Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.
Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью.
Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.
Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.
Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.
Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.
Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем.
Тот, кто учится, не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.
Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.
Почтительность без знания должного превращается в самоистязание. Осторожность без знания должного превращается в трусость. Храбрость без знания должного превращается в безрассудство. Прямодушие без знания должного превращается в грубость.
Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года жизни, не мечтал бы занять высокий пост.
В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.
Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.
Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.
Блажен тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.
Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.
Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встречал человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой».
Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.
Не поговорить с человеком, который достоин разговора, – значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, – значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.
Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека познаешь степень его человечности.
Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей.
Радом с благородным мужем допускают три ошибки: с ним говорить, когда слова не доходят до него, – это опрометчивость; не говорить, когда слова бы до него дошли, – это скрытность; и говорить, не наблюдая за выражением его лица, – это слепота.
Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.
Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, – размышление; второй, самый легкий, – подражание; третий, самый горький, – опыт.
Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.
Достаточно, чтобы слова выражали смысл.
Молчание – верный друг, который никогда не изменит.
Жаловаться на неприятную вещь – это удваивать зло; смеяться над ней – это уничтожить его.
Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.
Благородный муж стремится говорить косноязычно, а действовать искусно.
В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания. А затем послал к той женщине своего ученика, и тот спросил ее:
– Вы так убиваетесь – похоже, скорбите не впервой?
– Так оно и есть, – ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После от них же погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.
– Отчего же вы не покинете эти места? – спросил Конфуций.
– Здесь нет жестоких властей, – ответила женщина.
– Запомни это, ученик, – сказал Конфуций. – Жестокая власть – свирепее тигра.
Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.
Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.
Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.
Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.
Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях?
Посылать людей на войну необученными – значит предавать их.
Не имей друзей, которые бы уступали тебе в моральном отношении.
Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.
Почтительный сын – это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.
Служа отцу с матерью, увещевайте их как можно мягче. Если ваши советы не возымеют действия, будьте по-прежнему почтительны и смиренны. Даже если вы раздосадованы в душе, не высказывайте своего недовольства.
Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.
Ныне почитать родителей – это значит уметь кормить. Но и лошади, и собаки могут тоже получить пропитание. Как же отличить одно от другого, если не будет самой почтительности?
Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается.
Кто не может сосредоточиться в себе или увлекается чем-нибудь, тот видя не увидит, слыша не услышит, вкушая не различит вкуса.
He беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.
При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.
Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.
У сдержанного человека меньше промахов.
Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства.
В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение.
Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро – добром».
Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.
Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.
Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.
Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе – они станут развязными, если удалишь от себя – возненавидят.
Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать.
Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя.
Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.
Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.
Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном.
Не делай другому того, чего себе не пожелаешь.
Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.
Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – выше этого нет ничего.
Не усвоив приличий, не утвердишься.
Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром.
Не жалуйтесь по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен.
Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.
Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать учением о человеколюбии.
Если сам прям, то всё исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.
Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым.
Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается.
Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.
Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, конченый человек.
Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?
Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие.
Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.
Сердитый человек всегда полон яда.
Посещать и слушать злых людей – это уже начало злого дела.
Благородный муж винит себя, малый человек винит других.
Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу.
Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.
Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?
К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.
vsebasni.ru
Афоризмы Конфуция
Конфуций (по-китайски Кун-цзы) ( 551 — 479 гг. до н.э.) – великий мыслитель и философ Китая.
Родом знатного рода, который позже обеднел. Основную часть жизни провел в царстве Лy (Восточный Китай, провинция Шаньдун).
В молодые годы занимал чиновничьи посты, а потом учредил первую частную школу Китая. Самые известные мысли и взгляды Конфуция были приведены в знаменитом трактате «Беседы и суждения» («Лунь юй»), которая является записью его цитат, афоризмов и бесед с учениками и последователями.
Одним из самых важных понятий в жизни Конфуций считает жэнь («гуманность»). Которая состоит из совокупности этики и взаимоотношений между людьми и основывается на почтительности, уважении к предкам, старшим по возрасту, преданности государю, государству и делу
В изречениях Конфуция ясно просматривается аристократический вектор его учения. Он без тени сомнений ставил напротив друг друга цзюнь цзы («благородных мужей») и простолюдин —сяожэнь («маленьких людей»). Ибо первые должны направлять вторых и быть для них примером.
Конфуцианство стало государственным учением после 136 г до н.э., а сам Кун-Цзы был объявлен «учителем 10 тысяч поколений». Его культ поддерживался до 1911 г, то есть до самого начала Синь-хайской революции
Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.
Когда ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь.
Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным человеком.
Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра.
Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.
Благородный муж думает о Пути, а не о еде.
Когда пашут, за этим стоит страх голода.
Когда учатся, за этим стоит стремление к жалованью.
Благородный муж заботится о Пути и не заботится о бедности.
Благородный муж подобен колоколу: не ударишь в него — не звучит. (Это интерпретируется как отказ говорить о чем-либо до тех пор, пока правитель прямо об этом не спросит).
Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.
В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивлять других.
Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — вот что можно назвать учением о человеколюбии.
В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах, В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
Величайшая слава не в том, чтобы никогда не ошибаться, но в том, чтобы уметь подняться всякий раз, когда падаешь.
Глупец жалуется, что люди плохо знают его, а мудрец, наоборот, что он не знает людей.
Для людей человеколюбие важнее, чем вода и огонь.
Я видел, как люди, попадая в воду и огонь, погибали. Но не видел, чтобы люди, следуя человеколюбию, погибали.
Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.
Достаточно, чтобы слова выражали смысл.
Достойный человек не идет по следам других людей.
Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок.
Если на рассвете познаешь дао, то на закате солнца можно умереть.
Если человек не обладает человеколюбием, к чему тогда говорить об этике и музыке?
Знать, что нужно сделать, и не делать этого — худшая трусость.
Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
Как на небе не может быть двух солнц, так и у народа не может быть двух правителей.
Когда имущество сосредоточено в одних руках, народ рассеивается. Когда имущество распределяется, народ объединяется.
Когда ты видишь доброго человека, старайся превзойти его; когда видишь дурного — изучи свое сердце.
Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.
Не зная,что говорят люди, нельзя узнать людей.
Остерегайтесь делать то, о чем можете рано или поздно пожалеть.
Платить добром за зло — нелепость. Чем же тогда платить за добро?
Подлинная доброта вырастает из сердца человека.
Все люди родятся добрыми.
При разных принципах не найти общего языка.
Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души, искренность, усердие и доброта.
Середина есть точка, ближайшая к мудрости; не дойти до нее — то же самое, что ее перейти.
Совершенно мудрого человека я не видел.
Увидеть благородного мужа — этого достаточно.
Доброго человека я не видел.
Увидеть обладающего постоянством — этого достаточно.
Соотношение между правителем и народом таково: император — всадник, чиновники и законы -узда и вожжи, народ — лошадь. Чтобы хорошо управлять лошадьми, нужно их правильно взнуздать, ровно держать вожжи и стимул, следует соразмерять силы лошадей и наблюдать за согласным бегом последних. При этих условиях правителю можно не издавать ни одного звука, вовсе не хлопать вожжами и не подстрекать стимулом — лошади сами собой побегут.
Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет причину в самом себе.
Тот, кто желает сохранить добро других людей, уже сохранил свое собственное.
Тот, кто обладает моралью, непременно умеет хорошо говорить.
Тот, кто стремится познать правильный путь, но стыдится плохой одежды и пищи, недостоин того, чтобы с ним вести беседу.
Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь — конченый человек.
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
Умереть с голоду — событие маленькое, а утратить мораль — большое.
Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.
В 15 лет я направил свои помыслы на учение, в 30 лет — определился, в 40 — не сомневался, в 50 — познал Судьбу Неба, в 60 — обрел смирение, в 70, следуя тому, что желало мое сердце, — не преступал меры.
Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных. Почему же ты не покидаешь этой местности? — удивился мудрец. В других областях князья угнетают народ. Видите, — сказал тогда Конфуций ученикам, жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь.
«Существует ли бессмертие?» — спросили у Конфуция. «Мы не знаем, что такое жизнь, можем ли мы знать, что такое смерть? » — ответил он.
«Есть ли одно такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» — спросили у Конфуция. «Да, есть, — ответил он. — Это снисходительность».
Цзы-Гун спросил: «Если бы Вы не высказывались, то что бы ученики записали в связи с этим?» Конфуций ответил: «Разве Небо высказывается? Четыре времени года сменяются в связи с этим. Сто вещей живут в связи с этим. Разве Небо высказывается ? »
www.larisadogadina.ru
Афоризмы Конфуция
На нашем сайте собраны афоризмы великого Конфуция. Конфуций (551 – 479 гг до н.э.) — древний мыслитель и философ Китая. |
Я не понимаю, как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?
Как удивительно, как чудесно может развернуть и проявить человек заложенный в нем небесный дар! Мы ищем его и не видим, прислушиваемся и не слышим, а между тем эта божеская сущность проникает во все существующее, ничто не может быть без нее.
Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по—доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам.
Превышать свои полномочия — то же самое, что и признать неудачу.
Благородный муж способствует тому, чтобы в человеке побеждало все, что есть в нем самого хорошего, а не плохое.
Невежество — это ночь нашего разума, причем ночь без луны и звезд.
Благородный муж винит себя, малый человек винит других.
Если совершенствуешь себя, то разве будет трудно управлять государством? Если же не можешь усовершенствовать себя, то как же сможешь усовершенствовать других людей?
В сорок лет я перестал сомневаться.
Платить добром за зло — нелепость. Чем же тогда платить за добро?
Не зная жизни, как узнаешь, что такое смерть?
Искусство владения языком состоит в том, чтобы быть понятым.
Есть три вещи, заставляющие мудрого человека быть начеку. В юности, пока не устоялись кровь и жизненные силы, надо остерегаться похоти. В расцвете сил, когда кровь и жизненная сила наконец окрепли, надо остерегаться раздора. В старости, когда кровь и жизненные силы уже на исходе, надо остерегаться алчности.
Если новые методы лечения хороши, это не означает, что плохи старые.
Если меч понадобится тебе лишь раз, ты должен носить его всю жизнь.
Единственная настоящая ошибка — это не исправлять своих прошлых ошибок.
Воистину, талант трудно сыскать.
Велик тот правитель, слова которого сообразны его действиям.
Человек, который не заглядывает далеко, непременно ждут близкие беды.
Успех зависит от предварительной подготовки, и без такой подготовки обязательно будет неудача.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Рекомендуемые статьи:
теги: афоризмы конфуций
www.citatyonas.ru
Конфуций
Перед тем как мстить, вырой две могилы.
Конфуций
Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.
Конфуций
Признаваться в своих недостатках, когда нас упрекают в них, — это скромность, открывать их своим друзьям — простодушие, доверчивость, выставлять же их перед всеми — гордость.
Конфуций
Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.
Конфуций
Победа — это поражение.
Конфуций
Лишь самые умные и самые глупые не могут измениться.
Конфуций
Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей.
Конфуций
Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.
Конфуций
Совершенный человек все ищет в себе, ничтожный – в других.
Конфуций
Человек, который совершил ошибку и не исправил ее, совершил еще одну ошибку.
Конфуций
Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, — конченый человек.
Конфуций
Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты.
Конфуций
В стране, которой правят хорошо, стыдятся бедности. В стране, которой правят плохо, стыдятся богатства.
Конфуций
Блажен тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.
Конфуций
Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.
Конфуций
Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее.
Конфуций
Я не понимаю, как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?
Конфуций
Я еще не встречал человека, который любил бы добродетель так, как любят женскую красу.
Конфуций
Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встречал человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой.
Конфуций
Видя перед собой добро, я бегу вперед так, словно боюсь отстать. Видя перед собой зло, я бегу прочь так, словно ступил ногой в кипящую воду.
Конфуций
Тематические страницы
quote-citation.com