друг, который никогда не изменит. Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту. Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов. Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения. Плати за зло по справедливости. А за добро плати добром. Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению. Блажен, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым. Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию. Когда малый человек смел, но несправедлив, он становится разбойником. Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь. Утром узнав истину, вечером можно умереть. Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду. Древние предпочитали промолчать, стыдясь, что могут не поспеть за словом. Мудрый человек не делает другим того, чего он не желает, чтоб ему сделали. Обдумай, верно ли и возможно ли то, что ты обещаешь, ибо обещание – есть долг. Середина есть точка, ближайшая к мудрости; не дойти до нее – то же самое, что ее перейти. Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим. Когда ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь. Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе. В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других. С ученым, который, стремясь к истине, в то же время стыдится плохого платья и дурной пищи, не стоит рассуждать. В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах. Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя. Признаваться в своих недостатках, когда нас упрекают в них, – это скромность, открывать их своим друзьям – простодушие, выставлять же их перед всеми – гордость. Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем еще, что такое жизнь? Вы читали мудрые слова, сказанные величайшим Конфуцием.   ………………………………………………………….. ОМАР ХАЙЯМ и другие великие мудрецы  

haiam.ru

Актуальные и современные афоризмы мудрости Конфуция

Афоризмы мудрости Конфуция дают возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть те черты характера, о которых мы возможно и не подозревали, узнать себя лучше. Может поэтому цитаты великих людей хочется читать, перечитывать и вчитываться… Эти высказывания отражают нашу реальную жизнь, они подлинные. Мы соглашаемся с афоризмами, их выводы нам так знакомы…

Афоризмы Конфуция

Мудрый человек стыдится своих недостатков, но исправлять их не стыдится. * * *

Не поговорить с человеком, который достоин разговора, — значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, — значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.

* * *

Мудрость не знает волнений, смелость не знает страха. * * *

Совершенный человек всё ищет в себе, ничтожный – в других.

* * *

Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек поджидает удачу.

* * *

Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов * * *

Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни

* * *

Афоризмы о знаниях и учении

Если учишься не размышляя, впадаешь в заблуждение. Если размышляешь, не желая учиться, оказываешься в заблуждении.

* * *

Достоин быть учителем тот, кто способен открывать новое, обращаясь к старому. * * *

Мудрец говорит: «Из десяти хижин в любом месте можно найти человека, не уступающего мне в добродетели. Но в любви к учению никто со мной не сравнится».

* * *

Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить

* * *

Если ты осторожен без необходимого знания – станешь трусом. Если ты храбр без необходимого знания – станешь безрассудным. Если ты прямодушен без нужного знания – станешь грубым.

* * *

Учись так, как будто постоянно ощущаешь, что знаний не хватает, и так, как будто все время боишься их растерять.

Если утром познал истину, то вечером можно умереть. * * *

Людей к послушанию можно принудить, но к знанию их принудить невозможно. * * *

Мудрец дает наставления только тому, кто ищет знаний, когда обнаружил свое невежество. Мудрец оказывает помощь только тому, кто не красноречив и не может четко рассказать о своих заветных думах.

* * *

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму

фото: https://jette.ru

Обучение без мысли напрасно, мысль без обучения опасна. * * *

Не разговаривать с человеком, с которым можно говорить, значит потерять человека; разговаривать с человеком, с которым нельзя говорить, значит терять слова. Мудрый не теряет человека и не теряет слов.

* * *

В древние времена люди учились для самосовершенствования. Сейчас же учатся для того, чтобы удивить окружающих.

* * *

Давай наставления только тому, кто ищет знаний,обнаружив своё невежество. Оказывай помощь тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.

* * *

Счастлив тот, кто ничего не знает – ведь он не рискует быть непонятым. * * *

Не поддаются обучению только самые мудрые и самые глупые.

Источник

Comments

comments

positiv4ik.net

Оцените статью
Статус