Никколо макиавелли цитаты и афоризмы


Никколо Макиавелли

Войны начинают когда хотят, но завершают, когда могут.

Никколо Макиавелли

Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью.

Никколо Макиавелли

Какое бы дело мы ни затевали, время всегда кажется неподходящим, и никогда не бывает абсолютно благоприятных обстоятельств. Кто ждет идеального случая, так никогда и не начнет дела, а если и начнет, то зачастую его ожидает печальный конец.

Никколо Макиавелли

Скрой то, что говоришь сам, узнай то, что говорят другие и станешь истинным князем.

Никколо Макиавелли

От частоты откровения истинность не стирается: счастье — это когда тебя понимают.

Никколо Макиавелли

За малое зло человек может отомстить, а за большое не может, из чего следует, что наносимую человеку обиду, надо рассчитывать так, чтобы не бояться мести.

Никколо Макиавелли

Добро приедается.

Никколо Макиавелли

Цель оправдывает средства.

Никколо Макиавелли

Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей.

Никколо Макиавелли

Нельзя честно, не ущемляя других, удовлетворить притязания знати, но можно — требования народа, так как у народа более честная цель, чем у знати: знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным.

Никколо Макиавелли

Человеку, который желает при всех обстоятельствах пребывать добродетельным, остается лишь гибнуть среди множества тех, кто недобродетелен.

Никколо Макиавелли

Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными.

Никколо Макиавелли

Честолюбивые устремления людей не знают конца: сначала они стремятся к тому, чтобы не обижали их самих, затем сами начинают обижать других.

Никколо Макиавелли

Тематические страницы

quote-citation.com

Никколо Макиавелли, цитаты. Высказывания и афоризмы Никколо Макиавелли.

Высказывания, афоризмы и цитаты Никколо Макиавелли.

Никколо Макиавелли (3 мая 1469 - 21 июня 1527) итальянский мыслитель, писатель, политик, философ

Показано 18 из 63

Сортировка: Нет Популярность А-Я Длина

Люди так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить.

Основой власти во всех государствах — как унаследованных, так и смешанных и новых — служат хорошие законы и хорошее войско.

Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает.

Кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти.

Мы должны раз и навсегда отвергнуть взгляд, будто дела мира управляются судьбой и Богом и что люди, с их умом, ничего изменить в этом не могут.

Коль нету здравого ума- не будут вечными державы,

где перемен сплошная кутерьма.

Люди злы и дают простор дурным качествам своей души всякий раз, когда для этого имеется у них легкая возможность.

Война сладка тому, кто её не изведал.

Государь не волен выбирать себе народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать и подвергать опале.

Бог не всё исполняет сам, дабы не лишить нас свободной воли и причитающейся нам части славы.

Добро приедается.

Честолюбивые устремления людей не знают конца: сначала они стремятся к тому, чтобы не обижали их самих, затем сами начинают обижать других.

Я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населен одними нищими, монахами и апостолами.

Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.

Народ, Постижение, Сущность

Дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать.

www.wisdoms.one

Фразы Никколо Макиавелли

В сборник вошли высказывания, цитаты и фразы Никколо Макиавелли:

  • Я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населён одними нищими, монахами и апостолами.
  • …люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.
  • Чтобы узнать, что должно случиться, достаточно проследить, что было… Это происходит от того, что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому неизбежно будут должны давать одни и те же результаты.
  • …люди не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им.
  • Смотри своей судьбе в лицо, сторонись зла, но коли не можешь его избежать сноси ожидающую тебя расплату как мужчина, не падай духом, не расслабляйся, как женщина.
  • Цитата Никколо Макиавелли: А надо знать, что нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми.
  • Самое же главное для государя — вести себя с подданными так, чтобы никакое событие, ни дурное, ни хорошее, не заставляло его изменить своего обращения с ними, так как, случись тяжелое время, зло делать поздно, а добро бесполезно, ибо его сочтут вынужденным и не воздадут за него благодарностью.
  • В действительности нет способа надежно овладеть городом иначе, как подвергнув его разрушению.
  • Расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру.
  • Фраза Никколо Макиавелли: Война — хорошее дело, если броня её отсвечивает надеждой.
  • Поистине страсть к завоеваниям — дело естественное и обычное.
  • Войны начинаются, когда вы их начинаете, но они не останавливаются, когда вы этого захотите (вариант: Войны начинаются по вашей воле, но не прекращаются по вашему желанию).
  • Однако в действительности кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти.
  • Горе тому, кто умножает чужое могущество, ибо оно добывается умением или силой, а оба эти достоинства не вызывают доверия у того, кому могущество достаётся.
  • Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность. Если же они не таковы, то и о государе заключат соответственно, ибо первую оплошность он уже совершил, выбрав плохих помощников.
  • Государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого.
  • Не золото, как провозглашает всеобщее мнение, а хорошие солдаты суть пружина войны, ибо за золото не всегда найдёшь добрых солдат, а хорошие солдаты всегда достанут золото.
  • Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности.
  • Народ, привыкший жить под властью государя и благодаря случаю ставший свободным, с трудом сохраняет свободу.
  • Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные — исполнять сами.
  • Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх.
  • Дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время.
  • Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.
  • И всё же, ради того, чтобы не утратить свободу воли, я предположу, что, может быть, судьба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же половину, или около того, она предоставляет самим людям.
  • Любят государей по собственному усмотрению, а боятся — по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого.
  • Ибо умы бывают трёх родов: один всё постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий — сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Первый ум — выдающийся, второй — значительный, третий — негодный.
  • Кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти.
  • К оружию следует прибегать в последнюю очередь — когда другие средства окажутся недостаточны (неверно приписано; на самом деле эта цитата принадлежит Титу Ливию)
  • Каждый видит, каким ты кажешься, но мало кто чувствует, каков ты есть.
  • Какими средствами могу я пристыдить людей, родившихся и выросших без понятия о чести? Почему они должны меня уважать, когда они меня не знают? Какими богами и святыми заставлю я их клясться — теми, которых они чтут, или теми, над которыми кощунствуют? Не знаю, кого они чтут, но кощунствуют они над всеми. Можно ли вообще верить клятвам, данным перед существом, над которым они издеваются? Как могут они, глумясь над Богом, уважать людей?
  • Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков.
  • Лучше проиграть со своими, чем выиграть с чужими, ибо не истинна та победа, которая добыта чужим оружием (речь идет о целесообразности использования союзных или наемных войск).
  • И всё-таки я полагаю, что натиск лучше, чем осторожность, ибо фортуна — женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать — таким она поддается скорее, чем тем, кто холодно берется за дело. Поэтому она, как женщина,- подруга молодых, ибо они не так осмотрительны, более отважны и с большей дерзостью её укрощают.
  • Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое — не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести.
  • Здесь происходит то же самое, что с чахоткой: врачи говорят, что в начале эту болезнь трудно распознать, но легко излечить; если же она запущена, то ее легко распознать, но излечить трудно. Так же и в делах государства: если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет.
  • Люди не умеют быть ни достойно преступными, ни совершенно хорошими: злодейство обладает известным величием или является в какой-то мере проявлением широты души, до которой они не в состоянии подняться.
  • Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой.
  • Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй — зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму.
  • Государь, чей город хорошо укреплен, а народ не озлоблен, не может подвергнуться нападению. (Макиавелли цитаты и высказывания)
  • Не верь, когда какой-то лицедей кричит, что жизнь ему отрада, дескать. Отраднее, чем жить среди людей, со свиньями в хлеву помои трескать.
  • Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости.
  • Нельзя верить тому, что видишь в спокойное время.
  • Государь всегда должен советоваться с другими, но только когда он того желает, а не когда того желают другие; и он должен осаживать всякого, кто вздумает, непрошеный, подавать ему советы.
  • Обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше.
  • Войны нельзя избежать, ее можно лишь отсрочить — к выгоде вашего противника.
  • Познание будущего через прошедшее облегчается ещё и тем, что отдельные народы, как можно убедиться, на протяжении длительного времени сохранят одни и те же нравы.
  • Война сладка тому, кто её не изведал.
  • Раз в силу своей природы человек не может ни иметь одни добродетели, ни неуклонно им следовать, то благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же — воздерживаться по мере сил, но не более.
  • В наёмном войске опаснее нерадивость, в союзническом войске — доблесть.
  • Расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая своё — ты только себе вредишь.
  • Бог не всё исполняет сам, дабы не лишить нас свободной воли и причитающейся нам части славы.
  • Скрой то, что говоришь сам, узнай то, что говорят другие и станешь подлинным князем.
  • …люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества.
  • Та война справедлива, которая необходима, и то оружие священно, на которое единственная надежда.
  • …люди же таковы, что, видя добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям.
  • Я уподобил бы судьбу бурной реке, которая, разбушевавшись, затопляет берега, валит деревья, крушит жилища, вымывает и намывает землю: все бегут от нее прочь, все отступают перед её напором, бессильные его сдержать. Но хотя бы и так, — разве это мешает людям принять меры предосторожности в спокойное время, то есть возвести заграждения и плотины так, чтобы, выйдя из берегов, река либо устремилась в каналы, либо остановила свой безудержный и опасный бег?
  • …добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными.

Темы выпуска: афоризмы, изречения, фразы и цитаты Никколо Макиавелли. Итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель.

(Пока оценок нет)

vse-frazi.ru

Никколо Макиавелли - цитаты, афоризмы, высказывания, фразы

Никколо Макиавелли - родился 3 мая 1469 года, в деревне Сан Кашано, рядом с городом Флоренция, Италия. Итальянский мыслитель, писатель, политический деятель. Автор работ «Государь» («Князь»), «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки» и др. Умер в Сан-Кашано 21 июня 1527 года.

  • Любовь плохо уживается со страхом. 

  • Народные массы мудрее и постояннее государя.

  • Всякая перемена прокладывает путь другим переменам.

  • Кто имеет хорошее войско, найдет и хороших союзников. 

  • Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли.

  • Войны начинают, когда хотят, но кончают – когда могут.

  • Люди не умеют быть ни совсем дурными, ни совсем хорошими.

  • Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.

  • Чужие доспехи либо широки, либо тесны, либо слишком громоздки.

  • Обманываясь в общих вопросах, люди никогда не обманываются в частных. 

  • Всякий видит, чем ты кажешься, немногие чувствуют, кто ты на самом деле. 

  • Кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти. 

  • Государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы.

  • Коли нету здравого ума, Не будут долговечными державы, Где перемен сплошная кутерьма. 

  • Никогда не будет ни прочной, ни долговечной та власть, которая опирается на наемное войско.

  • Презрение и ненависть подданных - это то самое, чего государь должен более всего опасаться.

  • Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью.

  • Только те способы защиты хороши, основательны и надежны, которые зависят от тебя самого и от твоей доблести. 

  • Человек осмотрительный, не умеющий сделаться отважным, когда это необходимо, становится причиной своей гибели.

  • Государю нет необходимости обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими.

  • Заблуждается тот, кто думает, что новые благодеяния могут заставить великих мира сего позабыть о старых обидах.  

  • Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой.  

  • Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.

  • Честолюбие - такое сильное человеческое чувство, что как бы высоко мы ни забирались, мы никогда не испытываем удовлетворения.

  • Государь не волен выбирать себе народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать и подвергать опале. 

  • С врагом можно бороться двумя способами: во-первых - законами, во-вторых - силой. Первый способ присущ человеку, второй - зверю.

  • Тяжелую болезнь вначале легко вылечить, но трудно распознать, когда же она усилилась, ее легко распознать, но уже трудно вылечить.

  • Честолюбивые устремления людей не знают конца: сначала они стремятся к тому, чтобы не обижали их самих, затем сами начинают обижать других.

  • Творцы законов в республиках и королевствах должны твердо сдерживать корыстные устремления людей и лишать их всякой надежды на безнаказанность.

  • Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий - сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может.  

  • Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого. 

  • Я не думаю, что в республике можно найти что-нибудь более недостойное, чем когда закон принимают и его не соблюдают, и уж тем более, когда закон не соблюдает сам его законодатель. 

aphorism-citation.ru


Смотрите также