Франц Кафка – один из основных немецкоязычных писателей XX века, бо́льшая часть работ которого была опубликована посмертно. Его произведения, пронизанные абсурдом и страхом перед внешним миром и высшим авторитетом – и являются уникальным явление в мировой литературе.
Кафка родился 3 июля 1883 г. в еврейской семье пражского коммерсанта, проживавшего в районе Йозефов, бывшем еврейском гетто Праги. У Кафки было два младших брата и три младших сестры. Оба брата, не достигнув и двухлетнего возраста, скончались. Сестры погибли во время Второй мировой войны в нацистских концентрационных лагерях в Польше.
В период с 1889 по 1893 гг. Кафка посещал начальную школу, потом гимназию, затем закончил в 1901 г. Пражский Карлов университет. В 1906 г. получил степень доктора юридических наук, поступил на службу чиновником в страховое ведомство, очень раздраженно относился к своей работе, проработал на скромных должностях до преждевременного (по болезни) выхода на пенсию в 1922 г.
Кафка был застенчивым, крайне неуверенным в себе человеком, высокого роста, но слишком худощав, что являлось следствием слабого здоровья. Он не любил собственное тело, постоянно сутулился, чтобы скрыть высокий рост. Однако, его острый ум, умение тонко пошутить заставляли особ противоположного пола обращать внимание на юношу.
Хронические болезни изводили его, помимо туберкулёза, он страдал от мигреней, бессонницы, запоров, импотенции, нарывов и других заболеваний. Он пытался противодействовать всему этому натуропатическими способами, такими как вегетарианская диета, регулярная гимнастика и употребление большого количества непастеризованного коровьего молока.
В период между 1912 и 1917 гг. он ухаживал за берлинской девушкой Фелицией Бауэр, с которой дважды был помолвлен и дважды расторг помолвку. Общаясь с ней главным образом через письма, Кафка создал её образ, который совсем не соответствовал действительности.
Второй невестой Кафки стала Юлия Вохрыцек, но помолвка опять вскоре была расторгнута. В начале 1920-х гг. он имел любовные отношения с замужней чешской журналисткой, писательницей и переводчицей его произведений – Миленой Есенской.
В 1922 г. из-за болезни, был вынужден выйти на пенсию. Начал работу над романом «Замок», подготовил к печати сборник новелл «Голодарь», повесть «Исследования одной собаки», рассказ «Нора». В 1923 г. Кафка вместе с девятнадцатилетней Дорой Димант на несколько месяцев переехал в Берлин в надежде отдалиться от влияния семьи и сконцентрироваться на сочинительстве. Но здоровье ухудшилось, и 3 июня 1924 г. Кафка умер в санатории под Веной. Тело перевезли в Прагу, где оно было захоронено на Новом еврейском кладбище, в общей семейной могиле.
При жизни Кафка опубликовал всего несколько коротких рассказов, и его творчество привлекало мало внимания до тех пор, пока посмертно не были изданы его романы. Перед смертью он поручил своему другу и литературному душеприказчику – Максу Броду – уничтожить все неопубликованные рукописи, но Брод нарушил завещание Кафки и уже в 1925926 гг. издал три его неоконченных романа: «Америка», «Процесс» и «Замок», а в 1931 г. – сборник рассказов «На строительстве китайской стены». В этих произведениях были пророчески нарисованы картины грядущего общества, попавшего под пяту гитлеризма, которые вскоре начали привлекать к себе внимание.
В жизни Кафки было много проблем, как внешних, так и внутренних. Он был очень болен огромным количеством заболеваний. Были сложные отношения с деспотичным отцом. Так и не удалось создать семью, не смотря на то, что женщины были в его жизни. Все это отразилось в его сложных, абсурдных и подчас ужасно-прекрасных, шокирующих произведениях, где философия теряется в абсурде, а реальность слишком тесно переплетена с вымыслом. Романы и рассказы Кафки в большинстве завораживающе увлекательны, порой извращенно жестоки, нередко производят тягостное впечатление.
В дневнике Кафки, который он вел с 27 лет, постоянно проступает тема самоубийства. До этого не дошло, но зато с предсказанием времени собственной смерти — «не доживу до 40 лет» – Кафка почти не ошибся.
best-aphorisms.ru
Афоризмы и цитаты Франца Кафки
>> Все авторы цитат >> Немецкие писатели
Кафка Франц (1883–1924) – писатель; еврей по происхождению, пражанин по месту рождения и жительства, немецкий писатель по языку и австрийский писатель по литературной традиции.
Я есть не что иное, как множество шипов, пронизывающих меня насквозь.
Жизненный опыт состоит из опыта, обретаемого духом о себе самом в материи и как материя, в разуме и как разум, в чувстве и как чувство и т. д.
Смысл жизни в том, что она прекращается.
Моя жизнь – это нерешительность перед рождением.
Великолепие жизни поджидает в каждом из нас во всей его полноте, но скрытое от взглядов, в самой глубине, невидимое. Однако оно здесь, не враждебное, не сопротивляющееся, не глухое. Если вы позовете его правильным словом, по правильному имени, оно явится на свет.
Тот факт, что, кроме духовного мира, ничего нет, отнимает у нас надежду, но придает уверенность.
История человечества есть мгновение между двумя шагами странника.
Человек не способен жить без постоянной веры во что то бессмертное в себе, хотя как это бессмертное нечто, так и сама эта вера могут быть постоянно скрытыми от него. Один из способов, посредством которых это скрытое может выражать себя, – вера в личного бога.
Возникновение обычая поклоняться идолам было, несомненно, проявлением боязни перед явлениями этого мира, но, в связи с этим, и боязни перед неотвратимостью этих явлений и, в связи с этим же, и боязни ответственности за эти явления. Ответственность эта представлялась столь огромной, что люди даже не посмели возложить ее на одно взятое в отдельности внечеловеческое существо, ибо даже заступничество одного такого существа не могло в достаточной степени облегчить ответственность человека, общение с только одним таким существом было бы еще слишком сильно окрашено ответственностью, – вот почему на каждое явление была возложена ответственность за себя самого и, более того, на эти явления была также возложена ответственность и за человека.
Мессия придет только тогда, когда в нем уже не будет никакой необходимости; он придет только на следующий день после своего прибытия; он придет не в последний день, а в самый последний день.
Религии так же сбиваются с дороги, как и люди.
Почему мы так горько сожалеем о первородном грехе? Нас изгнали из рая вовсе не из за него, а из за древа Жизни, чтобы мы не могли вкусить его плодов.
Познавшему всю полноту жизни страх смерти неведом. Страх смерти – это следствие неосуществившейся жизни, выражение измены ей.
Один из первых признаков начала понимания – желание умереть. Эта жизнь кажется невыносимой, другая – недосягаемой. Человек больше не стыдится желания умереть, он просит переселить его из старой клетки, ему ненавистной, в новую, которую со временем тоже возненавидит.
Свободу причисляют к самым возвышенным чувствам, поэтому и ложь о свободе считается возвышенной.
Каждая революция бесплодна и ведёт лишь к замене одной бюрократии другой.
Праздность – начало всех пороков, украшение всех добродетелей.
В борьбе между собой и миром будь на стороне мира.
Тропинки возникают оттого, что по ним ходят.
Все человеческие ошибки суть нетерпение, преждевременный отказ от методичности, мнимая сосредоточенность на мнимом деле.
Истинный путь идет по канату, который натянут не высоко, а над самой землей. Он предназначен, кажется, больше для того, чтобы о него спотыкаться, чем для того, чтобы идти по нему.
Зло может соблазнить человека, но не может стать человеком.
Начиная с определенной точки, возврат уже невозможен. Этой точки надо достичь.
В жизни множество преград, и тем они выше, чем выше цели.
Родители, ожидающие от своих детей благодарности (есть даже такие, которые ее требуют), подобны ростовщикам: они охотно рискуют капиталом, лишь бы получить проценты.
Сил человеческих хватает до известного предела. Кто виноват, что именно этот предел играет решающую роль?
Лгут меньше всего, когда меньше всего лгут, а не тогда, когда для этого меньше всего поводов.
Иногда я удивляюсь тому, как люди сумели изобрести понятие «веселье»; вполне возможно, что они его вычислили лишь теоретически – в противовес печали.
Бодрствуя, мы идем сквозь сон — сами лишь призраки ушедших времен.
Вечная молодость невозможна; не будь даже другого препятствия, самонаблюдение сделало бы ее невозможной.
Все дело в мгновении. Оно определяет жизнь.
Все, в том числе и ложь, служит истине. Тени не гасят солнца.
Высказанная вслух мысль сразу же и окончательно теряет значение; записанная, она тоже всегда его теряет, зато иной раз обретает новый смысл.
Для здорового человека жизнь, собственно говоря, лишь неосознанное бегство, в котором он сам себе не признается, — бегство от мысли, что рано или поздно придется умереть. Болезнь всегда одновременно и напоминание, и проба сил. Поэтому болезнь, боль, страдание — важнейший источник религиозности.
Если я обречен, то обречен не только на смерть, но обречен и на сопротивление до самой смерти.
Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно.
Искусство всегда дело всей личности. Поэтому оно в основе своей трагично.
История, эта героическая родина во времени, сегодня уже не удовлетворяет евреев: они завоевали право на родину в пространстве.
Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни. Это выражение измены ей.
Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги.
Случайность существует лишь в нашей голове, в нашем ограниченном восприятии. Она — отражение границ нашего познания. Борьба против случайности — всегда борьба против нас самих, борьба, в которой мы никогда не можем стать победителями.
Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет.
Что у меня общего с евреями? У меня едва ли есть что-нибудь общее с самим собой.
Чтобы театр мог воздействовать на жизнь, он должен быть сильнее, интенсивнее повседневной жизни. При стрельбе нужно целиться выше цели.
citaty.su
Цитаты и высказывания Франца Кафки — 119 цитат
Движение лишает нас возможности созерцания. Наш кругозор сужается. Сами того не замечая, мы теряем голову, не теряя жизни.
Франц Кафка
№ 4200
Эстетически наслаждаться бытием можно, только смиренно живя по законам нравственности.
Франц Кафка
№ 3159
Кто в мире любит своего ближнего, совершает не большую и не меньшую несправедливость, чем тот, кто любит в мире себя самого. Остается только вопрос, возможно ли первое.
Франц Кафка
№ 3563
Это лирика: гладить мир, вместо того чтобы хватать его… Это еще не искусство. Это выражение впечатлений и чувств — робкое ощупывание мира. Глаза еще мечтательно прикрыты. Но со временем это проходит, а ищущая вслепую рука, возможно, отдернется, словно коснувшись огня. Но все это лишь слова. Искусство всегда дело всей личности. Потому оно в основе своей трагично.
Франц Кафка
№ 3117
В первый миг испуга нам лезет в голову всякий вздор, но стоит немного подумать — и все становится на свои места.
Франц Кафка, из источника «Замок», 1922
№ 2480
Может быть знание о дьявольщине, но не может быть веры в нее, ибо больше дьявольщины, чем налицо, не бывает.
Франц Кафка
№ 2735
Чем шире разливается половодье, тем более мелкой и мутной становится вода. Революция испаряется, и остается только ил новой бюрократии. Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги.
Франц Кафка
№ 3212
Один из самых действенных соблазнов зла — призыв к борьбе.
Франц Кафка
№ 3608
Какие страдания не предстоят мне, какие страдания не предстоят ей, их нельзя сравнить с теми страданиями, которые были уготованы нам вместе.
Франц Кафка, из книги «Дневники (1910–1923)», 1910
№ 2231
Кто отрекается от мира, должен любить всех людей, ибо он отрекается и от их мира. Тем самым он начинает догадываться об истинной человеческой сути, которую нельзя не любить, если предположить, что ты ей соответствуешь.
Франц Кафка
№ 2265
Добро в каком-смысле безотрадно.
Франц Кафка
№ 3335
Изгнание из рая в главной своей части вечно. То есть изгнание из рая окончательно и жизнь в мире неминуема, однако вечность этого процесса (или, выражаясь временными категориями,— вечная повторяемость этого процесса) дает нам все же возможность не только надолго оставаться в раю, но и в самом деле там находиться, независимо от того, знаем ли мы это здесь или нет.
Франц Кафка
№ 3044
Поэзия преобразует жизнь.
Франц Кафка
№ 3534
Радости этой жизни суть не ее радости, а наш страх пред восхождением в высшую жизнь; муки этой жизни суть не ее муки, а наше самобичевание из-за этого страха.
Франц Кафка
№ 3580
Актер должен быть театральным. Его чувства и их выражение должны быть сильнее, чем чувства и их выражение у зрителя, для того чтобы достичь желаемого воздействия на зрителя. Чтобы театр мог воздействовать на жизнь, он должен быть сильнее, интенсивнее повседневной жизни. Таков закон тяготения — при стрельбе нужно целиться выше цели.
Франц Кафка
№ 2609
Как ни работай, все равно не заслужишь права претендовать на то, чтобы все относились к тебе с любовью, напротив, становишься одиноким, для всех чужим, и — всего лишь объектом любопытства.
Франц Кафка, из источника «Описание борьбы», 1904
№ 2317
Совет — трусливое отступление перед будущим, являющимся пробным камнем нашего настоящего. Но проверки боится лишь тот, у кого нечистая совесть. Человек, не выполняющий задачи своего времени. Однако кто совершенно точно знает свою задачу? Никто. Потому у каждого из нас нечистая совесть, от которой хочется убежать — как можно скорее уснув.
Франц Кафка
№ 2933
Угнетать ближнего куда легче, если ничего не знаешь о нем. Совесть тогда не мучает…
Франц Кафка
№ 2597
Грешны мы не только тем, что ели от дерева познания, но и тем, что не ели от дерева жизни. Грешно состояние, в котором мы пребываем, независимо от вины.
Франц Кафка
№ 2250
Я не могу устоять, не могу удержаться, чтобы не восхититься достойной восхищения, и не любить, пока восхищение не будет исчерпано.
Франц Кафка, из книги «Дневники (1910–1923)», 1916
№ 2654
Истина неразделима, значит, она сама не может узнать себя; кто хочет узнать ее, должен быть ложью.
Франц Кафка
№ 2276
Многие так называемые ученые транспонируют мир поэта в другую, научную сферу и добиваются таким путем славы и веса.
Франц Кафка
№ 3246
Первый признак начала познания — желание умереть. Эта жизнь кажется невыносимой, другая — недостижимой. Уже не стыдишься, что хочешь умереть; просишь, чтобы тебя перевели из старой камеры, которую ты ненавидишь, в новую, которую ты только еще начнешь ненавидеть. Сказывается тут и остаток веры, что во время пути случайно пройдет по коридору главный, посмотрит на узника и скажет: «Этого не запирайте больше. Я беру его к себе».
Франц Кафка
№ 2372
Опасность длится лишь одно маленькое, ограниченное мгновение. За ним — пропасть. Если преодолеешь ее, все станет иначе. Все дело в мгновении. Оно определяет жизнь.
Франц Кафка
№ 2240
Задние мысли, с которыми ты впускаешь в себя зло, — это не твои мысли, а зла.
Франц Кафка
№ 3453
Человек давно отказался от участия в создании мира и ответственности за него.
Франц Кафка
№ 4036
Большинство современных книг — лишь мерцающие отражения сегодняшнего дня. Они очень быстро гаснут. Старое же обнаруживает свою сокровеннейшую ценность — долговечность. Лишь бы новое — это сама преходящность. Сегодня оно кажется прекрасным, а завтра предстает во всей своей нелепости. Таков путь литературы.
Франц Кафка
№ 2617
Только заядлый браконьер может быть строгим лесничим.
Франц Кафка
№ 3026
Театр сильнее всего воздействует тогда, когда он делает нереальные вещи реальными. Тогда сцена становится перископом души, позволяющим заглянуть в действительность изнутри.
Франц Кафка
№ 4058
Вся жизнь — лишь путь к смерти.
Франц Кафка
№ 3345
Мы были созданы, чтобы жить в раю, рай был предназначен для того, чтобы служить нам. Наше назначение было изменено; что это случилось и с назначением рая, не говорится.
Франц Кафка
№ 3502
Есть два главных человеческих греха, из которых вытекают все прочие: нетерпение и небрежность. Из-за нетерпения люди изгнаны из рая, из-за небрежности они не возвращаются туда. А может быть, есть только один главный грех: нетерпение. Из-за нетерпения изгнаны, из-за нетерпения не возвращаются.
Франц Кафка
№ 2699
Всеми страданиями вокруг нас должны страдать и мы. У всех у нас не одно тело, но одно развитие, а это проводит нас через все боли в той или иной форме.
Франц Кафка
№ 3517
Нет ничего другого кроме духовного мира; то, что мы называем чувственным миром, есть зло в мире духовном, а то, что мы называем злом, есть лишь необходимость какого-то момента нашего вечного развития.
Франц Кафка
№ 3598
Надо спокойно разбираться в себе, не торопиться с выводами, жить, как подобает, а не гоняться, как собака за собственным хвостом.
Франц Кафка, из книги «Дневники (1910–1923)», 1910
№ 3761
Общение с людьми совращает к самоанализу.
Франц Кафка
№ 2461
Чем больше ты впряжешь лошадей, тем скорее пойдет дело — то есть не скорее вырвешь из фундамента глыбу — это невозможно, — а скорее порвешь ремни и поедешь весело налегке.
Франц Кафка
№ 3349
Моя тюремная камера — моя крепость.
Франц Кафка
№ 4123
Умереть сейчас значило бы ни что иное, как погрузить Ничто в Ничто, но чувства не могли бы с этим смириться, ибо можно ли, даже ощущая себя как Ничто, сознательно погрузить себя в Ничто, причем не просто в Ничто, а в Ничто бурлящее, чье ничтожество состоит лишь в его непостижимости.
Франц Кафка, из книги «Дневники (1910–1923)», 1910
№ 2112
Оставь мне мои книги! Это все, что у меня есть.
Франц Кафка, 1910
№ 3872
Начиная с определенной точки, возврат уже невозможен. Этой точки надо достичь.
Франц Кафка
№ 2104
На самом деле поэт гораздо мельче и слабее среднего человека. Потому он гораздо острее и сильнее других ощущает тяжесть земного бытия. Для него самого его пение — лишь вопль.
Франц Кафка
№ 2076
Поэзия — болезнь. Сбить температуру еще не значит выздороветь. Напротив! Жар очищает и просветляет.
Франц Кафка
№ 2052
Люди очень много и очень громко говорят, для того чтобы сказать как можно меньше. Это очень шумное молчание. По-настоящему существенны и интересны при этом лишь закулисные сделки, о которых не упоминают ни единым словом.
Франц Кафка
№ 2012
В одном и том же человеке есть опыт, который при полной своей неодинаковости имеет все-таки один и тот же объект, а из этого следует, что в одном и том же человеке не может не быть разных субъектов.
Франц Кафка
№ 2008
Обычное — уже само по себе чудо! Я только записываю его. Возможно, что я немного подсвечиваю вещи, как осветитель на полу затемненной сцене. Но это неверно! В действительности сцена совсем не затемнена. Она полна дневного света. Потому люди зажмуривают глаза и видят так мало.
Франц Кафка
№ 1991
Верить в прогресс не значит верить, что прогресс уже состоялся. Это не было бы верой.
Франц Кафка
№ 1990
Истина — то, что нужно каждому человеку для жизни и что тем не менее он не может ни у кого получить или приобрести. Каждый человек должен непрерывно рождать ее из самого себя, иначе он погибнет. Жизнь без истины невозможна. Может быть, истина и есть сама жизнь.
Франц Кафка
№ 1870
Зло бывает порой в руке, как орудие; узнанное или неузнанное, оно, не переча, позволяет отложить себя в сторону, если есть воля на то.
Франц Кафка
№ 1850
Все человеческие ошибки суть нетерпение, преждевременный отказ от методичности, мнимая сосредоточенность на мнимом деле.
Франц Кафка
№ 1824
Нужно было посредничество змея: зло может соблазнить человека, но не может стать человеком.
Франц Кафка
№ 1819
Некровавых сказок не бывает. Всякая сказка исходит из глубин крови и страха. Это роднит все сказки. Внешняя оболочка различна. В северных сказках не так много пышной фауны фантазии, как в сказках африканских негров, но зерно, глубина тоски одинаковы.
Франц Кафка
№ 1779
Перо не инструмент, а орган писателя.
Франц Кафка
№ 1737
Творчество для художника — страдание, посредством которого он освобождает себя для нового страдания. Он не исполин, а только пестрая птица, запертая в клетке собственного существования.
Франц Кафка
№ 1724
Если то, что будто бы уничтожилось в раю, поддавалось уничтожению, значит, решающего значения оно не имело; а если не поддавалось, то значит, мы живем в ложной вере.
Франц Кафка
№ 1652
В большинстве своем люди вовсе не злы. Люди поступают плохо и навлекают на себя вину потому, что говорят и действуют, не представляя себе последствий своих слов и поступков. Они лунатики, а не злодеи.
Франц Кафка
№ 1614
Случайностями называют стечение событий, причинность которых неизвестна. Но без причинности нет мира. Поэтому случайности существуют не в мире, а только в нашей голове, в нашем ограниченном восприятии. Они — отражение границ нашего познания. Борьба против случайности — всегда борьба против нас самих, борьба, в которой мы никогда не можем стать победителями.
Франц Кафка
№ 1609
Между мировосприятием и действительностью часто существует болезненное несоответствие.
Франц Кафка
№ 1504
Проверь себя на человечестве. Сомневающегося оно заставляет сомневаться, верящего — верить.
Франц Кафка
№ 1483
Жизнь — не эпизод между двумя ночами.
Франц Кафка
№ 1442
Для здорового человека жизнь, собственно говоря, лишь неосознанное бегство, в котором он сам себе не признается, — бегство от мысли, что рано или поздно придется умереть.
Франц Кафка
№ 1432
Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни. Это выражение измены ей.
Франц Кафка, из книги «Дневники (1910–1923)», 1910
№ 1421
Две задачи начала жизни: все больше ограничивать свой круг и постоянно проверять, не спрятался ли ты где-нибудь вне своего круга.
Франц Кафка
№ 1418
Есть вопросы, мимо которых мы не смогли бы пройти, если бы от природы не были освобождены от них.
Франц Кафка
№ 1358
Чувственная любовь скрывает небесную; в одиночку ей это не удалось бы, но поскольку она неосознанно содержит в себе элемент небесной любви, это ей удается.
Франц Кафка
№ 1262
Многие тени усопших заняты только тем, что лижут волны реки смерти, потому что она течет от нас и еще сохраняет солёный вкус нашего моря. От отвращения река эта вздымается, начинает течь вспять и несет мертвых назад в жизнь. А они счастливы, поют благодарственные песни и гладят возмущенную реку.
Франц Кафка
№ 1169
Один утешает другого в надежде на то, что утешение это возымеет обратное действие на него самого, или страстно упивается этим обратным действием.
Франц Кафка, из книги «Дневники (1910–1923)», 1910
№ 1144
Истина относится к тем немногим действительно великим ценностям жизни, которые нельзя купить. Человек получает их в дар, так же как любовь или красоту.
Франц Кафка
№ 1132
Наше искусство — это ослепленность истиной: истинен только свет на отпрянувшем с гримасой лице, больше ничего.
Франц Кафка
№ 1120
Молодость счастлива, потому что обладает способностью видеть прекрасное. Когда эта способность утрачивается, начинается безнадежная старость, увядание, несчастье.
Франц Кафка
№ 1093
Если бы возможно было построить Вавилонскую башню, не взбираясь на неё, это было бы позволено.
Франц Кафка
№ 1058
Судорожная веселость гораздо грустнее, чем открыто выраженная грусть.
Франц Кафка
№ 996
При известной степени самопознания и при других благоприятствующих наблюдению за собой условиях неизбежно будешь время от времени казаться себе отвратительным.
Франц Кафка, из книги «Дневники (1910–1923)», 1914
№ 969
Истинный путь идет по канату, который натянут не высоко, а над самой землей. Он предназначен, кажется, больше для того, чтобы о него спотыкаться, чем для того, чтобы идти по нему.
Франц Кафка
№ 937
Человек не может жить без постоянного доверия к чему-то нерушимому в себе, причем и это нерушимое, и это доверие могут долго оставаться для него скрыты. Одно из проявлений этой скрытости — вера в личного бога.
Франц Кафка
№ 873
Борьба молодости против старости, в сущности, лишь мнимая борьба… Старость — будущее молодости, которого она раньше или позже должна достичь. Зачем же бороться? Чтобы скорее постареть? Чтобы скорее уйти?
Франц Кафка
№ 837
Вера – как топор гильотины, так же тяжела, так же легка.
Франц Кафка
№ 820
Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет.
Франц Кафка
№ 804
Сон снимает покров с действительности, с которой не может сравниться никакое видение. В этом ужас жизни — и могущество искусства.
Франц Кафка
№ 786
Зло – это излучение человеческого сознания в определенных переходных положениях. Иллюзия – это, в сущности, не чувственный мир, а его зло, которое, однако, для наших глаз и составляет чувственный мир.
Франц Кафка
№ 770
Через рай порока достигаешь ада добродетели.
Франц Кафка
№ 733
Лгут меньше всего, когда меньше всего лгут, а не тогда, когда для этого меньше всего поводов.
Франц Кафка
№ 662
Смерть перед нами – примерно как картина на стене класса, изображающая битву Александра Македонского. Все дело в том, чтобы еще в этой жизни затмить картину своими деяниями или совсем погасить.
Франц Кафка
№ 660
Родители, ожидающие от своих детей благодарности (есть даже такие, которые ее требуют), подобны ростовщикам: они охотно рискуют капиталом, лишь бы получить проценты.
Франц Кафка, из книги «Дневники (1910–1923)», 1914
№ 617
Человек, достигший чего-либо путного в малом, так натужно растягивает свой талант на большой роман, что становится тошно, даже если не забываешь восхититься той энергией, с которой насилуется собственный талант.
Франц Кафка, из книги «Дневники (1910–1923)», 1910
№ 616
Решающее мгновение человеческого развития длится вечно. Правы поэтому революционные духовные движения, объявляющие всё прежнее ничтожным, ибо ещё ничего не произошло.
Франц Кафка
№ 558
Вероятно, это заключено в природе дружбы и сопровождает ее как тень: один что-либо приветствует, другой об этом же сожалеет, третий просто не замечает…
Франц Кафка, из книги «Дневники (1910–1923)», 1910
№ 557
Диктуемая чувством и даже разумом задача художника — включить портретируемого в систему собственного художественного видения.
Франц Кафка, из книги «Дневники (1910–1923)», 1910
№ 480
Дух лишь тогда делается свободным, когда он перестает быть опорой.
Франц Кафка
№ 417
Уровень массы зависит от сознания единиц.
Франц Кафка
№ 376
Я был мудрым, если угодно, потому что в любое мгновение готов был умереть, но не потому, что выполнил все возложенное на меня, а потому, что ничего из всего этого не сделал и не мог даже надеяться когда-нибудь сделать хоть часть.
Франц Кафка, из книги «Дневники (1910–1923)», 1910
№ 295
Нет обладания, есть только бытие, только жаждущее последнего вздоха, жаждущее задохнуться бытие.
Франц Кафка
№ 255
Путь от головы к перу намного длиннее и труднее, нежели путь от головы к языку.
Франц Кафка
№ 212
Перо — это только сейсмографический грифель сердца. Им можно регистрировать землетрясения, но не предсказывать их.
Франц Кафка
№ 26
Войны еще никогда не изображались правильно. Обычно показывают только отдельные явления или результаты. Но самое страшное в войне — уничтожение всех существующих гарантий и соглашений. Физическое, животное заглушает и душит всё духовное. Это как раковая болезнь. Человек живет уже не годы, месяцы, дни, часы, а только мгновения. И даже в течение мгновения он не живет. Он лишь осознает его. Он просто существует.
Франц Кафка
№ 62
Ты можешь отстраняться от страданий мира, это тебе разрешается и соответствует твоей природе, но, быть может, как раз это отстранение и есть единственное страдание, которого ты мог бы избежать.
Франц Кафка
№ 78
Сомнения, как кольцом, окружают каждое слово, я вижу их раньше, чем само слово, — да что я говорю! — я вообще не вижу слова, я выдумываю его.
Франц Кафка, из книги «Дневники (1910–1923)», 1910
№ 82
greatwords.org
Франц Кафка
Я пишу иначе, чем говорю, говорю иначе, чем думаю, думаю иначе, чем должен думать, и так до самых темных глубин.
Поэзия — болезнь. Сбить температуру еще не значит выздороветь. Напротив! Жар очищает и просветляет.
Угнетать ближнего куда легче, если ничего не знаешь о нем. Совесть тогда не мучает…
Не могу спать. Одни сновидения, никакого сна…
Так как хуже уже быть не могло, стало лучше.
Многие тени усопших заняты только тем, что лижут воды реки мёртвых, так как текут они от нас и сохраняют ещё солёный привкус наших морей. Река вздымается от отвращения, устремляется вспять и выносит их в этом отливе снова в жизнь. Они же, счастливые, поют гимны благодарения, ластясь к возмущённой реке.
Оставь мне мои книги. Это все, что у меня есть.
Истина — то, что нужно каждому человеку для жизни и что тем не менее он не может ни у кого получить или приобрести. Каждый человек должен непрерывно рождать её из самого себя, иначе он погибнет. Жизнь без истины невозможна. Может быть, истина и есть сама жизнь.
Я завидую молодым. Чем старше человек становится, тем больше расширяется его кругозор. А жизненные возможности становятся всё меньше и меньше. К концу остаётся один лишь взгляд, один лишь выдох. В этот момент человек, наверное, оглядывает всю свою жизнь. В первый и последний раз.
Форма не есть выражение содержания, а лишь приманка, ворота и путь к содержанию. Возымеет оно действие — тогда откроется скрытый задний план.
Поэты пытаются заменить людям глаза, чтобы тем самым изменить действительность. Потому они, в сущности, враждебные государству элементы, — они ведь хотят перемен. Государство же и вместе с ним все его преданные слуги хотят незыблемости.
citaty.info